Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фахретдиновой Р.Ф, судей Нафикова И.А, Белоусовой Ю.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Кандауровой В.В.
на решение Моздокского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от ДД.ММ.ГГГГ
по административному делу по административному исковому заявлению Кандауровой В.В. к Управлению социальной защиты населения по "адрес" Республики Северная Осетия-Алания о признании незаконным бездействия, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Белоусовой Ю.К, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Кандаурова В.В. обратилась в Моздокский районный суд Республики Северная Осетия-Алания с административным исковым заявлением к Управлению социальной защиты населения по Моздокскому району Республики Северная Осетия-Алания (далее - УСЗН по Моздокскому району) о признании незаконным бездействия по не принятию ее заявления от 30.04.2019 и возложении на административного ответчика обязанности в течение 1 дня устранить нарушения ее прав.
В обоснование заявленных требований Кандаурова В.В. указала, что после рождения ДД.ММ.ГГГГ третьего ребенка она обратилась в УСЗН по Моздокскому району для назначения ежемесячной денежной выплаты, однако сотрудник УСЗН ей разъяснила, что выплата ей (Кандауровой) не положена. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась через своего представителя в УСЗН по Моздокскому району с заявлением, в котором просила разъяснить причину отказа в назначении выплаты в 2018 году, предоставить информацию о величине среднедушевого денежного дохода с ДД.ММ.ГГГГ, разъяснить какие еще выплаты положены ей по случаю рождения третьего ребенка, однако сотрудник УСЗН по Моздокскому району отказала в принятии заявления. Данные действия административного ответчика не соответствуют требованиям действующего законодательства, нарушают ее права и права ее несовершеннолетнего ребенка на получение соответствующей информации и полагающихся выплат.
Требования административного истца приняты и рассмотрены Моздокским районным судом Республики Северная Осетия-Алания по правилам административного судопроизводства, решением от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении требований отказано.
По итогам рассмотрения апелляционной жалобы административного истца апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от ДД.ММ.ГГГГ решение суда оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения.
Судами первой и апелляционной инстанций по итогам рассмотрения дела установлено, что в установленном порядке ДД.ММ.ГГГГ заявление от Кандауровой В.В. в УСЗН по Моздокскому району, на которое она ссылается как на непринятое и не рассмотренное, подано не было, факт обращения Кандауровой В.В. в 2018 году с заявлением к административному ответчику о назначении ей ежемесячной выплаты на третьего ребенка не подтвердился.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Кандурова В.В. обжаловала их в кассационном порядке, приведя в обоснование жалобы доводы, аналогичные исковому заявлению, дополнительно указав, что суды первой и апелляционной инстанций, отказывая ей в удовлетворении заявленных требований, в нарушение требований Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, бремя доказывания обстоятельств, на которые она сослалась, как на обоснование своих требований, незаконно возложили на нее, тем самым нарушив принцип рассмотрения такой категории дел, при этом неверно применили нормы материального права.
В судебное заседание Пятого кассационного суда общей юрисдикции инстанции стороны не явились, по правилам статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации извещены надлежащим образом, ходатайств процессуального характера, возражений не поступало. Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела кассационную жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив изложенные в кассационной жалобе доводы и принятые судами первой и апелляционной инстанций судебные акты, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующему выводу.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке, являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов, равно если выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом неверно применены нормы материального права, были нарушены или неверно применены нормы процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта (статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Предметом рассмотрения по делу являются доводы административного истца по не рассмотрению УСЗН по Моздокскому району ее обращения в 2018 году после рождения третьего ребенка о назначении ей ежемесячной выплаты, связанной с его рождением, а также отказ Управления в принятии заявления ДД.ММ.ГГГГ, в котором она просила разъяснить причины отказа в выплатах в 2018 году и отказа Управления в даче ей ответов на поставленные вопросы.
В соответствии с частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Частью 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
При этом согласно части 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В обоснование заявленных требований и изложенных в исковом заявлении обстоятельств, административный истец представила суду свидетельства о рождении детей, свидетельство о заключении брака; заявление от ДД.ММ.ГГГГ, поданное в УСЗН по Моздокскому району о назначении ей ежемесячной выплаты по случаю рождения третьего ребенка, имеющее отметку Управления о его принятии (вход. N 1140 от 30.04.2019); заявление, датированное 30.04.2019, в котором Кандаурова В. В. просит УСЗН по Моздокскому району объяснить причину отказа в июле 2018 года в принятии от нее заявления о назначении ей ежемесячной выплаты по случаю рождения третьего ребенка, предоставлении ей информации и разъяснений по связанным в связи с этим вопросами (отметка об его поступлении в Управление отсутствует).
Доказательства подачи административному ответчику заявления в 2018 году и второго заявления от 30.04.2019 о его бездействии Кандаурова В.В. не представила.
УСЗН по Моздокскому району указал об отсутствии зарегистрированного факта подачи Кандауровой В.В. в установленном порядке заявлений в Управление в 2018 году и иного заявления 30.04.2019, помимо поданного о назначении выплаты.
