Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зиновьевой К.В.
судей Мишиной И.В, Никулиной И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Нуриманова Александра Викторовича на решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 27 июня 2019 г. и апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Бурятия от 18 сентября 2019 г, по административному делу N 2а-3327/2019 по административному исковому заявлению ФКУ "данные изъяты" об установлении административного надзора в отношении Нуриманова Александра Викторовича.
Заслушав доклад судьи Зиновьевой К.В, выслушав прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Игнатова И.Н, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФКУ "данные изъяты" обратилось в Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ Республики Бурятия с административным исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении Нуриманова А.В.
Требования мотивированы тем, что Нуриманов А.В. осужден приговором Октябрьского районного суда г.Улан-Удэ от 10 декабря 2014 года по п. "б, в" ч.2 ст. 158 УК РФ, ст.70 УК РФ (по совокупности приговоров частично присоединено неотбытое наказание по приговору от 28 августа 2014 г.), ст.69 ч.5 УК РФ (по совокупности преступлений путем частичного сложения с наказанием по приговору от 17 октября 2014 г.), с учетом постановления Октябрьского районного суда г.Улан-Удэ от 23 сентября 2016 г. к 5 годам 2 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строго режима, отбывает срок наказания в виде лишения свободы за совершение преступления средней тяжести, при рецидиве преступлений, срок отбывания наказания заканчивается 8 декабря 2019 г.
Осужденный Нуриманов А.В. был признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, характеризуется отрицательно.
Просило установить в отношении Нуриманова А.В. административный надзор сроком на три года со следующими административными ограничениями:
запрещение пребывания в увеселительных заведениях: в кафе, барах, ресторанах, связанных с реализацией алкогольной продукции;
запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица с 22 часов 00 минут до 6 часов 00 минут;
запрещение выезда за пределы Республики Бурятия;
обязательная явка 4 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
Решением Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 27 июня 2019 г, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Бурятия от 18 сентября 2019 г, постановлено административные исковые требования удовлетворить частично, установить в отношении Нуриманова А.В. административный надзор сроком на 3 года, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости, исчисляемого со дня постановки его на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения; установить в отношении Нуриманова А.В. административные ограничения: обязательная явка 2 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации, запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, с 24 часов до 6 часов.
В кассационной жалобе Нуримановым А.В. ставится вопрос об отмене судебных актов с вынесением нового решения об отказе в установлении административного ограничения в виде запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, с 24 часов до 6 часов.
Прокурор Генеральной прокуратуры Российской Федерации Игнатов И.Н. в судебном заседании полагал кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Нуриманов А.В. о рассмотрении дела извещен надлежащим образом под расписку, отбывает наказание в ФКУ "данные изъяты", ходатайство об участии в судебном заседании не заявлял.
Другие лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера не были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
В соответствии с п.2 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее - Федеральный закон N 64-ФЗ) административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение преступления при рецидиве преступлений.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 3 Федерального закона N 64-ФЗ, в отношении указанного в части 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Согласно п.1 ч.1 ст.5 Федерального закона N 64-ФЗ, административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункты 1, 2 и 4) статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
В силу ст.86 ч.3 п."в" УК РФ судимость погашается в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за преступления средней тяжести, - по истечении 3 лет после отбытия наказания.
Статьей 4 Федерального закона N 64-ФЗ предусмотрены административные ограничения, которые подлежат установлению в отношении поднадзорного лица.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Нуриманов А.В. осужден приговором Октябрьского районного суда г.Улан-Удэ от 10 декабря 2014 года по п. "б, в" ч.2 ст. 158 УК РФ, ст.70 УК РФ (по совокупности приговоров частично присоединено неотбытое наказание по приговору от 28 августа 2014 г.), ст.69 ч.5 УК РФ (по совокупности преступлений путем частичного сложения с наказанием по приговору от 17 октября 2014 г.), с учетом постановления Октябрьского районного суда г.Улан-Удэ от 23 сентября 2016 г. к 5 годам 2 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строго режима.
Преступление, совершенное Нуримановым А.В, в соответствии со ст.15 УК РФ относится к категории преступлений средней тяжести. Согласно приговору суда преступление совершено при рецидиве преступлений.
Конец срока отбывания наказания 8 декабря 2019 г.
Постановлением начальника ЛИУ-5 от 28 апреля 2015 г. Нуриманов А.В. признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Устанавливая в отношении Нуриманова А.В. административный надзор и административные ограничения, суды исходили из того, что Нуриманов А.В. является совершеннолетним лицом, освобождаемым из мест лишения свободы, имеющим неснятую и непогашенную судимость за совершение преступления средней тяжести, совершенного при рецидиве преступлений, признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, в связи с чем имеются основания для установления в отношении него административного надзора в соответствии с п.2 ч.1, п.1 ч.3 ст.3 Федерального закона N 64-ФЗ. При определении срока административного надзора - 3 года, и конкретных административных ограничений, суд обоснованно принял во внимание характер и степень общественной опасности совершенного преступления, характеристику Нуриманова А.В. в период отбывания наказания, данные о личности.
Административный надзор установлен в пределах срока погашения судимости.
Установление административного надзора направлено на предупреждение совершения Нуримановым А.В. новых преступлений, оказание на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов, что отвечает задачам административного надзора (ст.2 Федерального закона N 64-ФЗ).
Доводы кассационной жалобы Нуриманова А.В. о том, что административное ограничение в виде запрета на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или пребывания поднадзорного лица, в ночное время суток, негативно повлияет на его состояние здоровья и состояние здоровья членов его семьи, были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, проверки суда второй инстанции, и им дана надлежащая правовая оценка. Суды пришли к правильному выводу о том, что данное ограничение предусмотрено законом (пунктом 3 части первой статьи 4 Федерального закона N 64-ФЗ), указанные административным ответчиком сведения о состоянии здоровья его и его родителей не являются исключительными и не препятствуют установлению административного ограничения.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 24 сентября 2012 г. N 1739-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Р. на нарушение его конституционных прав пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", установление административного надзора для предупреждения совершения правонарушений и оказания профилактического воздействия на лиц, освобождаемых или освобожденных из мест лишения свободы и имеющих непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений, умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, при наличии предусмотренных Федеральным законом "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" оснований и в целях защиты государственных и общественных интересов (статьи 2 и 3) согласуется с нормой статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей, и является соразмерным тем конституционно защищаемым целям, ради которых оно вводится (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2012 года N 597-О-О). Тем самым положение пункта 3 части 1 статьи 4 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", закрепляющее возможность установления такого административного ограничения как запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток, не может рассматриваться как нарушающее права заявителя.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела, нарушений норм материального права и процессуального права, влекущих отмену судебных актов, судами не допущено.
Таким образом, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 27 июня 2019 г. и апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Бурятия от 18 сентября 2019 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.