Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Юровой О.В, судей Бросовой Н.В, Плеханова А.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием видеоконференц-связи кассационную жалобу Панина Вячеслава Георгиевича на решение Ленинского районного суда г.Оренбурга от 23 мая 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 07 августа 2019 года по гражданскому делу
N 2-3026/2019 по иску Панина Вячеслава Георгиевича к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Оренбурге об оспаривании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы и назначить досрочную страховую пенсию по старости.
Заслушав доклад судьи Юровой О.В, объяснения Панина В.Г. и его представителя Моровой С.Г, действующей на основании доверенности от
11 июня 2019 года, представителя Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Оренбурге Кожемякиной О.Н, действующей на основании доверенности от 10 октября 2019 года и диплома о высшем юридическом образовании от 28 мая 2001 года, проверив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Панин В.Г. обратился в суд с иском, указав, что решением начальника Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Оренбурге N 25 от 27 июня 2018 года ему отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в связи с отсутствием стажа на соответствующих видах работ.
Просил признать частично незаконным решение УПФР в г.Оренбурге N 25 от 27 июня 2018 года об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости. Обязать УПФР в г.Оренбурге включить в стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости периоды работы:
с 11 апреля 1994 года по 09 августа 1994 года - мастер термического участка термогальванического цеха N2 мелитопольского моторного завода, с 10 августа 1994 года по 09 октября 1995 года - термист нагревательных печей термогальванического цеха, как термист постоянно занятый у печей на горячих работах, с 23 декабря 1997 года по 15 апреля 1998 года - термист хлористо-бариевых ванн в инструментальном производстве ГРП "Автозазмотор", с 16 апреля 1998 года по 30 сентября 2003 года - термист
хлористо-бариевых ванн в инструментальном производстве ГРП "Автозазмотор", с 01 января 2003 года по 30 марта 2005 года, с 01 апреля 2005 года по
28 июня 2005 года, с 01 июля 2005 года по 30 августа 2005 года, с 01 сентября 2005 года по 30 декабря 2005 года - термист хлористо-бариевых ванн в
кузнечно-термическом участке отдельного хозрасчетного подразделения "Инструментальщик", с 19 декабря 2005 года - ООО "Автомашининструмент", с 03 января 2006 года по 28 июля 2006 года - термист хлоробариевых ванн кузнечно-термического участка инструментального цеха
ТОВ "Автомашининструмент", с 06 августа 2007 года по 26 ноября 2008 года - термист, постоянно занятый возле печей на горячих работах цеха вкладышей в инструментально-штамповом участке Мелитопольского завода подшипников скольжения, с 02 ноября 2009 года по 02 января 2012 года, с 07 января 2012 года по
09 января 2012 года, с 14 января 2012 года по 15 января 2012 года, с 21 января
2012 года по 22 января 2012 года, с 25 января 2012 года по 12 мая 2013 года, с 18 мая 2013 года по 19 мая 2013 года, с 25 мая 2013 года по 26 мая 2013 года, с 01 июня 2013 года по 07 января 2014 года, с 18 января 2014 года по 19 января
2014 года, с 25 января 2014 года по 12 августа 2014 года - термист, постоянно занятый возле печей на горячих работах цеха вкладышей в
инструментально-штамповом участке Мелитопольского завода подшипников скольжения.
Обязать УПФР в г.Оренбурге назначить Панину В.Г. досрочную страховую пенсию по старости с 20 марта 2018 года.
Решением Ленинского районного суда г.Оренбурга от 23 мая 2019 года исковые требования Панина В.Г. к УПФР в г.Оренбурге об оспаривании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы и назначить досрочную страховую пенсию по старости, оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 07 августа 2019 года решение Ленинского районного суда г.Оренбурга от 23 мая 2019 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба Панина В.Г. - без удовлетворения.
В кассационной жалобе Панин В.Г. просит отменить решение Ленинского районного суда г.Оренбурга от 23 мая 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от
07 августа 2019 года, принять по делу новое решение, которым удовлетворить его требования в полном объеме. В кассационной жалобе приводит доводы о незаконности решения и апелляционного определения судов.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения Панина В.Г. и его представителя Моровой С.Г, поддержавших доводы кассационной жалобы и просьбу об отмене состоявшихся судебных актов, представителя УПФР в г.Оренбурге Кожемякиной О.Н, просившей кассационную жалобу оставить без удовлетворения, решение суда и апелляционное определение - без изменения, судебная коллегия находит кассационную жалобу подлежащей удовлетворению на основании части 1
статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по основаниям нарушения норм материального и процессуального права.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, 16 марта
2018 года Панин В.Г. обратился в УПФР в г.Оренбурге с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением начальника УПФР в г.Оренбурге N 25 от 27 июня 2018 года Панину В.Г. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в связи с отсутствием стажа на соответствующих видах работ.
В стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, не засчитаны периоды работы: с 11 апреля 1994 года по 09 августа
1994 года - мастер термического участка термогальванического цеха N2 мелитопольского моторного завода; с 10 августа 1994 года по 09 октября
1995 года - термист нагревательных печей термогальванического цеха, как термист постоянно занятый у печей на горячих работах; с 23 декабря 1997 года по 15 апреля 1998 года - термист хлористо-бариевых ванн в инструментальном производстве ГРП "Автозазмотор"; с 16 апреля 1998 года по 30 сентября
2003 года - термист хлористо-бариевых ванн в инструментальном производстве ГРП "Автозазмотор"; с 01 января 2003 года по 30 марта 2005 года, с 01 апреля 2005 года по 28 июня 2005 года, с 01 июля 2005 года по 30 августа 2005 года, с 01 сентября 2005 года по 30 декабря 2005 года - термист хлористо-бариевых ванн в кузнечно-термическом участке отдельного хозрасчетного подразделения "Инструментальщик", с 19 декабря 2005 года - ООО "Автомашининструмент";
с 03 января 2006 года по 28 июля 2006 года - термист хлоробариевых ванн кузнечно-термического участка инструментального цеха
ТОВ "Автомашининструмент"; с 06 августа 2007 года по 26 ноября 2008 года - термист, постоянно занятый возле печей на горячих работах цеха вкладышей в инструментально-штамповом участке Мелитопольского завода подшипников скольжения; с 02 ноября 2009 года по 02 января 2012 года, с 07 января 2012 года
по 09 января 2012 года, с 14 января 2012 года по 15 января 2012 года, с 21 января 2012 года по 22.01.2012 года, с 25 января 2012 года по 12 мая 2013 года, с 18 мая 2013 года по 19 мая 2013 года, с 25 мая 2013 года по 26 мая 2013 года, с 01 июня 2013 года по 07 января 2014 года, с 18 января 2014 года по
19 января 2014 года, с 25 января 2014 года по 12 августа 2014 года - термист, постоянно занятый возле печей на горячих работах цеха вкладышей в инструментально-штамповом участке Мелитопольского завода подшипников скольжения, поскольку работа протекала на территории Украины, справка об уплате страховых взносов с компетентных органов Украины не представлена, кроме того, не подтверждена занятость полный рабочий день.
По представленным документам продолжительность стажа, дающего право на досрочную страховую пенсию по старости, отсутствует (мужчине в 50 лет требуется 10 лет).
Из справок N 6 от 31 мая 2018 года, N 14 от 25 мая 2018 года, N 11 от 20 февраля 2018 года, N 15 от 06 февраля 2018 года, N 3 от 14 марта 2019 года, следует, что Панин В.Г. работал полный рабочий день в Мелитопольском моторном заводе в термогальваническом цехе N 2 с 11 апреля 1994 года по 09 августа 1994 года - мастером участка термообработки, что предусмотрено Списком N 1 (код 11103006-23428); с 10 августа 1994 года по
09 октября 1995 года - термистом, постоянно занятым у печей на горячих работах, что предусмотрено Списком N 1 (код 1110300а-19100); с 23 декабря 1997 года по 15 апреля 1998 года - термистом, работающим на цианистых, свинцовых ваннах и на ваннах с расплавленными солями (хлорбариевые ванны), что предусмотрено Списком N 1 (код 1110300а-19100); с 16 апреля 1998 года по 30 сентября
2003 года - термистом, работающим на цианистых, свинцовых ваннах и на ваннах с расплавленными солями, что предусмотрено Списком N 1
(код 1110300а-19100); с 01 октября 2003 года по 28 июля 2006 года - термистом, занятым на обработке металлоизделий и др, что предусмотрено Списком N 1 (код 1110300а-19100); с 02 ноября 2009 года по 12 августа 2014 года - термистом, постоянно занятым возле печей на горячих работах, что предусмотрено Списком N 1 (код КП 13.3а), утв.Постановлением Украины.
