Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Булычева С.Н., рассмотрев протест заместителя прокурора Кемеровской области А.М. Тимошичева на вступившее в законную силу постановление судьи Анжеро-Судженского городского суда Кемеровской области от 5 августа 2019г., вынесенное в отношении Худяковой Ирины Владимировны по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением судьи Анжеро-Судженского городского суда Кемеровской области от 5 августа 2019г. Худякова И.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа 30000 рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.
В протесте, поданном в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, заместитель прокурора Кемеровской области А.М. Тимошичев настаивает на отмене указанного судебного акта.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов протеста заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 14.17.1 КоАП РФ розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции физическим лицом (за исключением физического лица, состоящего в трудовых отношениях с организацией, осуществляющей в установленном законом порядке реализацию алкогольной и спиртосодержащей продукции), если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного наказания.
Основанием для привлечения Худяковой И.В. к административной ответственности, предусмотренной указанной нормой, послужили приведенные в протоколе об административном правонарушении от 12 июля 2019г, составленном по результатам административного расследования, и в судебном акте выводы о том, что 26 апреля 2019г. в 15 час. 30 мин. Ходякова И.В. в нарушение п.1 ст. 26 Федерального закона РФ от 22 ноября 1995г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", находясь в квартире 64 дома N 7 по ул. Сосновая г. Анжеро-Судженска Кемеровской области, продала К. спиртосодержащую жидкость объёмом 250 мл. за 100 руб.
Доводы протеста о нарушении порядка привлечения Худяковой И.В. к административной ответственности заслуживают внимания, с постановлением суда оснований согласиться не имеется.
Статьей 24.1 КоАП РФ установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно п. 3 ст. 29.1 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные названным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных ст. 28.4, ч.ч. 1, 3 и 4 ст. 28.6 названного Кодекса.
Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении (ст. 26.2 КоАП РФ) и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение (ч.2 ст. 28.2 КоАП РФ).
В силу ст. 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ).
Согласно части 4.1 данной статьи в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Исходя из положений ст. 25.15 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, извещается или вызывается в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, направленным по месту его жительства, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Из приведенных выше норм следует, что протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица о месте и времени составления протокола.
Иное толкование приведенных выше норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении него процессуальных действий.
Доводы протеста прокурора о том, что Худякова И.В. не была извещена о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, имеют своё подтверждение.
Согласно материалам дела протокол об административном правонарушении составлен должностным лицом Отдела МВД России по Анжеро-Судженскому городскому округу в отношении Худяковой И.В. 12 июля 2019г. в её отсутствие (л.д. 2).
При этом в материалах дела не содержится данных, свидетельствующих об извещении названного лица о составлении протокола об административном правонарушении 12 июля 2019г.
В материалах дела имеется уведомление, согласно которому Худякова И.В. уведомляется о необходимости явки в Отдел МВД России по Анжеро-Судженскому городскому округу по адресу: г. Анжеро-Судженск, ул. Тельмана, 3а, кабинет 26 для составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 14.17.1 КоАП РФ, 17 июня 2019г. в 10 часов 00 минут (л.д. 30).
Однако протокол об административном правонарушении был составлен в отсутствие Худяковой И.В. 12 июля 2019г.
Данных о направлении Худяковой И.В. каких-либо иных извещений в материалах дела нет.
Таким образом, материалы дела позволяют сделать вывод о том, что Худякова И.В. о составлении протокола об административном правонарушении 12 июля 2019г. не извещена.
Составление протокола об административном правонарушении в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, Худяковой И.В, не извещенной о времени и месте его составления, не отвечает требованиям ст. 28.2 КоАП РФ и повлекло нарушение права указанного лица на защиту.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ и правовой позиции, выраженной в п. 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в том случае, когда протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом либо когда протокол или другие материалы оформлены неправильно, материалы представлены неполно, на основании п. 4 ч. 1 ст. 29.4 названного Кодекса необходимо вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми составлен протокол. Определение должно быть мотивированным, содержать указание на выявленные недостатки протокола и других материалов, требующие устранения.
В нарушение п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ на стадии подготовки дела к рассмотрению судом не проверялось, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения соблюдения процедуры его оформления. При наличии в материалах дела данных, указывающих на нарушение права на защиту лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, суд не возвратил протокол об административном правонарушении составившему его должностному лицу для устранения недостатков.
В настоящее время возможность устранения недостатков протокола об административном правонарушении утрачена, возвращение протокола составившему его должностному лицу после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами КоАП РФ не предусмотрено, устранение указанного выше нарушения на стадии рассмотрения дела и жалоб невозможно.
Допущенное по данному делу нарушение требований КоАП РФ является существенным, повлияло на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также законность принятого акта.
Согласно ч.ч. 1 и 4 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление судьи Анжеро-Судженского городского суда Кемеровской области от 5 августа 2019г, вынесенное в отношении Худяковой И.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 14.17.1 КоАП РФ, подлежит отмене, а производство по делу - прекращению на основании п. 4 ч. 2 ст. 30.17 названного Кодекса - в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено состоявшееся по делу судебное постановление.
Руководствуясь ст.ст. 30.13 и 30.17 КоАП РФ, судья
постановил:
протест заместителя прокурора Кемеровской области А.М. Тимошичева удовлетворить.
Постановление судьи Анжеро-Судженского городского суда Кемеровской области от 5 августа 2019г, вынесенное в отношении Худяковой Ирины Владимировны по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.17.1 КоАП РФ, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ.
Судья /подпись/ С.Н. Булычева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.