Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Поддымов А.В., рассмотрев жалобу Синцова В.Ю. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N3 Первомайского района города Пензы от 7 марта 2019 года (здесь и далее дата изготовления постановления в полном объеме) и решение судьи Первомайского районного суда города Пензы от 6 мая 2019 года, вынесенные в отношении исполняющего обязанности директора общества с ограниченной ответственностью "Эр-Строй" (далее - ООО "Эр-Строй", Общество) Синцова В.Ю. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением мирового судьи судебного участка N3 Первомайского района города Пензы от 7 марта 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Первомайского районного суда города Пензы от 6 мая 2019 года, исполняющий обязанности директора ООО "Эр-Строй" Синцов В.Ю. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, Синцов В.Ю. просит об отмене судебных актов, считая их незаконными.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии с частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 названного Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет.
В силу п.3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 года N 1110, к лицензионным требованиям относится соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
В соответствии с подпунктом "е" пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 (далее - Правила N491), в состав общего имущества включается земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.
Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества (подпункт "г" пункта 11 Правил N491).
Согласно Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утв. постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года N 170, зимняя уборка территории включает следующее: очистка покрытий при отсутствии снегопада от снега наносного происхождения должна производиться в ранние, утренние часы машинами с плужно-щеточным оборудованием, периодичность выполнения - один раз в 3, 2 и 1 сутки соответственно для тротуаров I, II и III классов (п. 3.6.15); убираемый снег должен сдвигаться с тротуаров на проезжую часть в прилотковую полосу, а во дворах - к местам складирования (п. 3.6.16); участки тротуаров и дворов, покрытые уплотненным снегом, следует убирать в кратчайшие сроки, как правило, скалывателями-рыхлителями уплотненного снега. Сгребание и уборка скола должна производиться одновременно со скалыванием или немедленно после него и складироваться вместе со снегом (п. 3.6.21); снег при ручной уборке тротуаров и внутриквартальных (асфальтовых и брусчатых) проездов должен убираться полностью под скребок. При отсутствии усовершенствованных покрытий снег следует убирать под движок, оставляя слой снега для последующего его уплотнения (п. 3.6.22); при возникновении скользкости обработка дорожных покрытий пескосоляной смесью должна производиться по норме 0, 2 - 0, 3 кг/м при помощи распределителей (п. 3.6.23); время проведения обработки покрытий пескосоляной смесью первоочередных территорий не должно превышать 1, 5 ч, а срок окончания всех работ - 3 ч. (п. 3.6.24); размягченные после обработки льдообразования должны быть сдвинуты или сметены плужно-щеточными снегоочистителями, не допуская их попадания на открытый грунт, под деревья или на газоны (п. 3.6.25).
В соответствии с п. 3.6.14 Правил и нормам технической эксплуатации жилищного фонда периодичность выполнения зимних уборочных работ по очистке тротуаров во время снегопада (сдвижка и подметание снега) следует принимать по табл. 3.2, в которой максимальный срок выполнения таких работ во время снегопада составляет 3 часа.
Пунктом 24 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года N 290, предусмотрено, что работы по содержанию земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иными объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации этого дома (далее - придомовая территория), в холодный период года включают, в том числе очистку крышек люков колодцев и пожарных гидрантов от снега и льда толщиной слоя свыше 5 см; сдвигание свежевыпавшего снега и очистка придомовой территории от снега и льда при наличии колейности свыше 5 см; очистка придомовой территории от снега наносного происхождения (или подметание такой территории, свободной от снежного покрова); очистка придомовой территории от наледи и льда; уборка крыльца и площадки перед входом в подъезд.
Как усматривается из материалов дела, ООО "Эр-Строй", и.о. директора которого в период с 29 декабря 2018 года по 31 января 2019 года являлся Синцов В.Ю, осуществляет управление многоквартирным домом "адрес" на основании лицензии, выданной лицензионной комиссией Пензенской области по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами от 12 февраля 2016 года N 119. Общество является лицом, ответственным за содержание и ремонт указанного дома и обязано исполнять лицензионные требования.
