Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Юровой О.В, судей Шайдуллина Р.Р, Бросовой Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видео-конференц связи кассационную жалобу Ахмедзяновой Лилии Мударисовны на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 25 февраля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 13 июня 2019 года по гражданскому делу N 2-825/2019 по иску Ахмедзяновой Л.М. к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г.Йошкар-Оле о возложении обязанности по включению в специальный стаж периодов работы и назначении досрочной страховой пенсии.
Заслушав доклад судьи Юровой О.В, объяснения Ахмедзяновой Л.М, ее представителя Тютюнова К.А, представителя ГУ - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г.Йошкар-Оле Шалишкиной А.И, действующей на основании доверенности N 27642 от 29 декабря 2018 года, проверив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Ахмедзянова Л.М. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г..Йошкар-Оле Республики Марий Эл (далее - ГУ - УПФ РФ в г..Йошкар-Оле) просила признать незаконным решение ответчика от 17 декабря 2018 года N 274845/18 в части отказа во включении в ее специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в льготном исчислении (1 год работы как 1 год 6 месяцев) периодов работы в должности медицинской сестры-анестезистки палатной отделения реанимации Государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл "Детская республиканская клиническая больница" с 01 марта 1994 года по 08 сентября 1994 года, с 01 октября 1994 года по 05 ноября 1994 года, с 02 декабря 1995 года по 12 мая 1996 года, с 06 июля 1996 года по 08 декабря 1996 года, с 18 января 1997 года по 31 января 1997 года, а также периодов нахождения на курсах повышения квалификации в должности медицинской сестры-анестезистки палатной отделения реанимации, медицинской сестры-анестезистки палатной отделения анестезиологии и реанимации стационара Государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл "Детская республиканская клиническая больница" с 09 сентября 1994 года по30 сентября 1994 года, с 06 ноября 1995 года по 01 декабря 1995 года, с 13 мая 1996 года по 05 июля 1996 года, с 09 декабря 1996 года по 17 января 1997 года, с 02 апреля 2001 года по 27 апреля 2001 года, с 18 января 2006 года по 17 февраля 2006 года; в календарном исчислении периода нахождения на курсах повышения квалификации с 07 мая 2018 года по 20 июня 2018 года в должности медицинской сестры Государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл "Республиканский наркологический диспансер"; в льготном исчислении (1 год работы как 1 год 3 месяца) периода работы в должности медицинской сестры постовой в государственном унитарном предприятии
Республики Марий Эл "Санаторий "Сосновый бор" с 05 апреля 2006 года по 28 ноября 2016 года, возложить на ответчика обязанность включить в специальный стаж истца вышеуказанные периоды и назначить досрочно страховую пенсию с даты обращения за ней с 22 октября 2018 года.
В обоснование иска указала, что решением ответчика от 17 декабря 2018 года N 274845/18 ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения по мотиву отсутствия требуемого 30-летнего специального стажа, при этом из специального стажа истца исключены вышеуказанные периоды нахождения на курсах повышения квалификации и периоды работы. Данное решение ответчика истец полагает противоречащим положениям закона, предусматривающим включение спорных периодов в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Решением Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 25 февраля 2019 года постановлено: исковые требования Ахмедзяновой Лилии Мударисовны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г..Йошкар-Оле удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г..Йошкар-Оле включить в специальный стаж Ахмедзяновой Лилии Мударисовны, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности, в льготном исчислении (1 год работы как 1 год 6 месяцев) периоды работы в должности медицинской сестры-анестезистки палатной отделения реанимации Государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл "Детская республиканская клиническая больница" с 01 марта 1994 года по 08 сентября 1994 года, с 01 октября 1994 года по 05 ноября 1994 года, с 02 декабря 1995 года по 12 мая 1996 года, с 06 июля 1996 года по 08 декабря 1996 года, с 18 января 1997 года по 31 января 1997 года; в льготном исчислении (1 год работы как 1 год 6 месяцев) периоды прохождения курсов повышения квалификации в должности медицинской сестры-анестезистки палатной отделения реанимации, медицинской сестры-анестезистки палатной отделения анестезиологии и реанимации стационара Государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл "Детская республиканская клиническая больница" с 09 сентября 1994 года по 30 сентября 1994 года, с 06 ноября 1995 года по 01 декабря 1995 года, с 13 мая 1996 года по 05 июля 1996 года, с 09 декабря 1996 года по 17 января 1997 года, с 02 апреля 2001 года по 27 апреля 2001 года, с 18 января 2006 года по 17 февраля 2006 года; в календарном исчислении период прохождения курсов повышения квалификации с 07 мая 2018 года по 20 июня 2018 года в должности медицинской сестры Государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл "Республиканский наркологический диспансер". В удовлетворении требования Ахмедзяновой Лилии Мударисовны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г..Йошкар-Оле Республики Марий Эл о возложении обязанности по включению в специальный стаж периода работы с 05 апреля 2006 года по 28 ноября 2016 года в должности медицинской сестры постовой в
Государственном унитарном предприятии Республики Марий Эл "Санаторий "Сосновый бор" и назначении досрочной страховой пенсии по старости с 22 октября 2018 года отказать.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 13 июня 2019 года решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 25 февраля 2019 года оставлено без изменения, жалоба Ахмедзяновой Л.М. - без удовлетворения.
