Заместитель председателя Первого кассационного суда общей юрисдикции Переверзева И.Н., рассмотрев жалобу защитника Шубного А.А. - адвоката ФИО1 на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 32 Долгопрудненского судебного района Московской области от
7 мая 2019 года (с учетом определения мирового судьи судебного участка N 32 Долгопрудненского судебного района Московской области от 28 мая 2019 года об исправлении описки) и решение судьи Долгопрудненского городского суда Московской области от 9 июля 2019 года, вынесенные в отношении Шубного А.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установила:
постановлением мирового судьи судебного участка N 32 Долгопрудненского судебного района Московской области от 7 мая 2019 года (с учетом определения мирового судьи судебного участка N 32 Долгопрудненского судебного района Московской области от 28 мая 2019 года об исправлении описки), оставленным без изменения решением судьи Долгопрудненского городского суда Московской области от 9 июля 2019 года, Шубной А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде лишения права управления транспортными средствами сроком на один год.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, защитник Шубного А.А. - адвокат ФИО1 просит отменить постановления, вынесенные в отношении Шубного А.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и прекратить производство по делу, ввиду отсутствия состава административного правонарушения.
Потерпевший ФИО2 уведомленный в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче защитником лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, жалобы на указанные выше постановления, в установленный срок возражения на данную жалобу не представил.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Шубного А.А. к административной ответственности) оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 (далее - Правила дорожного движения), места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся, влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет или административный арест на срок до пятнадцати суток.
Основанием для привлечения Шубного А.А. к административной ответственности, предусмотренной указанной нормой, послужили приведенные в протоколе об административном правонарушении от 29 марта 2019 года N и судебных актах выводы о том, что 9 марта 2019 года в 22 часа 40 минут в районе "адрес" водитель Шубный А.А, управляя транспортным средством "Тойота", государственный регистрационный знак N совершил наезд на транспортное средство "Фольксваген Джетта", государственный регистрационный знак N, принадлежащий ФИО2, после чего в нарушение требований Правил дорожного движения оставил место дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся.
Давая оценку обоснованности постановления мирового судьи по делу об административном правонарушении, судья Долгопрудненского городского суда Московской области признал его законным.
Между тем, решение судьи Долгопрудненского городского суда Московской области от 9 июля 2019 года нельзя признать законным по следующим основаниям.
Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно пункту 3 статьи 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные названным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 названного Кодекса.
Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
В силу статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно части 4.1 данной статьи в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Исходя из положений статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, извещается или вызывается в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, направленным по месту его жительства, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Из приведенных выше норм следует, что протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица о месте и времени составления протокола.
Иное толкование приведенных выше норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении него процессуальных действий.
Согласно материалам дела протокол N об административном правонарушении в отношении Шубного А.А. составлен начальником отделения по розыску ОГИБДД МУ МВД России "Мытищинское" ФИО3
29 марта 2019 года в 11 часов 20 минут в отсутствие лица, в отношении которого осуществляется производство по делу об административном правонарушении (л.д. 4).
При этом в материалах дела не содержится данных, свидетельствующих об извещении Шубного А.А. о составлении протокола об административном правонарушении 29 марта 2019 года.
В материалах дела имеется извещение, согласно которому Шубный А.А. уведомляется о необходимости явки в ОГИБДД по адресу: "адрес"
"адрес" 28 марта 2019 года в
11 часов 00 минут (л.д. 18).
Таким образом, материалы дела не позволяют сделать вывод о том, что Шубный А.А. в установленном порядке был извещен о времени и месте составления протокола об административном правонарушении N N от
29 марта 2019 года.
Судьей Долгопрудненского городского суда Московской области данные обстоятельства, вопреки требованиям вышеуказанных норм Кодекса Российской Федерации, не проверены, оставлены без внимания и юридической оценки.
Поскольку требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о всесторонности, полноте и объективности рассмотрения дела об административном правонарушении судьей Долгопрудненского районного суда Московской области не выполнены, обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, не проверены, решение судьи Долгопрудненского городского суда Московской области от 9 июля 2019 года нельзя признать законным и обоснованным, данный судебный акт подлежит отмене, с направлением дела на новое рассмотрение в Долгопрудненский городской суд Московской области.
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное в настоящем постановлении, всесторонне, полно и объективно исследовать все обстоятельства дела об административном правонарушении в их совокупности и правильно применив нормы права, вынести законное и обоснованное решение.
Изложенные в поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции жалобе доводы, касающиеся существа обжалуемых актов, могут быть заявлены при новом рассмотрении данного дела об административном правонарушении судьей городского суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения, заместитель председателя Первого кассационного суда общей юрисдикции
постановила:
жалобу защитника Шубного А.А. - адвоката ФИО1 удовлетворить частично.
Решение судьи Долгопрудненского городского суда Московской области от
9 июля 2019 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Шубного А.А, отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Долгопрудненский городской суд Московской области.
Заместитель председателя суда И.Н. Переверзева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.