Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Тришкиной М.А, судей Захарова В.В, Деминой К.А, рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску Колупова Андрея Владимировича к Обществу с ограниченной ответственностью "Центрснабкомплект", Брянской городской администрации, муниципальному бюджетному учреждению "Дорожное управление города Брянска", Комитету по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации, муниципальному унитарному предприятию "Брянский городской водоканал" о взыскании ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия, судебных расходов
по кассационной жалобе Общества с ограниченной ответственностью "Центрснабкомплект"
на решение Советского районного суда г. Брянска от 20 мая 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 10 сентября 2019 года.
Заслушав доклад судьи Захарова В.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Колупов А.В. обратился в суд с иском к МУП "Брянский городской водоканал", ссылаясь на то, что 30 июля 2018 года автомобиль под его управлением совершил наезд на открытый канализационный колодец, в результате чего получил механические повреждения.
По результатам проведенной ООО " "данные изъяты"" оценки стоимость восстановительного ремонта указанного автомобиля с учетом износа составила 183 600 руб.
Определением Советского районного суда г. Брянска от 1 марта 2019 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены ООО "Центрснабкомплект", Брянская городская администрация, Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации, МБУ "Дорожное управление" г. Брянска.
На основании изложенного истец с учетом уточнений исковых требований просил взыскать в свою пользу сумму причиненного в результате ДТП ущерба в размере 183 600 руб, расходы за проведение оценки стоимости восстановительного ремонта в размере 7 000 руб, расходы за составление искового заявления в размере 3 000 руб, расходы по оплате государственной пошлины в размере 5 012 руб.
Решением Советского районного суда г. Брянска от 20 мая 2019 года исковые требования Колупова А.В. удовлетворены частично.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 10 сентября 2019 года решение суда первой инстанции было оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ООО "Центрснабкомплект" просит оспариваемые судебные акты отменить, как постановленные с нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены в кассационном порядке оспариваемых судебных актов.
На основании ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено ГПК РФ.
В силу статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами допущено не было.
Как установлено судами, 30 июля 2018 года в 22 часа 55 минут в районе дома N "адрес" произошло дорожно-транспортное происшествие, в ходе которого автомобиль N, государственный регистрационный знак N N, под управлением истца совершил наезд на открытый канализационный колодец, в результате чего получил механические повреждения.
Согласно определению об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 30 июля 2018 года в действиях водителя Колупова А.В. состава административного правонарушения не установлено.
В соответствии с экспертным заключением N 18-В28577 от 28 октября 2018 года ООО " "данные изъяты"" величина расходов, необходимых для восстановительного ремонта автомобиля "данные изъяты", регистрационный знак N N, без учета износа запасных частей составляет 280 319 руб. 00 коп, с учетом износа запасных частей и агрегатов - 183 600 руб.
22 января 2018 года между Комитетом по ЖКХ Брянской городской администрации ("Муниципальный заказчик") и ООО "Центрснабкомплект" ("Подрядчик") был заключен муниципальный контракт N N, предметом которого является выполнение по заданию муниципального заказчика работы по объекту: "Ремонт автодороги по ул. "адрес") в "адрес"", в соответствии с проектной документацией, утвержденной приказом МКУ "УЖКХ" г. Брянска от 18 августа 2017 года N Nпункт 1.2. муниципального контракта).
Пунктом 7.3.3. муниципального контракта предусмотрено, что подрядчик обязан выполнить качественно все работы в объеме и в сроки, предусмотренные настоящим контрактом, в строгом соответствии с действующими строительными стандартами, СНиП, технологическими условиями, утвержденной в установленном порядке проектной документацией на данный объект, согласно графику производства работ.
Согласно пункту 10.1. муниципального контракта, в соответствии со статьями 755, 756 ГК РФ, гарантированный срок качества выполненных работ - 5 лет со дня подписания Акта о приемке в эксплуатацию законченного ремонтом объекта. Гарантийные обязательства включают в себя доведение до нормального состояния в соответствии с требованиями СНиП 03.06.03-85 "Автомобильные дороги", СНиП 2.05.02-85* "Автомобильные дороги", ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы".
Пунктом 11.13 муниципального контракта предусмотрено, что подрядчик несет имущественную, административную и иную ответственность перед третьими лицами в связи с неисполнением, ненадлежащим исполнением обязательств по контракту, в том числе за последствия дорожно-транспортных происшествий, произошедших вследствие неудовлетворительных дорожных условий в период производства работ (если контракт по ремонту или капитальному ремонту дорог).