В кассационной жалобе Ахмедзянова Л.М. просит отменить решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 25 февраля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 13 июня 2019 года, направить дело на новое рассмотрение. Считает, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, указывает на неправильное применение судами норм материального права.
В возражениях на кассационную жалобу Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Йошкар-Оле Республики Марий Эл просит решение и апелляционное определение оставить без изменения, кассационную жалобу Ахмедзяновой Л.М. - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения Ахмедзяновой Л.М. и ее представителя Тютюнова К.А, поддержавших доводы кассационной жалобы, представителя Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Йошкар-Оле Республики Марий Эл Шалишкиной А.И, просившей состоявшиеся судебные постановления оставить без изменения, судебная коллегия находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что в период с 05 апреля 2006 года по 28 ноября 2016 года Ахмедзянова Л.М. работала в Государственном унитарном предприятии Республики Марий Эл "Санаторий "Сосновый бор" в должности медицинской сестры постовой. Решением ГУ - УПФ РФ в г.Йошкар-Оле от 17 декабря 2018 года N 274845/18 Ахмедзяновой Л.М. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья в учреждениях здравоохранения в связи с отсутствием требуемого 30-летнего специального стажа. Специальный стаж истца по состоянию на 22 октября 2018 года, признанный ответчиком в бесспорном порядке, составил 16 лет 9 месяцев 23 дня. В указанный стаж ответчиком не включен, в том числе, период работы истца в Государственном унитарном предприятии Республики Марий Эл "Санаторий "Сосновый бор".
Разрешая спор, суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для возложения на ответчика обязанности включить вышеуказанный период работы в Государственном унитарном предприятии Республики Марий Эл "Санаторий "Сосновый бор" в специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.
При этом суд исходил из того, что Государственное унитарное предприятие Республики Марий Эл "Санаторий "Сосновый бор" по профилям осуществляемой медицинской деятельности не относится к категории санаториев, поименованных в пункте 21 раздела "Наименование учреждений" Списка, работа в которых в должности старшей медицинской сестры дает право на досрочное назначение пенсии по старости.
Апелляционная инстанция согласилась с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой и апелляционной инстанций и отмечает следующее.
Статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 названной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Подпунктом "н" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяется список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной
работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно; Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно.
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" (утратило силу в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781) было установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 года в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 данного постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066.
Согласно действовавшему до 1 ноября 1999 года правовому регулированию (постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464) в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений засчитывались все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций) (абзац пятый пункта 2 постановления Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464).
В Списке профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденном постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464, были поименованы врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности, а также врачи и средний медицинский персонал, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью.
С 01 ноября 1999 года был введен в действие новый Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066.
Этим списком к учреждениям здравоохранения, работа в которых дает право на пенсию по выслуге лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, были отнесены, в частности, санатории (курорты) (в том числе детские) для лечения туберкулеза всех форм, для больных с последствиями полиомиелита, для гематологических больных, для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата, для больных ревматизмом, психоневрологические (пункт 21 Списка, раздел "Наименование учреждений"), к должностям - должности медицинской сестры постовой.
