Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ившиной Т.В, судей Арамасовой Л.В, Якушевой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу "данные изъяты" на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 04 сентября 2019 г. по гражданскому делу N 2-1388/2019 по иску ФИО1 к "данные изъяты" о признании незаконным решения Центральной жилищно-бытовой комиссии в части расчета потребности истца в жилой площади, взыскании денежных средств.
Заслушав объяснения представителя "данные изъяты", "данные изъяты" Кутузовой Е.В, поддержавшей доводы жалобы, ФИО1, возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к "данные изъяты" о признании незаконным решения Центральной жилищно-бытовой комиссии в части расчета потребности истца в жилой площади, взыскании денежных средств.
В обоснование исковых требований он указал, что протоколом заседания Центральной жилищно-бытовой комиссии Главного управления Министерства Внутренних Дел России по Самарской области от 13 ноября 2018 г. N, утвержденного распоряжением Государственного учреждения Министерства внутренних дел России по Самарской области от 13 ноября 2018 г. N за ним признано право на предоставление единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения из расчета потребности в жилой площади в размере 35, 97 кв.м.
26 декабря 2018 г. он обратился к ответчику в связи с несогласием с расчетом потребности в жилой пощади из-за не включения в неё имеющихся у него и его семьи долей в праве собственности - у каждого по 7/74 доли на жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес" что составляет 33, 03 кв.м. Исключение 33, 03 из расчета его потребности в жилой площади ответчик связывает с нахождением этого жилого помещения в доме, имеющем статус общежития. Однако решением Советского районного суда г. Самары от 24 октября 2010 г. за ним, его женой, сыном и дочерью признано право общей долевой собственности по ? доли за каждым на жилое помещение N 5б, состоящее из двух комнат жилой площадью 26, 6 кв. м, подсобной - 8, 1 кв. м, общей площадью 34, 70 кв. м, что составляет 28/74 долей пятикомнатной коммунальной квартиры N "адрес". Таким образом, у него в собственности имеется доля в коммунальной квартире площадью 33, 03 кв.м, которая должна быть включена в расчет его потребности в жилой площади.
В связи с чем просил суд признать незаконным пункт 18 Протокола заседания Центральной жилищно-бытовой комиссии Главного управления Министерства внутренних дел России по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ. N в части расчета потребности истца в жилой площади, распоряжение Главного управления Министерства внутренних дел России по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ г. N в части утверждения п. I 8 Протокола заседания Центральной жилищно-бытовой комиссии Главного управления Министерства внутренних дел России по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ г. N в части расчета потребности истца в жилой площади, признать за ним право на включение в расчет его потребности в жилой площади 33, 03 кв.м, общей площади жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес" для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения к ранее включенным 35, 97 кв.м, признать потребность в жилье истца равной 69 кв.м, возложить обязанность на ответчика произвести соответствующий перерасчет, а также взыскать с ответчика в пользу истца денежные средства в размере 2 689 179, 73 руб. за 33, 03 кв.м, общей площади жилого помещения, не включенных в расчет потребности в жилой площади для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Решением Октябрьского районного суда г. Самары от 15 мая 2019 г, исковые требования ФИО1 оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 04 сентября 2019 г. отменено решение Октябрьского районного суда г. Самары от 15 мая 2019 г.
Вынесено новое решение, которым признано незаконным решение Центральной жилищно-бытовой комиссии Главного управления Министерства внутренних дел России по Самарской области N от ДД.ММ.ГГГГ г. в части расчета размера единовременной социальной выплаты ФИО1 для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденного распоряжением начальника Главного управления Министерства внутренних дел России по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГг. N.
Взыскана с "данные изъяты" за счет бюджетных ассигнований социальная выплата для приобретения или строительства жилого помещения в размере 2 689 179 рублей 73 копейки, расходы по оплате услуг представителя 10 000 рублей и государственной пошлины в размере 450 рублей.
В кассационной жалобе заявителем ставится вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 04 сентября 2019 г.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, судебная коллегия пришла к следующему.
Судом установлено, что решением Советского районного суда г. Самары от 24 октября 2010 г. за ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 признано право общей долевой собственности по ? доли за каждым на жилое помещение N состоящее из двух комнат жилой площадью 26, 6 кв. м, подсобной - 8, 1 кв. м, общей площадью 34, 70 кв. м, что составляет 28/74 долей пятикомнатной коммунальной квартиры N "адрес".
В качестве основания к постановлению данного решения суд указывает на утрату статуса общежития жилым помещением, в соответствии с чем подлежит применению правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договору социального найма.
Протоколом заседания Центральной жилищно-бытовой комиссии Главному управлению Министерства внутренних дел России по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ N, утвержденным распоряжением Государственного учреждения Министерства внутренних дел России по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ N за ФИО1 с учётом членов его семьи: жены ФИО2 дочери ФИО4, признано право на предоставление единовременной выплаты в сумме 2 928 543, 59 руб. (35, 97 кв.м. х 36 674 руб. (размер среднерыночной стоимости 1 кв.м. общей площади по Самарской области) х 1, 48 (поправочный коэффициент размера средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади с учётом места прохождения службы по Самарской области на момент расчёта), х 1, 5 (поправочный коэффициент размера предоставляемой единовременной выплаты с учётом общей продолжительности службы на момент расчёта) для приобретения или строительства жилого помещения из расчета потребности в жилой площади в размере 35, 97 кв. м. (54 кв. м. + 15 кв. м. - 33, 03 кв. м. = 35, 97).
Исключая из расчёта 33, 03 кв. м, ответчик исходил из того, что ФИО1 зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ г. в двух комнатах жилого помещения общей площадью 116, 4 кв. м по адресу: "адрес". Собственниками данных комнат являются члены семьи ФИО1, имея по 7/74 (по 11, 01 кв. м.), всего 33, 03 кв. м.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику в связи с не согласием с расчетом потребности в жилой пощади из-за не включения в неё 33, 03 кв. м.