В соответствии с пунктом 11.14 муниципального контракта подрядчик возмещает в полном объеме заказчику и третьим лицам ущерб, причиненный неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств по Контракту, включая судебные издержки, вред, причиненный личности или имуществу физических лиц, вред, причиненный имуществу юридических лиц.
Актом от 24 января 2018 года автодорога по ул. Никитина (от ул. Красный Маяк до ул. 2-я Мичурина) в Володарском районе г. Брянска передана под ремонт ООО "Центрснабкомплект". До момента ДТП передача дороги на баланс Заказчику формально не осуществлялась.
На основании Актов о приемке выполненных работ NN 1, 2, 3, 4 от 21 июня 2018 года муниципальным заказчиком - Комитетом по ЖКХ Брянской городской администрации у подрядчика - ООО "Центрснабкомплект" были приняты работы по ремонту автодороги по ул. "адрес".
В соответствии с Актом приёмки законченных работ по ремонту объекта от 26 июня 2018 года работы по ремонту указанной автодороги подрядчиком ООО "Центрснабкомплект" проводились в период времени с 16 апреля 2018 года по 21 июня 2018 года.
Согласно письму от 21 июня 2018 года N1/15-776 и.о. главы администрации Володарского района г. Брянска указанная администрация провела проверку соответствия элементов улично-дорожной сети и в ходе обследования выявлено неудовлетворительное состояние колодцев, расположенных на дорогах Володарского района г. Брянска. Колодцы имеют провалы, нарушено асфальтное покрытие, примыкающее к колодцам.
В соответствии с актом обследования от 10 июля 2018 года, составленным представителями МУП "Брянскгорводоканал", Володарской районной администрации г. Брянска, МКУ "УЖКХ" г. Брянска в ходе обследования канализационных колодцев по ул. Никитина на участке от ул. 2-ая Мичурина до ул. Красный Маяк на предмет плотности прилегания крышек люков, установленных на проезжей части дороги после ее капитального ремонта, установлено, что плотность прилегания всех десяти крышек не соответствует нормам. При наезде автотранспорта на люки колодцев крышки вибрируют, из-за чего происходит деформация обечайки. Комиссией указано Комитету по ЖКХ Брянской городской администрации на необходимость возложения на подрядную организацию обязанности по приведению крышек люков в надлежащее состояние.
Согласно письму МУП "Брянский городской водоканал" от 13 июля 2018 года N7402-и на имя председателя Комитета по ЖКХ Брянской городской администрации по результатам комиссионного обследования было выявлено, что на установленных подрядчиком люках плотность прилегания крышек отсутствует. При наезде автотранспорта на люки колодцев крышки вибрируют, выскакивают из обечайки, при этом нарушается целостность люков, вследствие чего канализационные колодцы становятся открытыми, что может привести к ДТП.
Руководствуясь ст.ст. 15, 1064, 1082 ГК РФ, требованиями Федеральных законов от 10 декабря 1995 года N196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", от 6 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", ГОСТ Р 50597-93 "Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" (действовал на момент ДТП), ГОСТ 3634-99 "Люки смотровых колодцев и дождеприемники ливнесточных колодцев. Технические условия (с Поправкой)", с учетом установления ответчиком люков, масса которых не предназначена для городских автомобильных дорог с интенсивным движением, принимая во внимание, что на месте ДТП отсутствовала крышка люка, которую устанавливал ответчик, пришел к правильному выводу о невыполнении ответчиком надлежащим образом работ по содержанию и ремонту дороги на ул. Никитина г.Брянска в нарушение условий муниципального контракта, ввиду чего взыскал с него в пользу истца ущерб, убытки и судебные расходы.
Брянская городская администрация, Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации, МУП "Брянский горводоканал", МБУ "Дорожное управление" г. Брянска были признаны судом ненадлежащими ответчиками.
Сами по себе факты подписания актов приема-передачи выполненных работ и отсутствия у заказчика на момент их подписания претензий к качеству их выполнения не свидетельствуют о невозможности проявления недостатков произведенного ремонта в процессе последующей эксплуатации автомобильной дороги и не исключают ответственность организации, осуществлявшей ремонтные работы.
Доводы кассационной жалобы уже были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций и направлены на переоценку фактических обстоятельств по делу, тогда как по правилам ч. 3 ст. 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены постановления суда апелляционной инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Брянска от 20 мая 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 10 сентября 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Центрснабкомплект" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.