Аналогичное правовое регулирование предусмотрено и пунктом 21 раздела "Наименования учреждений" Списка.
Из приведенных выше нормативных положений, регулирующих спорные отношения, следует, что с 01 ноября 1999 года только медицинским работникам, работающим в санаториях определенного профиля, поименованного в указанных списках, периоды такой работы включаются в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Таким образом, с 01 ноября 1999 года изменилось правовое регулирование пенсионного обеспечения медицинских работников санаториев (курортов), которое стало предусматривать включение в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, работу в том числе старших медицинских сестер в санаториях (курортах) только определенного профиля - для лечения туберкулеза всех форм, для больных с последствиями полиомиелита, для гематологических больных, для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата, для больных ревматизмом, психоневрологических больных. Работа по медицинским специальностям в санаториях (курортах) иных, помимо перечисленных в указанном перечне профилей, после принятия постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066, а именно после 01 ноября 1999 года, не включается в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.
В соответствии с пунктом 5.2.11.15 приложения к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 06 августа 2007 года N 522 "О ведении государственного реестра курортного фонда Российской Федерации" медицинская специализация (профиль) санатория определяется в соответствии с приложением к лицензии на медицинскую деятельность.
Из Устава Государственного унитарного предприятия Республики Марий Эл "Санаторий "Сосновый бор" следует, что к видам деятельности предприятия относятся, в том числе, медицинская деятельность, организация лечения больных, оказание платных медицинско-оздоровительных услуг населению.
В соответствии с приложением к лицензии N 12-01-000045, выданной Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития 13 апреля 2006 года, предприятию были разрешены следующие виды работ и услуг: доврачебная помощь (акушерское дело, диетология, лечебное дело, лечебная физкультура, медицинский массаж, физиотерапия, сестринское дело, стоматология, физиотерапия, функциональная диагностика); санаторно-курортная помощь (акушерство и гинекология, кардиология, неврология, профпатология, пульмонология, рефлексотерапия, стоматология, терапия, травматология и ортопедия, ультразвуковая диагностика, функциональная диагностика, физиотерапия). В соответствии с приложением к лицензии N ЛО-12-01-000453, выданной Министерством здравоохранения Республики Марий Эл 14 августа 2013 года, предприятию разрешена медицинская деятельность по акушерскому делу, диетологии, кардиологии, колопроктологии, лечебной физкультуре, неврологии, профпатологии, сестринскому делу, травматологии и ортопедии, функциональной диагностике, эндокринологии.
Приведенные документы не свидетельствуют об осуществлении Государственным унитарным предприятием Республики Марий Эл "Санаторий "Сосновый бор" деятельности по одному из профилей, указанных в пункте 21 раздела "Наименование учреждений" Списка.
Поскольку специальный стаж истца, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона, с учетом периодов, обязанность по включению которых в указанный стаж истца возложена на ответчика решением суда, на дату обращения в пенсионный орган составлял менее требуемых 30 лет, решение суда об отказе в удовлетворений требований Ахмедзяновой Л.М. о возложении на ответчика обязанности назначить требуемую пенсию также является верным.
Доводы кассационной жалобы Ахмедзяновой Л.М. об обратном являются необоснованными, не могут являться основанием для отмены либо изменения решения и апелляционного определения судов.
Доводы жалобы Ахмедзяновой Л.М. о том, что судом дана неверная оценка показаниям свидетелей и иным представленным истцом доказательствам не могут быть приняты во внимание, поскольку в силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы о неправильном применении судами норм материального права, неправильной оценке обстоятельств дела являются необоснованными, сводятся к несогласию с принятыми судами судебными постановлениями, не влекут отмены или изменения решения и апелляционного определения судов.
Доводы заявителя кассационной жалобы не подтверждают нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, и фактически основаны на несогласии с оценкой обстоятельств дела, поэтому не могут служить основанием для кассационного пересмотра состоявшихся по делу судебных постановлений.
При таких данных судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы Ахмедзяновой Л.М.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 25 февраля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 13 июня 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу Ахмедзяновой Лилии Мударисовны - без удовлетворения.
Председательствующий О.В.Юрова
Судьи Р.Р.Шайдуллин
Н.В.Бросова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.