Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Макаровой Н.А.
судей Скоковой Д.И, Юдиной С.В, рассмотрев в открытом судебном заседании дело N2-256/2019 по иску Симонова Евгения Андреевича к межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации "Ковылкинский" о признании незаконным расчета выслуги лет для назначения пенсии, о возложении обязанности включить период службы в выслугу лет в льготном исчислении, произвести перерасчет пенсии
по кассационной жалобе Симонова Евгения Андреевича
на решение Ковылкинского районного суда Республики Мордовия от
1 апреля 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия суда от
24 июня 2019 г, заслушав доклад судьи Скоковой Д.И, установила:
Симонов Е.А. обратился в суд с иском к межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации "Ковылкинский" о признании незаконным расчета выслуги лет для назначения пенсии, о возложении обязанности включить период службы в выслугу лет в льготном исчислении, произвести перерасчет пенсии.
Решением Ковылкинского районного суда Республики Мордовия от
1 апреля 2019 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия суда от 24 июня 2019 г. в удовлетворении исковых требований Симонову Е.А. отказано.
Симонов Е.А. обратился в Первый кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит об отмене названных судебных постановлений ввиду нарушения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права и принятии нового судебного акта об удовлетворении заявленных истцом требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия считает её подлежащей удовлетворению.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Симонов Е.А. проходил службу в органах внутренних дел с ДД.ММ.ГГГГ по
ДД.ММ.ГГГГ г. на различных должностях, в период с 1 января 2001 г. по
16 ноября 2004 г. занимал должность милиционера охранно-конвойной службы изолятора временного содержания отдела внутренних дел Ковылкинского района.
На основании приказа начальника межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации "Ковылкинский" от
3 декабря 2018 г. Симонов Е.А. уволен со службы в органах внутренних дел по выслуге лет, дающей право на получение пенсии. Согласно приказу выслуга лет Симонова Е.А. по состоянию на 3 декабря 2018 г. составила 26 лет 2 месяца 3 дня. Все периоды службы включены в выслугу лет в календарном исчислении.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска, суды первой и апелляционной инстанции исходили из того, что Перечнем должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий, утвержденным приказом Министра внутренних дел Российской Федерации от 20 декабря 2016 г.
N 868, действовавшим на момент увольнения истца со службы, не предусмотрена должность милиционера охранно-конвойной службы изолятора временного содержания, а также из недоказанности истцом того обстоятельства, что в спорный период при несении службы он непосредственно осуществлял функции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Судебная коллегия считает, что выводы судов основаны на неправильном толковании и применении норм материального права.
Пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и военнослужащих, в том числе и исчисление выслуги лет для назначения пенсии, регулируется Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации и их семей" (далее Закон N 4468-1).
В статье 1 Закона N 4468-1 перечислены лица, на которых распространяется действие данного Закона, в частности, это лица рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего Союза ССР, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и семьи этих лиц.
В соответствии с частью 3 статьи 18 Закона N 4468-1 порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 данного Закона, определяется Правительством Российской Федерации.
Абзацем 45 подпункта "г" пункта 3 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации и их семей" (далее Постановление N 941) установлено, что в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, засчитывается на льготных условиях служба в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в конвойных подразделениях милиции в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, - с 01 января 2001 г. по перечню должностей и на условиях, определяемых Министром внутренних дел Российской Федерации.
В редакции постановления N 941, действовавшей до 12 ноября 2003 г, отсутствовало указание на необходимость соответствия должности перечню, установленному МВД России. Согласно действовавшей до 12 ноября 2003 г. редакции в льготном порядке включалась в стаж служба в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в конвойных подразделениях милиции в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. При этом, несмотря на внесение изменений в указанную норму постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2003 г, соответствующий Перечень был утвержден лишь приказом Министра внутренних дел Российской Федерации от 09 октября 2004 N 640. Таким образом, в спорный период службы истца отсутствовал утвержденный в установленном порядке Перечень должностей, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Приказом МВД России от 9 октября 2004 г. N 640 утвержден Перечень должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий, в котором предусмотрена должность полицейского (милиционера) взвода (отделения) охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых изолятора временного содержания (строка 18).
