Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Горковенко В.А, судей Макаровой Е.В. и Песоцкого В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи гражданское дело по иску Кутявина В.Н. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Севастополе (межрайонное) о признании решения противоправным, взыскании недоплаченной пенсии, неустойки, компенсации морального вреда, взыскании штрафа, по кассационной жалобе Кутявина В.Н. на решение Ленинского районного суда города Севастополя от 5 июня 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 19 августа 2019 года.
Заслушав доклад судьи Горковенко В.А, выслушав объяснения Кутявина В.Н. и его представителя Грошева В.Е, поддержавших доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Кутявин В.Н. обратился в суд с иском, уточненным в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Севастополе (далее по тексту ГУ - УПФ РФ в г. Севастополе) о признании решения противоправным, взыскании недоплаченной пенсии, неустойки, компенсации морального вреда, взыскании штрафа, ссылаясь на то, что расчет пенсии был произведен неверно, и ему выплачивается пенсия в меньшем размере.
Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 5 июня 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением Севастопольского городского суда от 19 августа 2019 года, в удовлетворении исковых требований Кутявина В.Н. к пенсионному органу о признании решения противоправным, взыскании недоплаченной пенсии, неустойки, компенсации морального вреда, взыскании штрафа, отказано.
В кассационной жалобе Кутявин В.Н. просит об отмене вышеуказанных судебных актов, считая, что судебными инстанциями неправильно применены нормы материального права.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
В силу части 1 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1).
В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, разрабатывать механизм его реализации, включая закрепление в законе правил исчисления пенсий и определения их размеров, соблюдая при этом конституционное требование о недопустимости издания в Российской Федерации законов, отменяющих или умаляющих права граждан.
Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее по тексту - Закон) определено, что в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" устанавливаются основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии.
Трудовая пенсия определяется законодателем как ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Законом.
Трудовая пенсия по старости и трудовая пенсия по инвалидности могут состоять из следующих частей:
1) базовой части;
2) страховой части;
3) накопительной части (п. 2 статьи 5 Закона).
Частью 1 статьи 14 Закона установлено, что размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется по формуле: СЧ = ПК / Т + Б, где СЧ - страховая часть трудовой пенсии по старости; ПК - сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица (статья 29.1 названного Закона), учтенного по состоянию на день, с которого указанному лицу назначается страховая часть трудовой пенсии по старости; Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета страховой части указанной пенсии, составляющего 19 лет (228 месяцев); Б - фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости.
Частью 2 статьи 14 Закона определен фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости лиц (за исключением лиц, достигших возраста 80 лет или являющихся инвалидами I группы), не имеющих на иждивении нетрудоспособных членов семьи, в сумме 2 562 рублей в месяц.
Из части 1 статьи 29 Закона следует, что перерасчет размеров трудовых пенсий по документам пенсионного дела, установленных до вступления в силу указанного Закона по нормам Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", пересчитываются в соответствии с названным Законом.
При этом из части 4 статьи 29 Закона следует, что если при перерасчете размера трудовой пенсии в соответствии с нормами, предусмотренными Законом, размер указанной пенсии не достигает размера, получаемого пенсионером на день вступления в силу Закона, пенсионеру выплачивается пенсия в прежнем более высоком размере.
Оценка пенсионных прав застрахованного лица осуществляется по правилам статьи 30 Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В пункте 2 статьи 30 Закона приведена формула определения расчетного размера трудовой пенсии: РП = СК xЗ Р/ЗП x СЗП, где РП - расчетный размер трудовой пенсии; СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц: из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и из числа женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, составляет 0, 55 и повышается на 0, 01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0, 20; из числа лиц, имеющих страховой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ, которые требуются для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (статьи 27 - 28 названного Закона), составляет 0, 55 при продолжительности общего трудового стажа, равного продолжительности страхового стажа, указанной в статьях 27 - 28 Закона, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0, 01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0, 20; ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок не подтверждается; ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период; СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации (1 671 рубль). Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) учитывается в размере не свыше 1, 2.
Основания для перерасчета размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), в том числе исчисленный с учетом суммы валоризации перечислены в части 1 статьи 30.3 Федерального закона N 173-ФЗ.
Ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, предусмотренный пунктом 1 стать 14 Федерального закона N 173-ФЗ, начиная с 1 января 2002 года установлен продолжительностью 12 лет (144 месяца) и подлежит ежегодному увеличению на 6 месяцев (с 1 января соответствующего года) до достижения 16 лет (192 месяца), а затем ежегодно увеличивается на один год (с 1 января соответствующего года) до достижения 19 лет (228 месяцев) (пункт 1 статьи 32 Федерального закона N 173-ФЗ).
Размер страховой части трудовой пенсии по старости рассчитывается на дату назначения пенсии исходя из суммы расчетного пенсионного капитала (ПК) и ожидаемого периода выплаты пенсии (Т), определяемых также на дату назначения пенсии.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанции, Кутявину В.Н. назначена страховая пенсия по старости с 25 января 2016 года в размере 12755 рублей 13 копеек.
По состоянию на 1 января 2002 года стаж Кутявина В.Н. составляет 23 года 7 месяцев.
11 февраля 2019 года ГУ-УПФ РФ в г. Севастополе на обращение истца предоставил расчета размера назначенной пенсии при значении ожидаемого периода выплаты пенсии 228 месяцев.
Не согласившись с представленным расчетом, истец направил в адрес ответчика заявление о перерасчете страховой пенсии.
Разрешая заявленные исковые требования суд первой инстанции, руководствуясь нормами Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также учитывая, что стаж Кутявина В.Н. составляет менее 25 лет, право на пенсионное обеспечение у него возникло в 2016 году, пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку нарушений при расчете пенсии со стороны государственного органа допущено не было.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, указав, что выводы суда первой инстанции основаны на фактических обстоятельствах, нормах действующего законодательства и представленных в материалы дела доказательствах.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы, разъяснил, что предложенный истцом порядок исчисления пенсии не соответствует нормам права, в целом позиция истца в указанной части основана на ошибочном понимании действующего законодательства, при этом доводы апеллянта не опровергают выводы судов, а потому не могут служить основанием к отмене принятых судебных постановлений.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда первой и апелляционной инстанций об отказе в удовлетворении исковых требований Кутявина В.Н.
Доводы кассационной жалобы о необходимости применения иного расчета пенсии, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции признает несостоятельными, поскольку противоречат нормам пенсионного законодательства, и не содержат новых обстоятельств, которые не были бы предметом обсуждения судов первой и апелляционной инстанций или опровергали бы выводы судебных актов.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и апелляционного определения, при рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда города Севастополя от 5 июня 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 19 августа 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу Кутявина В.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий В.А. Горковенко
Судьи Е.В. Макарова
В.В. Песоцкий
Судья Прохорчук О.В..
ГСК Григорова Ж.В. - докл.
Еланская Е.Э.
Радовиль В.Л.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.