В силу подп. "е" п. 2, подп. "г" п. 11 Правил N491 земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, входит в состав общего имущества этого дома, поэтому обязанность производить уборку придомовой территории, в том числе от снега, лежит на ООО "Эр-Строй".
В период с 00 час. 00 мин. 6 января 2019 года до 06 час. 00 мин. 6 января 2019 года в г. Пензе были осадки в виде снега.
6 января 2019 года в 15 час. 20 мин. должностным лицом Госжилстройтехинспекции Пензенской области на основании задания на выполнение мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями от 4 января 2019 года осуществлен осмотр придомовой территории многоквартирного "адрес", по результатам которого установлено, что в нарушение вышеприведенных лицензионных требований указанный земельный участок не очищен от накоплений снега, имеется колейность, не произведена обработка противогололедным составом.
Данные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении от 23 января 2019 года, заданием на выполнение мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями от 4 января 2019 года; актом осмотра (обследования) земельных участков от 6 января 2019 года N 25 и фототаблицей к нему; лицензией, выданной лицензионной комиссией Пензенской области по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами от 12 февраля 2016 года N 119; данными публичной кадастровой карты и другими доказательствами по делу, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Деяние Синцова В.Ю. правильно квалифицировано по ч.2 ст.14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод Синцова В.Ю. о привлечении его к административной ответственности с нарушением требований ст.ст.8.3, 13.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", не может повлечь отмену судебных актов.
Обнаруженные в ходе рейдового мероприятия нарушения могли являться поводом для назначения внеплановой проверки.
Вместе с тем то обстоятельство, что должностным лицом Госжилстройтехинспекции Пензенской области было возбуждено дело об административном правонарушении, требованиям закона не противоречит.
Поскольку имелись достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностным лицом административного органа правомерно было возбуждено дело об административном правонарушении.
Довод жалобы о том, что решение о проведении внеплановой проверки в отношении Общества не принималось, не свидетельствует о незаконности судебных актов. В данном случае осмотр придомовой территории осуществлен в соответствии с положениями ст.ст.8.3, 13.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ на основании задания врио начальника Госжилстройтехинспекции Пензенской области от 4 января 2019 года, которое отвечает предъявляемым требованиям.
Доводы жалобы о том, что осмотр придомовой территории произведен в отсутствие представителя ООО "Эр-Строй" и понятых, не свидетельствует о недопустимости акта осмотра (обследования) земельного участка от 5 января 2019 года, поскольку он составлен в соответствии с положениями ч.1 ст.8.3 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ, п.п.1, 2 Порядка оформления плановых (рейдовых) осмотров земельных участков, самоходных машин и других видов техники и Порядка оформления результатов плановых (рейдовых) осмотров, утв. приказом Госжилстройтехинспекции Пензенской области от 3 августа 2018 года N 12-36.
Требований о том, что при проведении рейдового осмотра (обследования) земельного участка должны участвовать понятые, представители юридических лиц положениями ст.ст.8.3, 13.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ, Порядка оформления плановых (рейдовых) осмотров земельных участков, самоходных машин и других видов техники и Порядка оформления результатов плановых (рейдовых) осмотров не предусмотрено.
Учитывая то, что осмотр (обследование) придомовой территории осуществлялся в соответствии с положениями ст.ст.8.3, 13.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ, Порядка оформления плановых (рейдовых) осмотров земельных участков, самоходных машин и других видов техники и Порядка оформления результатов плановых (рейдовых) осмотров, поэтому требования ст.27.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в данном случае применению не подлежат.
Порядок и срок давности привлечения заявителя к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание назначено Синцову В.Ю. в пределах, предусмотренных санкцией части 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом положений ст.ст.3.1, 3.5, 4.1, 4.2, 4.3 названного Кодекса.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 - 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N3 Первомайского района города Пензы от 7 марта 2019 года и решение судьи Первомайского районного суда города Пензы от 6 мая 2019 года, вынесенные в отношении исполняющего обязанности директора общества с ограниченной ответственностью "Эр-Строй" Синцова В.Ю. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить изменения, а жалобу Синцова В.Ю. - без удовлетворения.
Судья А.В. Поддымов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.