На момент расчета выслуги лет Симонову Е.А. при увольнении из органов внутренних дел указанный приказ от 09 октября 2004 г. N 640 утратил силу в связи с изданием приказа МВД России от 20 декабря 2016 г. N 868, которым утвержден Перечень должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий.
Согласно разделу 2 данного Перечня, предусматривающему должности, введенные до 23 августа 2014 г, правом на льготное исчисление выслуги лет пользуются, в том числе, полицейский, (милиционер) изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых (строка 12) и полицейский, (милиционер) взвода (отделения) охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых изолятора временного содержания (строка 18). При этом в примечании к должностям полицейского указано, что право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий предоставляется лицам, замещавшим должности, отмеченные символом "3", введенные с 30 апреля 2011 г, непосредственно осуществлявшим функции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. В отношении должностей милиционера такой оговорки нет, что свидетельствует о том, что замещение данных должностей безусловно связано с выполнением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, что не учтено судами при принятии обжалуемых судебных постановлений, выводы которых основаны в том числе на недоказанности осуществления истцом функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых.
Вывод судов об отказе в удовлетворении иска основан также на том, что в Перечне указывается на такое подразделение изолятора временного содержания как взвод (отделение) охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, в то время как истец проходил службу в охранно-конвойной службе изолятора временного содержания.
В период с 1 января 2001 г. по 20 мая 2004 г. должности в изоляторах временного содержания задержанных и заключенных под стражу лиц и подразделениях конвойной службы милиции, как и сами подразделения именовались в соответствии с приказом МВД России от 30 декабря 1993 г.
N 605 "Об утверждении типовых штатов изоляторов для временного содержания задержанных и заключенных под стражу лиц и подразделений конвойной службы милиции", конвойные отделения входили в состав изоляторов временного содержания, являясь их структурными подразделениями.
Приказом МВД России от 20 мая 2004 г. N 309 приказ МВД РФ от
30 декабря 1993 г. N 605 признан утратившим силу, утверждены новые типовые штаты изоляторов временного содержания, в соответствии с которыми конвойные отделения стали именоваться отделениями охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых.
Таким образом, конвойное отделение изоляторов временного содержания, предусмотренное типовыми штатами в соответствии с приказом МВД России от 30 декабря 1993 г. N 605, являлось тождественным отделению охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых изоляторов временного содержания, предусмотренному типовыми штатами в соответствии с приказом МВД России от 20 мая 2004 N 390. То обстоятельство, что в Перечень, утвержденный приказом МВД России от 9 октября 2004 г. N 640, как и в раздел 2 действующего в настоящее время Перечня включены наименования должностей и структурных подразделений в соответствии с типовыми штатами, утвержденными приказом МВД России от 20 мая 2004 г. N 309, без указания на тождество данных наименований тем, которые предусматривались типовыми штатами ранее, само по себе не может являться основанием для невключения спорных периодов в выслугу лет в льготном исчислении.
Однако суды первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела приведенные положения норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, не учли, не применили к спорным отношениям закон, подлежащий применению, в нарушение положений статей 67, 196, частей 3 и 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не дали оценку штатному расписанию органов внутренних дел, в котором проходил службу Симонов Е.А. в спорный период, а также доводам истца о том, что после утверждения новых типовых штатов изоляторов временного содержания несмотря на иное наименование подразделения по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых, указанное в штатном расписании органа внутренних дел, круг должностных обязанностей по ней остался прежним.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия, проверяя законность решения Ковылкинского районного суда Республики Мордовия, ограничилась лишь указанием в апелляционном определении на несоответствие наименования должности, занимаемой истцом в спорный период Перечню, действовавшему на момент его увольнения из органов внутренних дел и расчета выслуги лет, не оценив доводы апелляционной жалобы о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права.
Ввиду изложенного апелляционное определение нельзя признать законным, оно подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия суда от 24 июня 2019 г. отменить, дело направить на новое апелляционное рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.