Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Горковенко В.А, судей Макаровой Е.В. и Песоцкого В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Панцер Н.А. к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе (межрайонное) о понуждении совершить определенные действия, по кассационной жалобе Панцер Н.А. на решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 14 марта 2019 года, апелляционное определение Севастопольского городского суда от 20 июня 2019 года.
Заслушав доклад судьи Горковенко В.А, судебная коллегия
установила:
Панцер Н.А. обратилась в суд с иском, уточненным в порядке ст. 39 гражданского Процессуального кодекса Российской Федерации, к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе (межрайонное) (далее по тексту - ГУ УПФР в г. Севастополе) о понуждении совершить определенные действия, ссылаясь на то, что она проживает одна, является пенсионером, инвалидом 2 группы, и нуждается в дополнительных мерах социальной защиты, просила суд возложить на ответчика обязанность пересчитать размер пенсии увеличив его до величины прожиточного минимума, установленного в г. Севастополе.
Решением Ленинского районного суда г. Севастополя от 14 марта 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением Севастопольского городского суда от 20 июня 2019 года, в удовлетворении исковых требований Панцер Н.А. отказано.
В кассационной жалобе Панцер Н.А. просит об отмене вышеуказанных судебных актов, считая, что судебными инстанциями неправильно применены нормы материального права.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Судами установлено, что Панцер Н.А. проживает в г. Севастополь, состоит на учете в ГУ УПФР г. Севастополя, с 1 января 2015 года Панцер Н.А. является получателем страховой пенсии по инвалидности в размере 8059 рублей 50 копеек, так же ей установлена ежемесячная денежная выплата с 01 января 2015 бессрочно в размере 2 701 рубль 62 копейки.
13 февраля 2019 года Панцер Н.А. обратилась к ответчику с заявлением об установлении федеральной доплаты к пенсии, однако в выплате было отказано, поскольку сумма её материального обеспечения превышает прожиточный минимум, как в субъекте Российской Федерации, так и в целом по стране.
Разрешая заявленные исковые требования, руководствуясь статьёй 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", пунктом 4 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оснований для пересмотра размера пенсии истца в сторону увеличения не имеется, поскольку размер социального обеспечения истца превышает установленный прожиточный минимум как в г. Севастополе, так и в Российской Федерации.
По результатам апелляционного рассмотрения дела, дав оценку представленным в материалы дела доказательствам, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для возложения на ГУ УПФР в г. Севастополе обязанности произвести перерасчет пенсии истца в сторону увеличения.
С такими выводами согласна судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, а также определяет порядок учета прав граждан на меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги, предоставляемые в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иные социальные гарантии и выплаты, установленные законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, определены Федеральным законом от 17 июля 1999 Года 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ), ч. 1 ст. 12.1 которого предусмотрено, что общая сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на территории Российской Федерации, не осуществляющего работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", пенсия (пенсии) которому установлена (установлены) в соответствии с законодательством Российской Федерации, не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации.
Социальная доплата к пенсии, предусмотренная настоящей статьей, устанавливается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем обращения за ней с соответствующим заявлением и со всеми необходимыми документами (за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи), но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную социальную доплату на срок, на который установлена соответствующая пенсия (ч. 6 ст. 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ).
Выплата федеральной социальной доплаты к пенсии приостанавливается, если общая сумма материального обеспечения пенсионера, которому установлена федеральная социальная доплата к пенсии, достигла величины прожиточного минимума пенсионера в субъекте Российской Федерации по его месту жительства или месту пребывания (пп. 3 п. 28 Правил обращения за федеральной социальной доплатой к пенсии, ее установления и выплаты, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 7 апреля 2017 года N 339н).
Согласно статье 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ, при подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера учитываются суммы следующих денежных выплат, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации:
1) пенсий, в том числе сумма полагающейся страховой пенсии по старости с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", и накопительной пенсии, установленной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 424-ФЗ "О накопительной пенсии", в случае отказа пенсионера от получения указанных пенсий;
1.1) срочной пенсионной выплаты;
2) дополнительного материального (социального) обеспечения;
3) ежемесячной денежной выплаты (включая стоимость набора социальных услуг);
4) иных мер социальной поддержки (помощи), установленных законодательством субъектов Российской Федерации в денежном выражении (за исключением мер социальной поддержки, предоставляемых единовременно).
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии правовых оснований для выплаты доплаты к пенсии истца, поскольку общая сумма её ежемесячного материального пенсионного обеспечения (пенсия по инвалидности в размере 8059 рублей 50 копеек и ежемесячная денежная выплата в размере 2 701 рубль 62 копейки) составляет 10 761 рубль 12 копеек, что превышает как величину прожиточного минимума, установленного в г. Севастополе в размере 8842 рубля, так и величину прожиточного минимума, установленного в Российской Федерации - 8846 рублей.
Доводы кассационной жалобы о необходимости увеличения размера пенсии по инвалидности до величины прожиточного минимума, установленного в г. Севастополе, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции признает несостоятельными, поскольку такие доводы противоречат нормам пенсионного законодательства, сводятся к несогласию с принятыми по делу судебными постановлениями.
При этом ссылки в жалобе на отсутствие льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг не имеют юридического значения в рассматриваемых правоотношениях, и не влияют на обоснованность и законность судебных постановлений.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и апелляционного определения, при рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 14 марта 2019 года, апелляционное определение Севастопольского городского суда от 20 июня 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу Панцер Н.А. - без удовлетворения.
Председательствующий В.А. Горковенко
Судьи Е.В. Макарова
В.В. Песоцкий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.