ДД.ММ.ГГГГ ответчик в своём ответе на обращение ФИО1 указал, что жилые помещения по адресу: "адрес" являлись бывшим общежитием, статус которого утратили после приватизации, однако не приобрели статус коммунальной квартиры.
Отказывая истцу в удовлетворении требований, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что, не смотря на имеющуюся в судебном решении формулировку "коммунальная", объектом права собственности истца является доля в спорной квартире, в связи с чем квартира не является коммунальной, право собственности на комнату, как объект жилищного права, у истца отсутствует.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции исходил из того, что материалами дела подтверждается, что жилые помещения, в которых проживает семья ФИО1, находятся в коммунальной квартире, следовательно, размер социальной выплаты должен определяться без вычета занимаемой его семьей жилой площади 33, 03 кв.м.
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены апелляционного определения по доводам жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации объектами жилищных прав являются жилые помещения.
Часть 1 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям относит: жилой дом, часть жилого дома; квартиру, часть квартиры; комнату.
Согласно части 3 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации, квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
В Жилищном кодексе Российской Федерации отсутствует законодательное определение коммунальной квартиры, однако такое определение косвенно следует из части 1 статьи 59 Жилищного Кодекса Российской Федерации, по смыслу которой коммунальной признается квартира, в которой проживают несколько нанимателей и (или) собственников.
Корреспондирующее положение содержится в части 1 статьи 41 Жилищного Кодекса Российской Федерации, согласно которой собственникам комнат в коммунальной квартире принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данной квартире, используемые для обслуживания более одной комнаты (общее имущество в коммунальной квартире).
То есть, под коммунальной квартирой понимается квартира, в которой проживает две и более собственника, не являющиеся членами одной семьи на основании права собственности на отдельные жилые помещения в квартире (комнаты).
Из содержания положений вышеперечисленных статей Жилищного Кодекса Российской Федерации следует, что в общую площадь комнаты как части коммунальной квартиры подлежит включению жилая площадь самой комнаты, площадь вспомогательных помещений, которые могут находиться при этой комнате и использоваться исключительно для обслуживания данной комнаты, а также доля площади вспомогательных помещений всей коммунальной квартиры в целом.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, регулируются Федеральным законом от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел
Частью 4 указанной статьи предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
На основании пункта 2 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник:
1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;
2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров;
3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
4) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
5) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
6) проживает в общежитии;
7) проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в браке.
Размер единовременной социальной выплаты определяется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения, установленной частью 1 статьи 7 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 7 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ норма предоставления площади жилого помещения в собственность или по договору социального найма составляет 18 кв. м общей площади жилого помещения на каждого члена семьи - на семью из трех и более человек.
Согласно пункту 1 части 3 указанной статьи право на дополнительную площадь жилого помещения размером 20 квадратных метров имеют сотрудники, которым присвоено специальное звание полковника полиции (юстиции, внутренней службы) и выше, и граждане Российской Федерации, указанные в части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, имеющие такие специальные звания на день увольнения со службы в органах внутренних дел.
При определении размера единовременной социальной выплаты сотрудникам и лицам, указанным в части 3 настоящей статьи, учитывается дополнительная площадь жилого помещения размером 15 квадратных метров (часть 4 статьи 7 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ).
Правила предоставления единовременной социальной выплаты, порядок расчета ее размера и порядок исчисления стажа службы в органах внутренних дел для предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1223 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила предоставления единовременной социальной выплаты).
Пунктом 27 Правил предоставления единовременной социальной выплаты определена формула расчета органом размера единовременной социальной выплаты исходя из нормы предоставления площади жилого помещения, установленной статьей 7 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 29 Правил, в случае если сотрудник имеет жилые помещения, принадлежащие ему и (или) членам его семьи на праве собственности и (или) занимаемые им и (или) членами его семьи по договору социального найма, для расчета размера единовременной выплаты размер общей площади жилого помещения рассчитывается как разница между нормой предоставления общей площади жилого помещения и общей площадью указанных жилых помещений. Указанное положение не распространяется на случаи, предусмотренные пунктами 3 - 5 и 7 части 2 статьи 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Установив факт проживания семьи истца в коммунальной квартире и проверив правильность расчёта размера единовременной выплаты, полагавшейся истцу, суд апелляционной инстанции правильно применил нормы материального права, удовлетворив исковые требования ФИО1 Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену определения, судом при разрешении спора допущено не было.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что судом апелляционной инстанции не исследованы документы, представленные истцом в виде копий, не заверенных уполномоченным лицом, оригиналы документов не обозревались, оценка в рамках судебного заседания не давалась, не влечёт отмены обжалуемого судебного акта, так как данное обстоятельство не привело к неправильному разрешению спора.
Довод жалобы о том, что помещение, в котором проживает семья истца не является коммунальной квартирой, направлен на переоценку собранных по делу доказательств, между тем, суд кассационной инстанции не наделён правом переоценки доказательств.
Доводы кассационной жалобы не подтверждают нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела, и фактически основаны на несогласии с оценкой обстоятельств дела, поэтому они не могут служить основанием для кассационного пересмотра состоявшихся по делу судебных постановлений.
При таких данных судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебного постановления по доводам кассационной жалобы ответчика.
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 04 сентября 2019 г. оставить без изменения, кассационную жалобу "данные изъяты" без удовлетворения.
Возобновить исполнение апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 04 сентября 2019 г.
Председательствующий Т.В. Ившина
Судьи Л.В. Арзамасова
Е.В. Якушева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.