N 2а-278/2019
N 88а-1813/2019
г. Краснодар |
19 декабря 2019 года |
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мальмановой Э.К, судей Капункина Ю.Б, Малаевой В.Г.
рассмотрел кассационную жалобу администрации муниципального образования Калининский район Краснодарского края на решение Калининского районного суда Краснодарского края от 10 апреля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 30 июля 2019 года по административному исковому заявлению прокурора Калининского района Краснодарского края к администрации муниципального образования Калининский район Краснодарского края об оспаривании бездействия по формированию земельных участков.
Заслушав доклад судьи Мальмановой Э.К, суд
установил:
прокурор Калининского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в Калининский районный суд Краснодарского края с административным исковым заявлением об оспаривании бездействия администрации муниципального образования Калининский район Краснодарского края (далее - администрация) по формированию земельных участков.
В обоснование своих требований ссылался на то, что прокуратурой Калининского района во исполнение указания прокурора Краснодарского края от 16 ноября 2010 года N "Об усилении прокурорского надзора за соблюдением земельного законодательства" проведена проверка исполнения администрацией требований земельного законодательства при предоставлении земельных участков многодетным семьям. По результатам проведения данной проверки установлено, что органом местного самоуправления положения данной сферы правоотношений реализуются ненадлежащим образом. Согласно сводному реестру граждан, имеющих трех и более детей, состоящих на учете в качестве лиц, имеющих право на предоставление в аренду земельного участка, по состоянию на 31 января 2019 года в нем состоят 105 человек с 315 детьми. С момента постановки на учёт и до настоящего времени указанным многодетным семьям земельные участки администрация не предоставила. Прокурор Калининского района считает бездействие администрации незаконными.
Решением Калининского районного суда Краснодарского края от 10 апреля 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 30 июля 2019 года, административное исковое заявление удовлетворено, бездействие администрации по проведению работ по формированию, постановке на кадастровый учет земельных участков, предназначенных для предоставления гражданам, имеющих трех и более детей, проживающих на территории муниципального образования Калининский район, в объёме, обеспечивающем потребности граждан, состоящих на учете в администрации района, в целях последующего предоставления указанной категории лиц земельных участков, признано незаконным. На администрацию возложена обязанность провести работы по формированию, постановке на кадастровый учет земельных участков.
В кассационной жалобе администрация ставит вопрос об отмене решения Калининского районного суда Краснодарского края от 10 апреля 2019 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 30 июля 2019 года. По мнению административного ответчика, судом не учтено, что формирование земельных участков администрацией осуществляется по мере поступления финансирования на эти цели. Указывает, что в 2017 году гражданам, имеющим трех и более детей, для индивидуального и жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства на территории муниципального образования Калининский район предоставлено 8 земельных участков, в 2018 году - 2 земельных участка, в январе 2019 года начаты работы по формированию 6 земельных участков. Полагает, что все действия администрации выполнены в полном объеме.
В возражениях на кассационную жалобу прокуратура Краснодарского края указывает на законность и обоснованность принятых судебных постановлений, полагает, что действия администрации в 2017-2018 годах по формированию и предоставлению земельных участков льготной категории граждан не способствовали реализации прав состоящих на учете граждан в полном объеме, в том числе ввиду формирования земельных участков на непригодных для их последующего использования землях.
Не согласившись с доводами кассационной жалобы, прокуратура Калининского района принесла возражения, указав, что отсутствие на территории Калининского района достаточного количества земельных участков, которые могут быть предоставлены гражданам в собственность бесплатно, нарушает гарантированные законом права многодетных семей на приобретение земельных участков.
Определением судьи от 25 ноября 2019 года кассационная жалоба с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Заслушав доклад, выслушав объяснения представителя административного ответчика Дремухиной Н.А, поддержавшей доводы кассационной жалобы, прокурора Фролову Е.В, возражавшую против удовлетворения доводов жалобы, проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, кассационный суд не находит предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно подпункту 6 статьи 39.5 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.
В силу части 2 статьи 39.19 ЗК РФ, если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 данного Кодекса, порядок снятия граждан с такого учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктами "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.
Согласно статье 1 Закона Краснодарского края от 26 декабря 2014 года N 3085-K3 "О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" (далее - Закона N 3085-K3), гражданин (один из родителей), имеющий трех и более детей, имеющих гражданство Российской Федерации, без торгов имеет право на предоставление ему земельного участка в собственность бесплатно в порядке, установленном данным Законом, с момента возникновения права собственности на построенный на этом земельном участке жилой дом, не предназначенный к разделу на квартиры (дом, пригодный для постоянного проживания), высотой не выше трех надземных этажей.
На основании части 3 статьи 2 Закона N 3085-КЗ земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, за исключением земельных участков, находящихся в муниципальной собственности сельских поселений, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляются заявителям органами местного самоуправления городских округов, городских поселений, муниципальных районов (на территории сельских поселений, входящих в их состав).
Как следует из материалов дела, 29 января 2019 года прокуратура Калининского района в рамках проведения проверки исполнения законодательства о предоставлении земельных участков лицам, имеющим трех и более детей, направила в адрес первого заместителя главы муниципального образования Калининский район соответствующий запрос, на который администрацией 31 января 2019 года дан ответ, что по состоянию на 31 января 2019 года на учете в качестве граждан, имеющих право на предоставление земельного участка в аренду, состоят 105 человек. В январе 2019 года начаты работы по формированию 6 земельных участков для включения в перечень свободных земель для предоставления гражданам, имеющим трёх и более детей.
К указанному ответу представлены: сводный реестр граждан, имеющих трех и более детей, имеющих право на предоставление в аренду земельного участка по состоянию на 31 января 2019 года, решение Совета муниципального образования Калининский район от 25 января 2019 года "О внесении изменений в решение Совета муниципального образования Калининский район от 27 января 2017 года N "Об утверждении перечня земельных участков, предназначенных для предоставления в аренду гражданам, имеющим трех и более детей, для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства на территории муниципального образования Калининский район"", перечень земельных участков, предназначенных для предоставления в аренду гражданам, имеющим трех и более детей, для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства на территории муниципального образования Калининский район от 25 января 2019 года, постановление администрации от 13 января 2017 года "О постановке граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельного участка в аренду", список граждан, подлежащих постановке на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельного участка в аренду от 13 января 2017 года.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что административным ответчиком ненадлежащим образом реализуются положения действующего законодательства применимо к данным правоотношениям.
В соответствии с частью 4 статьи 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных данным Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 227 КАС РФ).
Суды правомерно пришли к выводу о том, что каких-либо условий, при которых администрация может быть освобождена от исполнения обязанности по формированию и постановке на кадастровый учет земельных участков для многодетных семей, законодательством не предусмотрено.
По существу, доводы кассационной жалобы повторяют позицию административного ответчика при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции, которым дана надлежащая оценка с учетом установленных фактических обстоятельств по делу.
Таким образом, приведенные судебные постановления сомнения в их законности с учетом доводов кассационной жалобы не вызывают, а предусмотренные статьей 328 КАС РФ основания для их отмены отсутствуют.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
определил:
решение Калининского районного суда Краснодарского края от 10 апреля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 30 июля 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования Калининский район Краснодарского края - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.