Заместитель председателя Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Савельева Л.А., рассмотрев жалобу защитника департамента образования администрации г. Перми Селищевой Елены Николаевны на вступившие в законную силу постановление и.о. заместителя начальника отдела - заместителя старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества Управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю N59046/19/2210544 от 07 мая 2019 года, решение судьи Ленинского районного суда г. Перми от 04 июля 2019 года, решение судьи Пермского краевого суда от 29 августа 2019 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении департамента образования администрации г. Перми, установил:
постановлением и.о. заместителя начальника отдела - заместителя старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества Управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю N59046/19/2210544 от 07 мая 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда г. Перми от 04 июля 2019 года и решением судьи Пермского краевого суда от 29 августа 2019 года, департамент образования администрации г. Перми (далее также - департамент, юридическое лицо) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, защитник Селищева Е.Н. выражает несогласие с указанными выше актами, просит об их отмене, прекращении производства по делу.
Межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества Управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю уведомлен в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче защитником жалобы на указанные выше акты. Письменные возражения не поступили.
Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
В силу частей 1 и 2 статьи 105 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения.
Согласно части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В ходе рассмотрения дела установлено, что на основании исполнительного листа от 15 ноября 2018 года, выданного Ленинским районным судом г. Перми в соответствии с принятым решением, вступившим в законную силу, постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП и ИОИП РД и ИИ УФССП России по Пермскому краю от 04 декабря 2018 года в отношении должника- департамента образования администрации г. Перми возбуждено исполнительное производство N "данные изъяты", предмет исполнения: возложение обязанности предоставить несовершеннолетнему ФИО1, "данные изъяты" г.р, место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении на территории города Перми. В связи с неисполнением исполнительного документа должником в срок для добровольного исполнения, судебным приставом-исполнителем 20 декабря 2018 года вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей. 11.03.2019 года судебным приставом-исполнителем в адрес должника выставлено требование об исполнении решения суда - предоставить ФИО2 место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении на территории города Перми в срок до 03 апреля 2019 года. Данное требование получено департаментом 11 марта 2019 года, но к установленному сроку юридическим лицом не исполнено.
В связи с тем, что в установленный судебным приставом-исполнителем срок требования исполнительного документа должником не были исполнены, 04 апреля 2019 года в отношении департамента образования администрации г. Перми составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. По результатам рассмотрения протокола об административном правонарушении 07 мая 2019 года вынесено постановление о привлечении департамента образования администрации г. Перми к административной ответственности.
Обстоятельства неисполнения Департаментом содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем подтверждены совокупностью исследованных в ходе рассмотрения дела доказательств, в том числе: сведениями, изложенными в протоколе об административном правонарушении от 04 апреля 2019 года, постановлением о возбуждении исполнительного производства от 04 декабря 2018 года, постановлением о взыскании исполнительского сбора от 20 декабря 2018 года, требованием от 11 марта 2019 года, а также другими материалами дела, оценив которые, наряду с доказательствами, представленными также юридическим лицом в подтверждение своих доводов, в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо и судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Объективных данных, опровергающих установленные по делу обстоятельства виновности юридического лица, подателем жалобы не представлено.
Факт имевшегося на момент нарушения исполнительного производства, вынесенного судебным приставом-исполнителем постановления о взыскании исполнительского сбора в рамках данного исполнительного производства, а также выставленного требования со сроком исполнения до 03 апреля 2019 года подтверждается доказательствами и по существу не оспаривается. Доказательств исполнения юридическим лицом требования судебного пристава-исполнителя от 11 марта 2019 года и решения суда представлено не было. Обстоятельств, препятствующих исполнению исполнительного документа и законного требования судебного пристава-исполнителя, при рассмотрении настоящего дела не установлено и из материалов дела, вопреки доводам жалобы, не следует.
Доводы о том, что решение суда не исполнялось в связи с обстоятельствами, не зависящими от воли должника, поскольку на момент вступления в законную силу решения суда, которое явилось предметом исполнения, и на момент возбуждения исполнительного производства группы для детей были полностью укомплектованы, принятие детей сверх норматива является нарушением законодательства, что в целях исполнения решения суда законному представителю несовершеннолетнего предлагались варианты исполнения решения суда и мировое соглашение, но законный представитель несовершеннолетнего отказалась от предложенных вариантов, что в период предварительного комплектования ФИО3 включен в список детей для зачисления в МАДОУ "Детский сад N287", а также что исполнительное производство окончено 17 мая 2019 года и на момент рассмотрения дела решение суда исполнено - повторяют доводы, которые были предметом рассмотрения судей районного и краевого судов, и которые были обоснованно отклонены, как не подтверждающие отсутствие вины юридического лица и отсутствие в его действиях состава административного правонарушения.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Достаточных доказательств, подтверждающих принятие департаментом всех зависящих от него исчерпывающих и своевременных мер по исполнению решения суда, а также требования судебного пристава-исполнителя к установленному сроку не представлено. Иная оценка заявителем представленных доказательств, которые в ходе рассмотрения дела были оценены вместе с доводами юридического лица, на иное не указывает.
Факты, касающиеся окончания исполнительного производства, включения несовершеннолетнего в основной список, произошли за пределами установленного судебным приставом-исполнителем срока для исполнения департаментом образования администрации г. Перми решения суда в добровольном порядке, а потому правового значения для квалификации действий юридического лица не имеют, об отсутствии состава свидетельствовать не могут. Представленные письма о направлении предложений в адрес законного представителя не свидетельствуют о том, что юридическим лицом предприняты все доступные и исчерпывающие способы исполнения решения, при этом отсутствуют сведения о каких-либо принятых юридическим лицом мерах по исполнению требования судебного пристава - исполнителя от 11 марта 2019 года в период с указанной даты до 03 апреля 2019 года.
Каких-либо неустранимых сомнений в виновности юридического лица не имеется. Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств, установленными на их основаниями обстоятельствами, и с толкованием норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и действующего законодательства не свидетельствует о том, что нарушены нормы материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования.
Нарушений процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не усматривается.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом в соответствии со статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в протоколе отражены все сведения, необходимые для разрешения дела.
В постановлении должностного лица по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела. Постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Административное наказание в виде штрафа назначено в соответствии с санкцией части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с соблюдением требований статей 3.1, 3.5, 4.1-4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в минимальном размере предусмотренного административного штрафа, является обоснованным и справедливым.
При пересмотре дела по жалобам на постановление должностного лица судьи районного и краевого судов, проверили дело в соответствии с требованиями статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесли законные и обоснованные решения. В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении судьями требования статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выполнены. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
При рассмотрении дела должностным лицом и пересмотре дела судьями районного и краевого судов юридическое лицо извещалось надлежащим образом, в судебных заседаниях принимали участие защитники. Возможности обосновывать свою позицию, в том числе путем заявления ходатайств, юридическое лицо лишено не было, как не было лишено возможности реализации иных процессуальных прав. Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление и.о. заместителя начальника отдела - заместителя старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества Управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю N59046/19/2210544 от 07 мая 2019 года, решение судьи Ленинского районного суда г. Перми от 04 июля 2019 года, решение судьи Пермского краевого суда от 29 августа 2019 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении департамента образования администрации г. Перми оставить без изменения, жалобу защитника департамента образования администрации г. Перми Селищевой Елены Николаевны - без удовлетворения.
Заместитель председателя Седьмого
кассационного суда общей юрисдикции Л.А. Савельева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.