Кроме того, истцом представлены: справки о размере заработной платы
N 193, N 194 от 28 марта 2018 года и от 15 августа 2007 года, N 241 от 28 марта 2018 года, справки, подтверждающие льготный характер работы N 60 от
27 ноября 2008 года, N 12 от 12 августа 2014 года, N 4 от 14 марта 2019 года и архивная справка N 15 от 12 марта 2018 года, содержащие аналогичные сведения о работе Панина В.Г. в спорные периоды.
Отказывая в удовлетворении исковых требований о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, спорных периодов работы суд первой инстанции исходил из того, что спорные периоды работы истца протекали на территории Украины, представленные в материалы дела копии справок не содержат сведений о праве истца на включение периодов работы, имевших место после 13 марта 1992 года в специальный стаж для досрочного назначения пенсии в соответствии с Пенсионным законодательством Российской Федерации, доказательств уплаты страховых взносов за истца в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" не представлено, в связи с чем пришел к выводу, что спорные периоды работы истца не подлежат включению в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости.
Апелляционная инстанция согласилась с такими выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия приходит к выводу, что выводы судов первой и апелляционной инстанций сделаны с нарушением норм материального и процессуального права и согласиться с ними нельзя по следующим основаниям.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральнымзакономот
28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ), вступившим в силу с 01 января
2015 года.
До 01 января 2015 года основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральнымзакономот 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласночасти 1 статьи 2Федерального закона от 28 декабря 2013 года
N 400-ФЗ законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федеральногозакона, Федеральногозаконаот 16 июля 1999 года
N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федеральногозакона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от
01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральнымзакономот 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
13 марта 1992 года государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Украиной, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее - Соглашение от 13 марта 1992 года).
В соответствии со статьей 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 года определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от 13 марта 1992 года).
Частью 1 статьи 4Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральнымзакономот 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральнымзаконом.
В числе этих условий, как следует из содержаниястатьи 8Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, возраст (часть 1 статьи 8названного закона), страховой стаж (часть 2 статьи 8названного закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (часть 3 статьи 8названного закона).
Согласнопункту 2 статьи 3Федерального закона от 28 декабря 2013 года
N 400-ФЗ страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
В силучасти 1 статьи 8Федерального закона от 28 декабря 2013 года
N 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа (часть 2 статьи 8Федерального закона от 28 декабря 2013 года
N 400-ФЗ).
Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (часть 3 статьи 8Федерального закона от 28 декабря 2013 г.).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определеныстатьей 30Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря
2013 года N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральнымзакономот 15 декабря 2011 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при наличии определенных условий, в числе которых страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
С наличием страхового стажа определенной продолжительности связывается и право отдельных категорий работников на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Статьей 11Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж.
В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными вчасти 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11Федерального закона от 28 декабря 2013 года
N 400-ФЗ).
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными вчасти 1 статьи 4этого закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральнымзакономот
15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Аналогичные положения о периодах работы и (или) иной деятельности, включаемых в страховой стаж, были установленыстатьей 10Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", который вступил в силу с 01 января 2002 года и действовал до
01 января 2015 года - даты вступления в силу Федеральногозаконаот 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ.
Пунктом 2 статьи 29Федерального закона от 17 декабря 2001 года
"О трудовых пенсиях в Российской Федерации", который не применяется с
01 января 2015 года, за исключением норм, регулирующих порядок исчисления размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральнымзакономот 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ в части, ему не противоречащей, было предусмотрено, что уплата взносов на государственное социальное страхование до 01 января
1991 года, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, имевшая место в период до вступления в силу данногозакона, приравнивается к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии счастью 4 статьи 14Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Во исполнение приведеннойнормызакона постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года N 1015 утвержденыПравила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее - Правила N 1015).
Согласнопункту 5Правил N 1015 периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.
Пунктом 6 Правил N 1015 определено, что к уплате страховых взносов при применении названныхПравилприравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 01 января 1991 года, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Уплата следующих обязательных платежей подтверждается: взносы на государственное социальное страхование за период до 01 января 1991 года - документами финансовых органов или справками архивных учреждений (подпункт "а" пункта 6Правил N 1015); страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за период до 01 января 2001 года и
с 01 января 2002 года - документами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации (подпункт "б" пункта 6Правил N 1015); единый социальный налог (взнос) за период с 01 января по 31 декабря 2001 года - документами территориальных налоговых органов (подпункт "в" пункта 6 Правил N 1015); единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности - свидетельством и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами (подпункт "г" пункта 6Правил
N 1015).
