Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Тришкиной М.А, судей Захарова В.В, Деминой К.А, рассмотрела в судебном заседании посредством видеоконференцсвязи в порядке ст. 155.1 ГПК РФ гражданское дело по иску прокурора Орловского района Орловской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Неполодского сельского поселения Орловского района, администрации Орловского района Орловской области о возложении обязанностей по организации площадок для накопления твердых коммунальных отходов
по кассационной жалобе администрации Орловского района Орловской области
на решение Орловского районного суда Орловской области от 9 июля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 17 сентября 2019 года.
Заслушав доклад судьи Захарова В.В, представителя Администрации Орловского района Орловской области по доверенности Серегина Д.В, поддержавшего доводы жалобы, прокурора Ильина Ю.В, возражавшего против жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Орловского района Орловской области (далее - прокурор) обратился в суд с иском к администрации Неполодского сельского поселения Орловского района Орловской области (далее - администрации Неполодского сельского поселения), администрации Орловского района Орловской области (далее - администрация Орловского района) о возложении обязанностей по организации площадок для накопления твердых коммунальных отходов.
Решением суда первой инстанции от 09 июля 2019 года исковые требования удовлетворены.
Апелляционным определением от 17 сентября 2019 года решение районного суда было оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация Орловского района просит состоявшиеся судебные акты отменить, как постановленные с нарушением норм материального и процессуального права, принять новое решение об отказе в иске.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, возражения на жалобу, судебная коллегия не находит оснований для отмены оспариваемых судебных актов.
На основании ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено ГПК РФ.
В силу статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами не допущено.
При этом судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ администрация Орловского района на основании соответствующего Соглашения передала администрации Неполодского сельского поселения полномочия по участию в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов (пп. "з" п. 1.1). Администрация Орловского района приняла на себя обязанности, в том числе, по обеспечению своевременного финансирования переданных полномочий, а администрация Неполодского сельского поселения - по добросовестному осуществлению полномочий, предусмотренных п. 1.1; целевому использованию переданных материальных ресурсов и финансовых средств исключительно на осуществление переданных полномочий; предоставлению в администрацию района не позднее 10 числа месяца, следующего за месяцем, в котором были выполнены работы, отчетов о ходе исполнения полномочий, использовании финансовых средств (п.п. 2.3.1, 2.6.1, 2.6.2, 2.6.4 Соглашения).
Полномочия, передаваемые администрацией района в соответствии с вышеуказанным Соглашением, осуществляются за счет средств бюджета Орловского района в бюджет Неполодского сельского поселения в виде иных межбюджетных трансфертов на 2019 год в размере 1 118 280 руб. с распределением данной суммы по полномочиям согласно приложению к настоящему Соглашению. Срок действия данного Соглашения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Указанное Соглашение заключено во исполнение решения Орловского районного Совета народных депутатов от 29 ноября 2018 года N102-МПА "О бюджете Орловского района на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов", в приложении 28 к которому на вышеуказанные цели для Неполодского сельского поселения выделено 192 100 руб.
Постановлением главы Орловского района Орловской области от 3 июля 2019 года N1945 была утверждена муниципальная программа Орловского района "Создание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Орловского района", задачами которой является увеличение на территории района мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. В качестве планового результата указано создание на территории Орловского района мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, соответствующих законодательству в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения для расположения 177 контейнеров. Соисполнителями указанной программы являются, в том числе администрации сельских поселений, входящих в состав Орловского района. Согласно таблице 3 данной программы, на ее реализацию для создания мест накопления твердых коммунальных отходов для Неполодского сельского поселения Орловского района Орловской области предусмотрено финансирование в объеме 382 743, 24 руб.
Согласно позиции представителя администрации Орловского района в ходе рассмотрения дела, лимиты денежных средств в объеме около 58000 руб, достаточном для создания контейнерных площадок, доведены до администрации Неполодского сельского поселения и в любое время могут быть перечислены ей.
Позиция представителя Неполодской сельской администрации сводилась к тому, что денежных средств на создание мест накопления твердых коммунальных отходов в вышеуказанных населенных пунктах не перечислено, а также к возможности осуществления вывоза мусора бестарным (бесконтейнерным) способом.
Руководствуясь ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст.ст. 8 и 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года N89ФЗ "Об отходах производства и потребления", п. 2.2.2 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", п.8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", п. 10 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 года N1156, п. 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2018 года N1039, суды пришли к правильному выводу, что обязанность по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов по общему правилу лежит на органах местного самоуправления соответствующего уровня, за исключением, когда в соответствии с законодательством такая обязанность возложена на иных лиц.
Судом установлено, что Постановлением Правительства Орловской области от 21 июля 2017 года N300 утверждены Правила осуществления деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Орловской области.
Как отмечено выше, заключенное между Департаментом топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области и региональным оператором ДД.ММ.ГГГГ во исполнение вышеуказанного Постановления Соглашение не содержит обязанности регионального оператора по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Таким образом, в ходе рассмотрения спора было установлено, что администрацией Орловского района и администрацией Неполодского поселения в рамках их полномочий был принят ряд документов, предусматривающих в обязанностях органов местного самоуправления создание контейнерных площадок на территории Неполодского сельского поселения, увеличение количества контейнеров, а также финансирование данных мероприятий.
Довод о вмешательстве в компетенцию органа местного самоуправления путем заявления прокурором определенного способа восстановления нарушенного права основан на неправильном толковании права, предполагающего необходимость указания истцом конкретного требования при обращении в суд.
Доводы кассационной жалобы уже заявлялись в судах первой и апелляционной инстанций и направлены на переоценку установленных фактических обстоятельств, тогда как по правилам ч. 3 ст. 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих изменение судебных постановлений, вопреки доводам кассационной жалобы, судом первой и апелляционной инстанции допущено не было.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены постановлений судов первой и апелляционной инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Орловского районного суда Орловской области от 9 июля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 17 сентября 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Орловского района Орловской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.