Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Степанова П.В, судей Загайновой А.Ф, Ермолаевой Л.П, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Никитина Дмитрия Владимировича на решение Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 06 июня 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 30 августа 2019 года по административному делу N 2а-3448/2019 по административному исковому заявлению Никитина Дмитрия Владимировича о признании незаконным решения Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области, заслушав доклад судьи Загайновой А.Ф, объяснения Никитина Д.В, участвовавшего в судебном заседании посредством видеоконференц-связи и поддержавшего доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Никитин Д.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области (далее - ГУФСИН России по Свердловской области) о признании незаконным заключения от 19 марта 2018 года, принятого на основании проверки по вопросу безопасности нахождения административного истца в Федеральном казенном учреждении Исправительная колония N 5 ГУФСИН России по Свердловской области (далее - ФКУ ИК-5 ГУФСИН России по Свердловской области), а также результатов проверки безопасности отбывания наказания в ФКУ ИК-5 ГУФСИН России по Свердловской области ввиду нарушений пункта 11 Приказа Министерства Юстиции РФ от 16.02.2018 N 17, пункта 185 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Министерства Юстиции от 16.12.2016 N 295.
В обоснование административного иска указано, что в 2018 году административным ответчиком инициирована проверка, по результатам которой принято решение о наличии угрозы личной безопасности административного истца при отбывании им наказания в ФКУ ИК-5 ГУФСИН России по Свердловской области. В результате принятия данного решения был поставлен вопрос о переводе административного истца в другое исправительное учреждение, что, по его мнению, нарушает положения действующего законодательства.
Решением Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 06 июня 2019 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 30 августа 2019 года решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Никитин Д.В. просит отменить принятые по делу судебные акты ввиду существенного нарушения норм материального и процессуального права и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Нарушений, влекущих отмену либо изменение обжалуемых судебных актов по приведенным в статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниям судебными инстанциями по административному делу не допущено.
Согласно правилу, установленному Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации, осужденные к лишению свободы отбывают весь срок наказания в одном исправительном учреждении либо следственном изоляторе в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены. В исключительных случаях по состоянию здоровья осужденных или для обеспечения их личной безопасности либо с их согласия осужденные могут быть направлены для отбывания наказания в соответствующее исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 73).
В соответствии с положениями статьи 81 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные к лишению свободы должны отбывать весь срок наказания, как правило, в одном исправительном учреждении либо следственном изоляторе, в том числе в случае назначения им в период отбывания лишения свободы нового наказания, если при этом судом не изменен вид исправительного учреждения (часть 1).
Перевод осужденного для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида допускается в случае болезни осужденного либо для обеспечения его личной безопасности, при реорганизации или ликвидации исправительного учреждения, а также при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении. Перевод осужденных за преступления, указанные в части четвертой статьи 73 названного кодекса, для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида допускается также по решению федерального органа уголовно-исполнительной системы. Порядок перевода осужденных определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний (часть 2).
Из материалов дела следует, что Никитин Д.В. до заключения под стражу проживал по адресу: Свердловская область, г "данные изъяты", где проживали его родители и близкие родственники.
03 октября 2003 года Никитин Д.В. осужден приговором "данные изъяты" Уголовного кодекса Российской Федерации к 18 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
03 июня 2012 года осужденный Никитин Д.В. прибыл в ФКУ ИК-5 ГУФСИН России по Свердловской области из ФКУ ПК-10 ГУФСИН России по Свердловской области.
19 марта 2018 года врио начальника ГУФСИН России по Свердловской области А.В. Шек утвердил заключение по вопросу перевода осужденного Никитина Д.В. для отбывания уголовного наказания из ФКУ ИК-5 ГУФСИН России по Свердловской области в исправительное учреждение в другом субъекте Российской Федерации.
Отказывая Никитину Д.В. в удовлетворении административного иска, суды исходили из того, что при принятии решения о направлении осужденного для отбывания наказания в исправительное учреждение в другом субъекте Российской Федерации, административным ответчиком соблюдены требования уголовно-исполнительного законодательства, установленные положениями статьи 73, частями 1, 2 статьи 81 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и Приказа Минюста России N 17 от 26.01.2018 "Об утверждении Порядка направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания в исправительные учреждения и их перевода из одного исправительного учреждения в другое", доводы административного ответчика о наличии причины для перевода осужденного Никитина Д.В. в другое исправительное учреждение, обусловленной обеспечением его личной безопасности, нашли подтверждение представленными доказательствами, нарушения его прав, свобод и законных интересов в результате принятия оспариваемого заключения, суды не установили.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой и апелляционной инстанций, поскольку они основаны на нормах действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, и сделаны на основании всестороннего и полного исследования доказательств в их совокупности.
В соответствии с частью 1 статьи 75 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации порядок направления осужденных в исправительное учреждение определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
Порядок направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания и их перевода из одного исправительного учреждения в другое установлен на дату рассмотрения заявления Приказом Минюста России N 17 от 26.01.2018 "Об утверждении Порядка направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания в исправительные учреждения и их перевода из одного исправительного учреждения в другое" (далее - Порядок).