Пунктом 11 Правил N 1015 установлено, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Аналогичные положения были предусмотреныпунктами 4, 5, 6Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года N 555 (утратило силу в связи с принятиемпостановления Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года N 1015).
Порядок установления страховых пенсий определен
статьей 21Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ.
Согласночасти 1 названной статьи установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральнымзакономот 05 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышении фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии
(с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 6
статьи 21Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральнымзакономот 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов (часть 7 статьи 21Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителем или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 года N 958н утвержденПереченьдокументов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее - Перечень).
Согласнопункту 2 Перечня для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные этим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральнымзаконом"О страховых пенсиях", Федеральнымзаконом"О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Пунктом 6Перечня определено, что для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы: подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года N 1015
"Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" (подпункт "а" пункта 6Перечня); об индивидуальном пенсионном коэффициенте (подпункт "б" пункта 6Перечня).
В соответствии сподпунктом "а" пункта 12Перечня для назначения страховой пенсии по старости в соответствии состатьями 30-32Федерального закона "О страховых пенсиях" в дополнение к документам, предусмотреннымпунктами 6 и 7 этого перечня, необходимы документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (часть 1 статьи 30, часть 1 статьи 31, пункт 7
части 1 статьи 32, статья 33Федерального закона "О страховых пенсиях").
Необходимые для установления пенсии документы должны быть в подлинниках, выданных компетентными органами или должностными лицами, или в копиях, удостоверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и содержать достоверные сведения (пункт 51Перечня).
Документы, необходимые для установления пенсии, могут быть представлены в форме электронного документа в порядке, установленномпостановлением Правительства Российской Федерации от 07 июля 2011 года N 553 "О порядке оформления и представления заявлений и иных документов, необходимых для предоставления государственных и (или) муниципальных услуг, в форме электронных документов" (пункт 52Перечня).
Приказом Министра труда России от 17 ноября 2014 года N 884н утвержденыПравилаобращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки из размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Правила N 884н).
Согласнопункту 22Правил N 884н территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, а также правильности их оформления; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них сведений; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения (распоряжения) об установлении пенсии (отказе в ее установлении) на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Порядок проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, регламентированразделом VIПравил N 884н.
Проверка представленных заявителем документов (сведений), необходимых для установления пенсии, в том числе обоснованность их выдачи, может осуществляться, в частности, путем направления запросов территориальным органом Пенсионного фонда России в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения (пункт 65Правил N 884н).
Из изложенного следует, что при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае на Украине) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, и имевших место за пределами Российской Федерации до 01 января 2002 года (даты вступления в силу Федеральногозаконаот 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 01 января 2002 года стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, за пределами Российской Федерации после 01 января 2002 года (даты вступления в силу Федеральногозаконаот 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г, также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.
Между тем положения норм материального права, регулирующих порядок и условия назначения страховых пенсий, в том числе досрочных, гражданам, осуществлявшим трудовую деятельность на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, то есть за пределами Российской Федерации, и прибывшим в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, в данном случае из Украины, судебными инстанциями учтены не были. Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, а именно: наличие у Панина В.Г. подтвержденного в предусмотренном законом порядке страхового стажа для назначения досрочной страховой пенсии по старости по пункту 1 части 1 статьи 30Федерального закона от 28 декабря
2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с осуществлением работ по Списку N 1, судами не устанавливались.
Ввиду изложенного, судебная коллегия признает выводы судебных инстанций об отказе в удовлетворении исковых требований Панина В.Г. о включении периодов работы в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости, сделанными без учета норм материального права, подлежащих применению к спорным отношениям.
Согласно части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
В связи с этим обжалуемые судебные постановления нельзя признать законными, поскольку они приняты с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции находит, что допущенные судами первой и апелляционной инстанций нарушения норм материального и процессуального права являются существенными, они повлияли на исход дела и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, в связи с чем апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 07 августа 2019 года нельзя признать законными, оно подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 07 августа 2019 года отменить, направить гражданское дело на новое рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда.
Председательствующий О.В.Юрова
Судьи А.Н.Плеханов
Н.В.Бросова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.