В целях реализации демографической политики Российской Федерации Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 606 рекомендовано высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации установить до 01.07.2012 нуждающимся в поддержке семьям ежемесячную денежную выплату в размере определенного в субъекте Российской Федерации прожиточного минимума для детей, назначаемую в случае рождения после 31.12.2012 третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет (пункт 2).
19.12.2017 Правительством Республики Северная Осетия-Алания постановлением N 493 утверждены Правила назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям, назначаемым в случае рождения (усыновления) у них после 31.12.2017 третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком трех лет в Республике Северная Осетия-Алания (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 2.1 данных Правил полномочия по приему документов на получение ежемесячной денежной выплаты возлагаются на территориальные органы Министерства труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания - управления социальной защиты населения (далее - УСЗН). Документы могут быть представлены через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) по месту жительства заявителя.
Согласно пункту 2.8 Правил ежемесячная денежная выплата назначается начиная с даты рождения (усыновления) ребенка, если обращение последовало не позднее шести месяцев с месяца рождения (усыновления) ребенка, по день исполнения ребенку трех лет включительно. При первичном обращении за ежемесячной денежной выплатой по истечении шести месяцев с даты рождения (усыновления) ребенка выплата назначается и выплачивается за истекшее время, но не более чем за шесть месяцев до месяца, в котором подано заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты со всеми необходимыми документами, и не ранее даты рождения (усыновления) ребенка, в связи с рождением которого возникло право на указанную выплату.
Пунктом 2.9. Правил предусмотрено осуществление ежемесячной денежной выплаты с месяца, следующего за месяцем подачи заявления, путем перечисления на имеющиеся или открываемые в кредитных учреждениях банковские счета или через организацию почтовой связи по выбору получателя.
Постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 16.02.2010 N 34 утвержден Административный регламент предоставления государственных услуг. Постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 06.02.2018 N 30 в указанный Административный регламент введен Административный регламент министерства труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания предоставления государственной услуги "назначение ежемесячной денежной выплаты в случае рождения (усыновления) третьего ребенка" (далее - Административный регламент).
В соответствии с пунктом 18 Административного регламента заявления и документы, необходимые для получения ежемесячной выплаты предоставляются в территориальные органы по желанию заявителя посредством направления почтовой связью; с использованием электронных носителей и(или информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая сеть "Интернет"; лично или через законного представителя при посещении органа; посредством МФЦ; посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг и иным способов, позволяющим передать заявление и иные документы.
В соответствии с пунктом 68 Административного регламента жалоба в орган, предоставляющий услугу, может быть подана в письменной форме на бумажном носителе по адресу: 362015, Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, ул. Бутырина, 29, в электронной форме, с использованием средств факсимильной или электронной связи, направлена по почте, подана через МФЦ, а также с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", официального сайта Минтруда, Единого портала государственных или муниципальных услуг, при личном приеме заявителя.
Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации" предусмотрено общее право обратиться в органы исполнительной власти с соответствующими обращением, заявлением, жалобой.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона N 59-ФЗ гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.
Указанным Федеральным законом N 59-ФЗ подача письменного обращения возможна любым удобным для заявителем способом, пунктом 1 статьи 13 закона также предусмотрен порядок личного приема граждан, который проводится руководителями государственного органа или уполномоченными на то лицами.
Административным истцом не представлено доказательств подачи в 2018 году заявления и необходимых документов в УСЗН по Моздокскому району для назначения и получения ежемесячной выплаты в связи с рождением третьего ребенка в каким либо из предусмотренных Административным регламентом или Правилами способом. Такое заявление, как первичное было подано в УСЗН по Моздокскому району ею через представителя путем посещения органа 30.04.2019.
Одновременно представитель административного истца сообщил о намерении подать 30.04.2019 заявление от лица Кандауровой В.В. с требованием разъяснить причину не приятия аналогичного заявления в 2018 году, однако само заявление такого характера в УСЗН по Моздокскому району при личном приеме заявителя, а также иным, предусмотренным законодательством способом подано не было, в связи с чем основания у административного ответчика по совершению действий, необходимых для его рассмотрения, отсутствовали.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об отсутствии в действиях административного ответчика бездействия.
Судами административному истцу предоставлялась возможность реализовать свое право на судебную защиту, все представленные сторонами доказательства получили судами надлежащую оценку по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела, при рассмотрении дела судами нарушений норм материального или процессуального права допущено не было, бремя доказывания было надлежащим образом распределено судом между сторонами.
Приведенные административным истцом в кассационной жалобе доводы свидетельствуют о ее несогласии с выводами судов первой и апелляционной инстанций, направлены на переоценку доказательств, оснований для которой не имеется.
На основании изложенного по итогам рассмотрения дела судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции пришла к выводу об оставлении решений судов первой и апелляционной инстанций без изменения, а кассационной жалобы административного истца без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Мздокского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу Кандауровой В.В. без удовлетворения.
Председательствующий Р.Ф. Фахретдинова
Судьи И.А. Нафиков
Ю.К. Белоусова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.