Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Овсянкиной Н.В, судей Ефремовой О.Н. и
Селиверстовой И.В.
при секретаре Никитас И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-2769/2019 по административному исковому заявлению акционерного общества "Москапстрой-ТН" (далее - АО "Москапстрой-ТН", Общество) об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений, по апелляционной жалобе Департамента городского имущества города Москвы на решение Московского городского суда от 23 сентября 2019 года, которым названное административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции Селиверстовой И.В, объяснения представителя Департамента городского имущества города Москвы Коломеец К.С, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителя Общества Привалова Д.В. против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции, установила:
АО "Москапстрой-ТН", являясь собственником нежилых помещений с кадастровым номером N и N общей площадью 2 805, 6 кв.м, расположенных по адресу: г. Москва, "адрес", обратилось в Московский городской суд с административным иском, в котором с учетом уточнений просило установить кадастровую стоимость, определенную по состоянию на 1 января 2019 года, в размере 240 800 000 и 225 800 000 рублей соответственно на основании выводов судебной оценочной экспертизы.
В обоснование требований ссылалось, что несоответствие кадастровой стоимости нежилых помещений их рыночной стоимости нарушает право Общества как плательщика налога на недвижимое имущество.
Решением Московского городского суда от 23 сентября 2019 года административный иск АО "Москапстрой-ТН" удовлетворен, судом установлена кадастровая стоимость нежилых помещений, определенная по состоянию на 1 января 2019 года в размере: 240 800 000 рублей для объекта с кадастровым номером N и 225 800 000 рублей для объекта с кадастровым номером N. Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости постановлено считать 23 апреля 2019 года.
Не согласившись с данным решением, 9 октября 2019 года представитель Департамента городского имущества города Москвы по доверенности Шатихин Н.В. подал апелляционную жалобу, в которой просил отменить названный выше судебный акт и принять по делу новый об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права.
В судебное заседание апелляционной инстанции Управление Росреестра по Москве и Правительство Москвы, будучи извещенными о времени и месте судебного заседания, своих представителей не направили, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных названным Кодексом, если иное не установлено настоящим Кодексом, рассмотрение административного дела по апелляционным жалобе, представлению осуществляется коллегиально.
Исходя из положений части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решения суда первой инстанции подлежат безусловной отмене в случае принятия судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.
Такие существенные нарушения норм материального и процессуального права допущены судом первой инстанции.
Согласно статье 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статье 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 267-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Закон о государственной кадастровой оценке) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в том числе путем установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Как следует из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции со ссылкой на положения главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации и Закон города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций", обращение административного истца обусловлено уплатой налога на имущество организаций, налоговая база которого определяется как кадастровая стоимость объектов недвижимости, поскольку Общество является собственником объектов капитального строительства с кадастровыми номерами N и N.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции сделал правильный вывод о наличии у административного истца права на пересмотр кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости.
По настоящему делу в административном иске в качестве административного ответчика был указан Департамент городского имущества города Москвы, в качестве заинтересованного лица - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве.
Исходя из положений статьи 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд привлекает к участию в деле иных лиц, права и обязанности которых могут быть затронуты решением суда.
Из разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, изложенных в пункте 7 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" (далее - Постановление N 28), следует, что суд привлекает к участию в деле иных лиц, права и обязанности которых могут быть затронуты решением суда. Например, собственника, сособственника, бывшего собственника, соарендатора объекта недвижимости (статья 47 и часть 3 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Согласно сообщению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от 16 декабря 2019 года в период с 23 января 2019 года по 30 января 2019 года нежилое помещение с кадастровым номером N принадлежало на праве общей долевой собственности АО "Москапстрой-ТН" с долей 9652/10000 и "данные изъяты" с долей 348/10000, а с 30 сентября 2019 года по настоящее время объект принадлежит административному истцу.
Вместе с тем судом первой инстанции не был разрешен вопрос о привлечении "данные изъяты" к участию в деле в качестве заинтересованного лица на стороне административного истца, чьи права непосредственно затрагиваются оспариваемым судебным актом, как плательщика налога на имущество организаций применительно к положениям статьи 373 Налогового кодекса Российской Федерации в налоговом периоде, в котором подано настоящее административное исковое заявление.
Также судом первой инстанции не учтены разъяснения, изложенные в пункте 7 Постановления N 28, согласно которым на основании части 4 статьи 38 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации - административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
По делам о пересмотре кадастровой стоимости объектов, указанных в статье 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности), административным ответчиком является орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
Пункт 2 части 1 статьи 7 Закона о государственной кадастровой оценке относит к полномочиям бюджетных учреждений, связанными с определением кадастровой стоимости, определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Согласно части 9 статьи 24 Закона о государственной кадастровой оценке после утверждения результатов определения кадастровой стоимости, полученных по итогам проведения государственной кадастровой оценки в соответствии с названным Федеральным законом, бюджетным учреждением осуществляется определение кадастровой стоимости для объектов недвижимости, кадастровая стоимость которых была установлена в соответствии со статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности после 1 января года определения кадастровой стоимости в соответствии с данным Федеральным законом.
Как следует из материалов административного дела, спорные объекты недвижимости не вошли в перечень объектов, кадастровая стоимость которых определялась по состоянию на 1 января 2018 года и утверждалась Департаментом городского имущества города Москвы, поскольку запись о них внесена в ЕГРН только 20 апреля 2018 года, а датой определения кадастровой стоимости указано 1 января 2019 года.
Из сообщения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от 16 декабря 2019 года следует, что акт определения кадастровой стоимости от 21 февраля 2019 года N Г-1 был подготовлен государственным бюджетным учреждением города Москвы "Городской центр имущественных платежей и жилищного страхования" в соответствии с частью 9 статьи 24 Закона о государственной кадастровой оценке.
Упомянутый акт является итоговым документом, содержащим результаты расчета кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в ЕГРН сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Между тем суд первой инстанции не разрешилвопрос о привлечении к участию в деле в качестве административного соответчика государственного бюджетного учреждения города Москвы "Городской центр имущественных платежей и жилищного страхования".
Указанные процессуальные нарушения в силу пункта 4 части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются безусловным основанием для отмены судебного решения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в случае, если судом был разрешен вопрос о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене, а дело направлению в суд первой инстанции на новое рассмотрение.
Руководствуясь статьями 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции, определила:
решение Московского городского суда от 23 сентября 2019 года отменить.
Направить административное дело N 3а-2769/2019 по административному иску акционерного общества "Москапстрой-ТН" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений на новое рассмотрение в Московский городской суд.
Председательствующий Н.В. Овсянкина
Судьи О.Н. Ефремова
И.В. Селиверстова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.