В соответствии с указанным Порядком вопрос о переводе осужденных для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида рассматривается в случае болезни осужденного либо для обеспечения его личной безопасности, при реорганизации или ликвидации исправительного учреждения, а также при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении.
Основанием для рассмотрения вопроса о переводе осужденных является заявление осужденных и (или) их родственников, обращение начальника исправительного учреждения, ликвидация или реорганизация исправительного учреждения, а также иные исключительные обстоятельства, препятствующие дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении, а также поступившее из федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции, решение о реадмиссии или депортации в отношении осужденного иностранного гражданина или лица без гражданства (пункт 11 Порядка).
Перевод осуществляется: в исправительные учреждения, расположенные в пределах одного субъекта Российской Федерации, по решению территориального органа уголовно-исполнительной системы (далее - УИС); в исправительные учреждения, расположенные на территории других субъектов Российской Федерации, по решению Федеральной службы исполнения наказания России (далее - ФСИН России).
Решение о переводе осужденного принимается: ФСИН России, в том числе на основании мотивированного заключения территориального органа УИС о переводе (далее - заключение о переводе); территориальным органом УИС на основании мотивированного заключения исправительного учреждения, следственного изолятора УИС, исправительного учреждения, при котором созданы помещения, функционирующие в режиме следственного изолятора (пункт 13 Порядка).
Для определения места дальнейшего отбывания наказания, в том числе осужденным, подлежащим переводу в другие исправительные учреждения с целью обеспечения их личной безопасности, администрация исправительного учреждения направляет материалы, необходимые для подготовки заключения о переводе в территориальный орган УИС.
В заключении о переводе должны содержаться следующие сведения: фамилия, имя, отчество (при наличии) осужденного; место регистрации до ареста; гражданство; сведения о судимостях; отбывал ли ранее наказание в местах лишения свободы; дата вынесения судом приговора, каким судом вынесен приговор, статья(и) Уголовного кодекса РФ, по которой(ым) осужденный привлечен к ответственности, назначенный срок и вид наказания, режим исправительного учреждения, информация о вступлении приговора суда в законную силу; начало и конец срока наказания; номер исправительного учреждения, в котором содержится осужденный; информация об исправительных учреждениях (СИЗО УИС), в которых содержался осужденный до прибытия в данное исправительное учреждение, с указанием оснований перемещения; сведения о том, на каком виде специального и профилактического учета состоит или состоял; информация об отсутствии (наличии) у осужденного противопоказаний для отбывания наказания в отдельных местностях РФ в соответствии с Перечнем медицинских противопоказаний.
Заключение о переводе утверждается начальником территориального органа УИС либо лицом, его замещающим.
При наличии обстоятельств, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении, установлении угрозы личной безопасности, администрация исправительного учреждения не позднее четырех дней со дня установления оснований для направления осужденного в другое исправительное учреждение направляет материалы, необходимые для подготовки заключения о переводе в территориальный орган УИС (пункт 16 Порядка).
Территориальный орган УИС не позднее шести дней от даты получения материалов из соответствующего учреждения УИС утверждает заключение о переводе, а при необходимости перевода осужденного в исправительное учреждение другого территориального органа УИС направляет заключение о переводе и материалы к нему во ФСИН России.
Из материалов дела следует, что руководством учреждения приведенные выше требования закона были соблюдены. Представленными административным ответчиком доказательствами подтверждается, что имела место угроза безопасности Никитина Д.В, в связи с чем выводы судов о наличии законных оснований для его перевода в другое исправительное учреждение являются правильными. Мотив решения, принятого руководителем учреждения, подтвержден фактом неоднократных конфликтных ситуаций, угроз физической расправы в адрес Никитина Д.В, что зафиксировано в рапорте начальника оперативного отдела учреждения, в объяснениях, взятых у осужденных.
Процедура перевода соблюдена, заключение вынесено и утверждено уполномоченным лицом. Перевод Никитина Д.В. в исправительное учреждение другого субъекта Российской Федерации произведено на основании части 2 статьи 81 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.
Доводы административного истца, касающиеся удаленности исправительного учреждения от места жительства его близких родственников, что препятствует им навещать его, суды отклонили, не усмотрев обстоятельств, достоверно свидетельствующих об их исключительности, поскольку доказательств о наличии непреодолимых препятствий иметь свидания с близкими и родственниками административный истец не представил.
Суды обоснованно учли заявление административного ответчика о пропуске Никитиным Д.В. срока обращения в суд с административным иском, что в силу статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является основанием для отказа в удовлетворении требований.
Доводы кассационной жалобы аналогичны доводам, изложенным в административном исковом заявлении Никитина Д.В, которым в суде первой и апелляционной инстанций дана соответствующая оценка, не согласиться с которыми оснований не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 06 июня 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 30 августа 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу Никитина Дмитрия Владимировича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.