Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фахретдиновой Р.Ф, судей Нафикова И.А, Белоусовой Ю.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Бетугановой М.М.
на решение Прохладненского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от ДД.ММ.ГГГГ
по административному делу по административному исковому заявлению Бетугановой М.М. к местной администрации городского округа Прохладный Кабардино-Балкарской Республики об оспаривании ненормативного правового акта органа местного самоуправления, возложения обязанности.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Белоусовой Ю.К, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Бетуганова М.М. обратилась в Прохладненский районный суд Кабардино-Балкарской Республики с административным исковым заявлением к местной администрации городского округа Прохладный Кабардино-Балкарской Республики (далее - МА ГО Прохладный КБР) о признании незаконным постановления N от ДД.ММ.ГГГГ, которым Бетуганова М.М. с составом семьи 5 человек снята с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма и исключена из списка программы "Обеспечение жильем молодых семей", возложении на МА ГО Прохладный КБР обязанности восстановить Бетуганову М.М. и членов ее семьи на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма с даты постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ и восстановлении в списках программы "Обеспечение жильем молодых семей".
В обоснование заявленных требований Бетуганова М.М. указала об отсутствии оснований для признания ее семьи утратившей статус нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма и исключения из списка программы, поскольку основания ее исключения не соответствуют фактическим обстоятельствам. Привела довод о том, что на спорной жилплощади ее семья проживает с 2014 года и регистрация по ее месту нахождения в 2016 году носит формальный характер, а в самом населенном пункте они проживали более 5 лет, что не было учтено при принятии оспариваемого решения и судами.
Требования Бетугановой М.М. рассмотрены судами по правилам, предусмотренных Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Кабардино-Балкарской Республики.
ДД.ММ.ГГГГ решением Прохладненского районного суда Кабардино-Балкарской Республики, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от ДД.ММ.ГГГГ, в удовлетворении требований Бетугановой М.М. отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Бетуганова М.М. обжаловала их в кассационном порядке, приведя в обоснование кассационной жалобы доводы о том, что на момент постановки в очередь и включения в списки программы, а также на момент исключения из них семья Бетугановой М.М. статус нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма не утратила, обстоятельства, послужившие основаниями для постановки на очередь и включения в списки на момент исключения из них не изменились, доказательств обратного административным ответчиком не представлено, что не было учтено и надлежащим образом не оценено судами при рассмотрении дела.
В судебное заседание Пятого кассационного суда общей юрисдикции инстанции лица, участвующие в деле, не явились, по правилам статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации извещены надлежащим образом, ходатайств процессуального характера, возражений от них не поступало. Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела кассационную жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Предметом рассмотрения исковых требований по настоящему делу является оценка правомерности (неправомерности) исключения административного истца и членов ее семьи из списка граждан, нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, исключения из общей очереди и списка граждан, участников ведомственной (отраслевой) муниципальной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей", федеральной целевой программы "Жилище".
ДД.ММ.ГГГГ постановлением МО ГО Прохладный КБР N Бетуганова М.М. с составом семьи 5 человек, зарегистрированная по адресу: КБР, "адрес" признана нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма и поставлена на учет в качестве нуждающихся, включена в список очереди молодых семей подпрограммы "Обеспечением жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы. Основанием принятия такого решения явилось обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного человека менее учетной нормы (л.д. 19).
По итогам совещания у министра коммунального и дорожного хозяйства КБР, оформленного протоколом совещания от ДД.ММ.ГГГГ N, органу местного самоуправления рекомендовано повторно рассмотреть обоснованность постановки молодой семьи Бетугановых на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и проверить на предмет намеренного ухудшения жилищных условий с целью получения оснований нуждаемости, поскольку местной администрацией ДД.ММ.ГГГГ принято решение без учета изменения регистрации места жительства супругов ДД.ММ.ГГГГ, которые зарегистрировались на жилую площадь, приобретенную в 2014 году, чем не соблюден порядок 5 летней регистрации (л.д. 7).
Согласно сведениям о регистрации в паспорте, Бетуганова М.М. и ее супруг Бетуганов А.Х. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированы по адресу: "адрес". Ранее Бетуганов А.Х. был зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ по адресу: "адрес" (л.д.16, 17). Как указывает в административном исковом заявлении Бетуганова М.М. указанная квартира была приобретена административными истцами в ипотеку по договору от ДД.ММ.ГГГГ (договор ипотеки в материалах дела отсутствует).
ДД.ММ.ГГГГ по итогам заседания общественной комиссии по жилищным вопросам при МО ГО Прохладный КБР принято решение N о снятии Бетугановой М.М. с учета с членами семьи в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма и исключению из списка молодых семей программы "Обеспечение жильем молодых семей", государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".
Для признания незаконными действий и решений государственных органов и органов местного самоуправления, необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение этими действиями и решениями прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частью 2 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации состоять на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации основанием для признания гражданина нуждающимся является, в том числе обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы. В ее состав включена подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей". Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N в программу внесены изменения, которыми установлен период ее реализации 2015-2020 годы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N (в редакции на период принятия решения в отношении Бетугановой М.М.) утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 6 Правил участником мероприятий ведомственной целевой программы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям:
а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы мероприятий ведомственной целевой программы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил;
в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Пунктом 7 Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, в частности молодые семьи, признанные для цели участия в мероприятиях ведомственной целевой программы органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после ДД.ММ.ГГГГ по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
С ДД.ММ.ГГГГ мероприятия федеральной целевой программы "Жилище" интегрированы в состав государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" и в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О реализации мероприятий федеральных целевых программ, интегрируемых в отдельные государственные программы Российской Федерации" их реализация осуществляется с учетом настоящих особенностей.
