Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Алексеева Д.В, судей Габдуллина Р.Г, Тимохина И.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Алферовой О.В. на решение Ленинского районного суда г.Самары от 10 июня 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 13 августа 2019 года по административному делу N2а-2680/2019 по административному исковому заявлению Алферовой О.В. к Департаменту градостроительства городского округа Самара о признании незаконным распоряжения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
Заслушав доклад судьи Алексеева Д.В, объяснения представителя административного истца Екатеринина И.И, судебная коллегия
установила:
Алферова О.В, являющаяся собственником земельного участка, расположенного по адресу: "адрес" имеющего кадастровый N, категория земель - сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием - для ведения садоводства, обратилась в суд с административным иском о признании незаконным распоряжения Департамента градостроительства городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ N, возложении обязанности заключить с ней соглашение о перераспределении земельных участок, считая, что административный ответчик неправомерно отказал ей в заключении соглашения о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена, и ее земельного участков, сославшись на нахождение испрашиваемого земельного участка в противопожарной зоне.
Решением Ленинского районного суда г. Самары от 10 июня 2019 года в удовлетворении административных исковых требований Алферовой О.В. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 13 августа 2019 года апелляционная жалоба Алферовой О.В. на указанное решение суда оставлена без удовлетворения.
В кассационной жалобе Алферова О.В. не соглашается с судебными постановлениями, полагая несостоятельными ссылки судов на возможность строительства ею зданий на земельном участке и нарушение тем самым противопожарных правил. Указывает на то, что никаких действий для возведения или реконструкции капитальных строений на испрашиваемом участке она не предпринимает, размер и конфигурация испрашиваемого участка исключает размещение таких строений, более того, сам факт расположения земельного участка в садоводческом товариществе означает отсутствие нарушений противопожарных правил. Суды в нарушение требований процессуального закона оставили ее доводы без оценки.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель административного истца Екатеринин И.И. доводы кассационной жалобы поддержал по изложенным основаниям. Остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает необходимым отменить принятые по делу судебные акты на основании части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации ввиду несоответствия выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела.
Из материалов дела следует, что распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ N Департамент градостроительства городского округа Самара со ссылкой на пункт 6 ст.11.9 Земельного кодекса Российской Федерации отказал Алферовой О.В. в заключении соглашения о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена, и ее земельного участка. Причиной отказа явилось то, что испрашиваемый участок, согласно сведениям из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, расположен в пределах 50-метровой зоны от границ лесов Самарского лесопарка, часть земельного участка находится в пределах 30-метровой зоны, таким образом, перераспределение повлечет нарушение пункта 79 Правил противопожарного режима в Российской Федерации и пункта 4.14 Свода правил СП 4.13130 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям". При этом испрашиваемый участок расположен в территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1), что подразумевает возможность застройки земельного участка заявителем.
Отказывая в удовлетворении требования о признании вышеуказанного распоряжения незаконным, суды исходили из его содержания и в нарушение норм ст.ст.59, 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основали свои выводы только на возражениях административного ответчика, которые не были подтверждены надлежащими доказательствами.
Подпунктом 6 статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности.
Подпункт 11 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ предусматривает, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 поименованного кодекса.
Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 указанного Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
Исходя из положения пункта 6 ст.11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к невозможности размещения объектов недвижимости, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Однако материалы дела не содержат сведений, что расположение земельного участка в пределах 30-метровой или 50-метровой зоны от границ лесов Самарского лесопарка определено именно по данным информационной системы обеспечения градостроительной деятельности. Служебная записка работника учреждения, на которую сослались суды, непосредственно такого указания не содержит.
Расположение земельного участка на указанном расстоянии от границ лесопарка не подтверждено выписками, фрагментами схем из информационной системы, картографическими материалами либо другими данными. Имеющиеся материалы не позволяют также и соотнести место расположения испрашиваемого земельного участка и лесных насаждений.
По утверждению административного истца, изложенному в административном исковом заявлении, административным ответчиком не учитывались точки исчисления расстояний от земельного участка до границ лесопарка, в связи с чем проверить правильность измерения расстояния не представляется возможным. Данные доводы не получили оценки в обжалуемых судебных постановлениях, суды при рассмотрении настоящего спора не исследовали необходимым образом вопрос о соблюдении противопожарных расстояний в случае образования земельного участка путем перераспределения, в связи с чем не проверили должным образом правомерность отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
С учетом изложенного выводы судов нельзя признать обоснованными, судебные акты подлежат отмене. Ввиду того, что допущенные судами нарушения не могут быть исправлены судом кассационной инстанции и вынести новое решение не представляется возможным, дело подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду надлежит учесть изложенное, принять меры к полному, объективному и всестороннему исследованию всех обстоятельств дела, и с учетом доводов лиц, участвующих в деле, и представленных ими доказательств разрешить спор в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь ст.ст. 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда г. Самары от 10 июня 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 13 августа 2019 года отменить.
Административное дело по административному исковому заявлению Алферовой О.В. к Департаменту градостроительства городского округа Самара о признании незаконным распоряжения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков направить на новое рассмотрение в Ленинский районный суд г.Самары в ином составе.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.