Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И, судей Карякина Е.А, Матыциной Е.И, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Тереховой В.И. на решение Советского районного суда г. Самары от 27 мая 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 13 августа 2019 года по административному делу N 2а-1544/2019 по административному иску Тереховой В.И. к отделу судебных приставов Советского района г. Самары об оспаривании бездействия судебного пристава - исполнителя, возложении обязанности устранить допущенные нарушения закона.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Фахрутдинова И.И, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав в ее поддержку административного истца Терехову В.И, заинтересованное лицо Терехова Ю.Ф, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Терехова В.И. (далее - административный истец) обратилась в суд с административным исковым заявлением к отделу судебных приставов Советского района г. Самары (далее - ОСП Советского района г. Самары) об оспаривании бездействия судебного пристава - исполнителя.
В обоснование заявленных требований административным истцом указано, что с ДД.ММ.ГГГГ в производстве ОСП Советского района г. Самары находится сводное исполнительное производство о взыскании с должников Сорочайкина А.Н. и Щербинина Д.В. в пользу Тереховой В.И. денежной суммы в размере "данные изъяты", возбужденное на основании исполнительного листа, выданного Советским районным судом г. Самары. После возбуждения исполнительного производства, судебным приставом-исполнителем мер для исполнения требований исполнительного документа не предпринималось, взыскание не произведено. В ходе совершения исполнительных действий судебным приставом-исполнителем не были совершены действия по розыску и обращению к взысканию имущества, не принадлежащего должнику, но арестованного в рамках уголовного дела и предназначенных для обеспечения гражданских исков потерпевших в рамках данного уголовного дела. Перечень арестованного имущества и его владелец Сорочайкин И.А. определен в постановлении Советского районного суда г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ, сведения о других лицах на чье имущество наложен и сохранен арест имеются в материалах уголовного дела N 1-159/14. Терехова В.И. считает, что указанным бездействием нарушены её права и свободы, предусмотренные Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Ссылаясь на приведенные обстоятельства, Терехова В.И. просила суд признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя ОСП Советского района г. Самары; обязать ОСП Советского района г. Самары организовать розыск имущества, не принадлежащего должнику, но арестованного в рамках уголовного дела, с целью обращения взыскания на данное имущество для удовлетворения требований по гражданским искам потерпевших.
Решением Советского районного суда г. Самары от 27 мая 2019 года в удовлетворении административного искового заявления Тереховой В.И. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 13 августа 2019 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба Тереховой В.И. - без удовлетворения.
В кассационной жалобе Терехова В.И. ставит вопрос об отмене вышеуказанных судебных актов, как постановленных при неправильном применении норм материального права. В обоснование доводов кассационной жалобы ее податель указывает о несогласии с выводами судов о принятии судебным приставом - исполнителем исчерпывающих мер, направленных на принудительное исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе.
В заседании суда кассационной инстанции Терехова В.И. доводы кассационной жалобы поддержала.
Заинтересованное лицо - Терехов Ю.Ф. также настаивал на удовлетворении кассационной жалобы Тереховой В.И.
Иные лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения административного дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились, явку представителей не обеспечили. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами при рассмотрении настоящего административного дела не допущено.
Как следует из материалов административного дела, решением Советского районного суда г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ с Сорочайкина А.Н. и Щербинина Д.В. солидарно в пользу Тереховой В.И. взысканы проценты за пользование чужими денежными средствами в размере "данные изъяты".
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом исполнителем ОСП Советского района г. Самары в отношении должников Щербинина Д.В. и Сорочайкина А.Н. возбуждены исполнительные производства N и N.
Указанные исполнительные производства наряду с другими, возбужденными в отношении Сорочайкина А.Н, объединены в сводное производство с присвоением ему N.
Обращаясь в суд с административным исковым заявлением Терехова В.И. указывала о бездействии судебного пристава - исполнителя, заключающегося в уклонении от совершения конкретных исполнительных действий, направленных на обращение взыскания на имущество должников, находящихся у третьих лиц.
Разрешая административное исковое заявление, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, указывая о свободе судебного пристава-исполнителя в выборе мер принудительного исполнения и видов исполнительных действий, исходя из обстоятельств конкретного дела, пришел к выводу, что проведенные судебным приставом исполнительные действия, не свидетельствуют о его бездействии.
С таким выводом судебная коллегия соглашается, поскольку он основан на применимых нормах законодательства, руководящих разъяснениях и подтверждается материалами административного дела и исполнительного производства.
Так в силу части 1 статьи 64 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
В статьях 64 - 68 указанного Закона приведен перечень мер принудительного исполнения требований исполнительных документов, а также регламентирован порядок совершения связанных с этим исполнительных действий.
Согласно части 1 статьи 36 Федерального закона "Об исполнительном производстве", содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2-6 данной статьи.
Указанный срок не является пресекательным и служит ориентиром при осуществлении исполнительных действий.
Как следует из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 15 постановления Пленума от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в установленные частями 1 - 6 статьи 36 Закона об исполнительном производстве сроки. Неисполнение требований исполнительного документа в срок, предусмотренный названным Законом, само по себе не может служить основанием для вывода о допущенном судебным приставом-исполнителем незаконном бездействии.
Бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства.