Приложением N к особенностям реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" предусмотрены особенности Правил порядка предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, а также использования таких выплат.
В соответствии с пунктом 6 Правил участником мероприятий ведомственной целевой программы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям:
а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы мероприятий ведомственной целевой программы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил;
в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
В соответствии с пунктом 7 Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, в частности молодые семьи, признанные для цели участия в мероприятиях ведомственной целевой программы органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после ДД.ММ.ГГГГ по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Как следует из материалов дела, Бетуганова М.М. признана нуждающейся в жилых помещениях и включена ДД.ММ.ГГГГ в списки очереди подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" по основанию нуждаемости в жилом помещении, поскольку общая площадь занимаемого ими помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Сведения о площади жилого помещения семьи Бетугановых, расположенного по адресу: КБР, "адрес", равно как и сведения оснований возникновения права владения им, в материалах дела отсутствуют.
В указанном жилом помещении Бетуганов А.Х. и Бетуганова М.М. зарегистрированы с ДД.ММ.ГГГГ, сведения о месте предыдущей регистрации Бетугановой М.М. отсутствуют.
Закон Кабардино-Балкарской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N-РЗ "О регулировании жилищных отношений в Кабардино-Балкарской Республике" определяет порядок регулирования жилищных отношений в Кабардино-Балкарской Республике.
В соответствии с частью 1 статьи 2 упомянутого Закона Кабардино-Балкарской Республики жилые помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда Кабардино-Балкарской Республики (далее - республиканский жилищный фонд) предоставляются гражданам, проживающим в Кабардино-Балкарской Республике и признанным в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Кабардино-Балкарской Республики нуждающимися в жилых помещениях, при условии проживания в данном населенном пункте не менее 5 лет.
Возможность установления субъектом Российской Федерации ценза оседлости для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий согласуется с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в Определениях от ДД.ММ.ГГГГ N-О, от ДД.ММ.ГГГГ N-О, от ДД.ММ.ГГГГ N-О-О, и получила оценку в Определении Верховного Суда Российской Федерации в Определении от 01.04.2015 N-АПГ-15-7.
С учетом части 1 статьи 2 Закона Кабардино-Балкарской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N-РЗ "О регулировании жилищных отношений в Кабардино-Балкарской Республике" административный ответчик МА ГО Прохладный КБР принял в отношении административного истца и членов ее семьи оспариваемое постановление, поскольку на момент постановки на очередь нуждающихся и включения в списки программы "обеспечение жильем молодых семей", а также на момент исключения из них семья Бетугановых проживала в "адрес" менее 5 лет.
Справка, выданная участковым уполномоченным полиции отдела участковых уполномоченных полиции межрайонного отдела Министерства внутренних дел России "Прохладненеский" Жамбековым А.Х. о том, что Бетуганов А.Х, его супруга Бетуганова М.М. и трое несовершеннолетних детей проживают по адресу "адрес" ДД.ММ.ГГГГ по дату выдачи справки ДД.ММ.ГГГГ судом первой инстанции обоснованно доказательством не признана, поскольку она критериям допустимости не отвечает.
Судом апелляционной инстанции также принято во внимание, что с учетом положений статьи 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 N "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", из сведений, представленных отделом опеки и попечительства МА ГО Прохладный КБР ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что несовершеннолетние дети семьи Бетугановых зачислены в образовательные учреждения (среднего и дошкольного образования) городского округа Прохладный ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ.
У суда кассационной инстанции, с учетом положений, закрепленных в пункте 1 части 2 Закона Кабардино-Балкарской Республики от 28.07.2006 N-РЗ, оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций не имеется, поэтому доводы административного истца о фактическом проживании семьи на территории Кабардино-Балкарской Республике, в частности в "адрес" по адресу "адрес", с ДД.ММ.ГГГГ, т.е. более 5 лет, а факт регистрации семьи по указанному адресу в 2016 году являлся для спорных правоотношений формальным обстоятельством, не могут быть приняты во внимание, поскольку опровергаются исследованными судами доказательствами.
Доказательства проживания в "адрес" до 2016 года, в частности с 2011 года либо с 2014 года (с момента приобретения квартиры, на ипотеку по которой ссылается административный истец), административным истцом не представлено, в материалах дела не содержится.
Требования административного истца подлежали рассмотрению по правилам главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, однако были рассмотрены по правилам Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, вместе с трем это не свидетельствует о наличии оснований для отмены правильных по существу решений судов, поскольку при их принятии Бетугановой М.М. были предоставлены исчерпывающие возможности реализовать свое право на судебную защиту, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на совокупности представленных сторонами доказательствах, получившими мотивированную оценку судами. В силу части 5 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по формальным соображениям.
Приведенные административным истцом в кассационной жалобе доводы свидетельствуют о ее несогласии с выводами судов первой и апелляционной инстанций, направлены на переоценку доказательств, оснований для которой не имеется.
На основании изложенного решения судов первой и апелляционной инстанции надлежит оставить без изменения, а кассационную жалобу административного истца без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Прохладненского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу Бетугановой М.М. без удовлетворения.
Председательствующий Р.Ф. Фахретдинова
Судьи И.А. Нафиков
Ю.К. Белоусова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.