Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ляпина Н.А, судей Карякина Е.А. и Матыциной Е.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административного ответчика - администрации муниципального образования "Ягульское" Завьяловского района Удмуртской Республики по доверенности ФИО6 на решение Завьяловского районного суда Удмуртской Республики от 18 сентября 2018 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 5 августа 2019 года по административному делу N 2а-1838/2018 по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации муниципального образования "Ягульское" Завьяловского района Удмуртской Республики о признании незаконным отказа в присвоении почтового адреса земельному участку и возложении обязанности присвоить почтовый адрес.
Заслушав доклад председательствующего Ляпина Н.А. и выступление представителя административного ответчика ФИО6 в обоснование доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО1 (далее - административный истец) обратилась в Завьяловский районный суд Удмуртской Республики с административным исковым заявлением о признании незаконным отказа администрации муниципального образования "Ягульское" Завьяловского района Удмуртской Республики (далее - администрация муниципального образования "Ягульское") в присвоении принадлежащему ей на праве собственности земельному участку с кадастровым номером "данные изъяты" почтового адреса и о возложении на административного ответчика обязанности присвоить почтовый адрес указанному земельному участку.
Завьяловский районный суд Удмуртской Республики решением от 18 сентября 2018 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 5 августа 2019 года, удовлетворил административное исковое заявление в полном объёме, обязав администрацию муниципального образования "Ягульское" Завьяловского района Удмуртской Республики обеспечить повторное рассмотрение в установленном законом порядке заявления о присвоении почтового адреса земельному участку с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 800 +/- 9, 90 кв. м, расположенному по адресу: "адрес"
В поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции кассационной жалобе представитель административного ответчика ФИО6 просит отменить названные судебные акты в связи с неправильным применением норм материального права, нарушением норм процессуального права и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
В обоснование этого представитель административного ответчика указывает, что требование административного истца ФИО1 о присвоении почтового адреса земельному участку незаконно. Заявление административного истца о присвоении почтового адреса не содержит предложений о подготовке документации и принятии решения по планировке территории, а наличие такого обращения в Министерство строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики не обязывает в силу действующего законодательства присвоить земельному участку почтовый адрес. Кроме того, судами первой и апелляционной инстанций не учтено наличие возбуждённого Завьяловским районным судом Удмуртской Республики производства по исковому заявлению администрации муниципального образования "Ягульское" о снятии с кадастрового учёта земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" и исключении сведений о нём из Единого государственного реестра недвижимости.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания своевременно и надлежащим образом.
Изучив материалы административного дела, заслушав выступление представителя административного ответчика и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций по настоящему административному делу не допущено.
В соответствии со статьёй 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
Такое заявление подлежит удовлетворению при наличии совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого решения или действия (бездействия) закону или иному нормативному акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушения этим решением или действием (бездействием) прав либо свобод заявителя.
Из материалов дела следует и судами первой и апелляционной инстанций установлено, что административному истцу ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" (дата присвоения кадастрового номера ДД.ММ.ГГГГ), площадью 800+/-9, 90 кв.м, относящийся к категории земель населённых пунктов.
19 апреля 2018 года административный истец обратилась в администрацию муниципального образования "Ягульское" с заявлением о присвоении почтового адреса указанному земельному участку.
Согласно письму от ДД.ММ.ГГГГ N-м администрацией муниципального образования "Ягульское" ФИО1 отказано в присвоении почтового адреса земельному участку с кадастровым номером "данные изъяты" со ссылкой на подпункт "г" пункта 40 Постановления Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2014 года N 1221 "Об утверждении Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов", то есть в связи с отсутствием документации по планировке территории.
В соответствии с пунктом 21 части 1, частью 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", частью 2 статьи 1 Закона Удмуртской Республики от 13 мая 2005 года N 18-РЗ "Об установлении границ муниципальных образований и наделении соответствующим статусом муниципальных образований на территории Завьяловского района Удмуртской Республики" и пунктом 21 части 1 статьи 7 Устава муниципального образования "Ягульское" к вопросам местного значения сельского поселения муниципальное образование "Ягульское" относится, в том числе, присвоение адресов объектам адресации, а также изменение и аннулирование адресов.
Порядок присвоения, изменения и аннулирования адресов, требования к структуре адреса установлены Правилами, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2014 года N 1221 (далее - Правила).