Как установлено судами при рассмотрении данного административного дела, судебным приставом - исполнителем, в чьем производстве находится исполнительное производство в отношении должников Щербинина Д.В. и Сорочайкина А.Н, были выполнены исполнительные действия, направленные на принудительное исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, в частности направлены запросы в кредитные учреждения, Федеральную налоговую службу России, Пенсионный фонд России, ГИБДД, Росреестр, операторам сотовой связи; вынесено постановление об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника; осуществлялось распределение удержанных из заработной платы должников денежных средств. Постановлением судебного пристава - исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ объявлен исполнительный розыск имущества, принадлежащего Щербинину Д.В, а именно автомобиль "данные изъяты" г/н N.
В счет погашения задолженности с Сорочайкина А.Н. в пользу Тереховой В.И. взыскана сумма в размере "данные изъяты", с должника Щербинина Д.В. "данные изъяты".
Совокупность таких условий, как несоответствие оспариваемого бездействия требованиям закона и нарушение этим бездействием прав и свобод административного истца, судами не установлена.
Доводы административного истца о допущенном судебным приставом - исполнителем бездействии, отклонены судами исходя из того, что бездействие при исполнении судебным приставом-исполнителем своих должностных обязанностей предполагает полное отсутствие или не совершение каких-либо действий, прямо предусмотренных законом. Само по себе не достижение судебным приставом-исполнителем желаемого взыскателем результата и неисполнения решения суда в двухмесячный срок, не свидетельствует о допущенном бездействии со стороны судебного пристава-исполнителя.
Между тем в силу части 1 статьи 64 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" совершение тех или иных исполнительных действий, перечисленных в данной статье, относится к усмотрению судебного пристава-исполнителя, является его правом.
Административный истец не вправе оценивать целесообразность совершения или несовершения действия, в случае, когда совершение или несовершение такого действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются. Выбор конкретных мер, направленных на исполнение требований исполнительного документа, судебным приставом-исполнителем избирается самостоятельно в рамках Закона об исполнительном производстве с учетом требований, содержащихся в исполнительном документе.
Доводы кассационной жалобы о бездействии судебного пристава-исполнителя, выразившемся в не обращении взыскания на арестованное в рамках уголовного дела имущество, принадлежащее Сорочайкину И.А, нельзя признать обоснованными.
В соответствии с частью 4 статьи 69 Закона об исполнительном производстве при отсутствии или недостаточности у должника денежных средств взыскание обращается на иное имущество, принадлежащее ему на праве собственности, хозяйственного ведения и (или) оперативного управления, за исключением имущества, изъятого из оборота, и имущества, на которое в соответствии с федеральным законом не может быть обращено взыскание, независимо от того, где и в чьем фактическом владении и (или) пользовании оно находится.
На основании части 1 статьи 77 данного Закона обращение взыскания на имущество должника, находящееся у третьих лиц, производится на основании судебного акта или исполнительной надписи нотариуса в случаях, установленных настоящим Федеральным законом.
Право на обращение в суд с заявлением о вынесении определения об обращении взыскания на имущество должника, находящееся у третьих лиц, предоставлено как взыскателю, так и судебному приставу-исполнителю (часть 2 статьи 77 ФЗ "Об исполнительном производстве").
Таким образом, Терехова В.И. не лишена права обратиться к судебному приставу-исполнителю с заявлением об обращении взыскания на имущество должника, находящееся у третьих лиц.
Тот факт, что решение суда до настоящего времени в полной мере не исполнено, само по себе о бездействии судебного пристава-исполнителя не свидетельствует, равно как и неэффективность предпринимаемых исполнительных действий. Выход за пределы срока совершения исполнительных действий не может расцениваться в качестве безусловного основания для признания незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя.
Доводы жалобы относительно не обращения судебного пристава-исполнителя в суд с заявлением о переходе права собственности на арестованное в рамках уголовного дела имущество должнику в соответствии со статьей 551 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 53 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", не могут быть приняты во внимание, как находящиеся за рамками предмета рассмотрения настоящего дела и заявленных Тереховой В.И. административных исковых требований.
Судебная коллегия не усматривает законных оснований для отмены постановленных по делу судебных актов по доводам кассационной жалобы и удовлетворения заявленных требований. Суды правильно установили обстоятельства дела, надлежащим образом применили нормы права. Несогласие с выводами судов не может быть расценено в качестве повода для признания таких выводов необоснованными.
Исходя из вышеизложенного, суды обоснованно пришли к выводу об отсутствии правовых условий, предусмотренных пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для удовлетворения административных исковых требований Тереховой В.И.
Постановленные по делу судебные акты судебная коллегия находит законными и обоснованными.
Доводы кассационной жалобы, подлежащие отклонению по вышеприведённым основаниям, не опровергают выводов судов первой и апелляционной инстанций, направлены на их переоценку, вследствие ошибочного и произвольного толкования норм права, а также выражают несогласие с выводами судов по фактическим обстоятельствам дела. Следует отметить, что суд кассационной инстанции при проверке законности судебных постановлений нижестоящих судов не вправе входить в обсуждение фактической стороны дела, а также переоценивать выводы судов первой либо второй инстанций.
Таким образом, постановленные по данному административному делу судебные акты следует признать законными и обоснованными, кассационная жалоба не содержит оснований для их отмены или изменения.
На основании изложенного судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Советского районного суда г. Самары от 27 мая 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 13 августа 2019 года по данному административному делу оставить без изменения, кассационную жалобу Тереховой В.И. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.