Согласно пункту 5 Правил объектами адресации являются один или несколько объектов недвижимого имущества, в том числе земельные участки, здания, сооружения, помещения и объекты незавершённого строительства.
В соответствии с пунктом 7 Правил присвоение объектам адресации адресов и аннулирование таких адресов осуществляется уполномоченными органами по собственной инициативе или на основании заявлений физических или юридических лиц, указанных в пунктах 27 и 29 настоящих Правил.
Пунктом 27 Правил установлено, что заявление о присвоении объекту адресации адреса или об аннулировании его адреса подается собственником объекта адресации по собственной инициативе либо лицом, обладающим одним из следующих вещных прав на объект адресации: право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненно наследуемого владения и право постоянного (бессрочного) пользования.
Пунктом 40 Правил установлены основания отказа в присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса, данный перечень является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.
В силу подпункта "г" пункта 40 Правил в присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса может быть отказано в случае, если отсутствуют случаи и условия для присвоения объекту адресации адреса или аннулирования его адреса, указанные в пунктах 5, 8 - 11 и 14 - 18 настоящих Правил.
Согласно подпункту "а" пункта 8 Правил присвоение объекту адресации адреса в отношении земельных участков осуществляется в случаях подготовки документации по планировке территории в отношении застроенной и подлежащей застройке территории, в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.
В силу пункта 4 части 1 статьи 8, части 1 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, абзаца 2 пункта 2 и пункта 3 Положения о порядке осуществления исполнительными органами государственной власти Удмуртской Республики полномочий по принятию решений по подготовке и утверждению документации по планировке территории (проектов планировки, проектов межевания территории) в поселении, городском округе на основании генеральных планов поселений, городских округов, правил землепользования и застройки поселений, городских округов (за исключением линейных объектов), а также по внесению в них изменений, утверждённого постановлением Правительства Удмуртской Республики от 29 декабря 2014 года N 581, органы местного самоуправления поселений, городских округов, образованные на территории Удмуртской Республики, по своей инициативе либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории, за исключением случаев, указанных в части 1.1 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, направляют в Министерство обращение по принятию решения по подготовке документации по планировке территории либо по внесению в нее изменений.
Судами первой и апелляционной инстанций верно сделан вывод о том, что административный истец ФИО1 к кругу лиц, указанных в части 1.1 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, которыми решения о подготовке документации по планировке территории принимаются самостоятельно, не относится.
В этой связи администрация муниципального образования "Ягульское" при рассмотрении заявления ФИО1 о присвоении почтового адреса земельному участку, в целях обеспечения надлежащего предоставления заявителю услуги была вправе организовать разработку и подготовку документации по планировке территории с представлением её на утверждение.
Исходя из положений пункта 1 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг. Следовательно, орган местного самоуправления, предоставляющий государственные или муниципальные услуги, должен использовать все предоставленные ему законодательством возможности для получения необходимой информации и оказания услуги, за которой обратился заявитель.
Таким образом, отсутствие утверждённой документации по планировке территории, на которой расположен земельный участок административного истца, не является в силу действующего законодательства основанием для отказа в присвоении адреса объекту адресации.
Несогласие администрации муниципального образования "Ягульское" с постановкой на кадастровый учёт земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" и обращение в суд с иском об исключении сведений о нём из Единого государственного реестра недвижимости не имеют значения при разрешении настоящих требований ФИО1, поскольку на момент рассмотрения заявления о присвоении почтового адреса объекту постановка данного земельного участка на кадастровый учёт и право собственности административного истца на него никем не оспаривались.
На основании изложенного судебная коллегия Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что судами первой и апелляционной инстанций были правильно определены юридически значимые обстоятельства по делу, применён закон, подлежащий применению, дана надлежащая правовая оценка собранным и исследованным в судебных заседаниях доказательствам и постановлены судебные акты, отвечающие нормам материального права при соблюдении требований законодательства об административном судопроизводстве.
Доводы кассационной жалобы не содержат правовых оснований к отмене судебных решений, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда апелляционной инстанции, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законных и обоснованных судебных постановлений.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 329 и статьёй 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
Решение Завьяловского районного суда Удмуртской Республики от 18 сентября 2018 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 5 августа 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя административного ответчика - администрации муниципального образования "Ягульское" Завьяловского района Удмуртской Республики ФИО6 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.