Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Пушкаревой Н.В, судей Евтифеевой О.Э, Мишиной И.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Шарифулина Дмитрия Михайловича, поступившую 11 ноября 2019 года на решение Октябрьского районного суда г. Красноярска от 20 июня 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 4 сентября 2019 года
по административному делу N 2а-4114/2019 по административному исковому заявлению Шарифулина Дмитрия Михайловича к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Красноярскому краю о признании незаконными действий, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Пушкаревой Н.В, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, установила:
Шарифулин Д.М. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным отказа в удалении информации о его судимости по части "данные изъяты" статьи "данные изъяты" УК РФ по приговору Ленинского районного суда г.Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ из базы данных ГУ МВД РФ по Красноярскому краю от 11 февраля 2019 года N, признании незаконными действий по хранению указанной информации в базе данных ГУ МВД РФ по Красноярскому краю, возложении на ответчика обязанности по ее удалению.
Требования мотивированы тем, что приговором Ленинского районного суда г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ Шарифулин Д.М. был осуждён по части "данные изъяты" статьи "данные изъяты" УК РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере "данные изъяты". Постановлением Октябрьского районного суда г. Красноярска от 9 ноября 2018 года вышеуказанная судимость была снята. Шарифулин Д.М. обратился к начальнику ГУ МВД России по Красноярскому краю с заявлением об удалении информации о судимости из базы данных. Однако 12 февраля 2019 года получил ответ, что, несмотря на снятие судимости, информация о ней будет указываться в справке о наличии (отсутствии) судимости, поскольку в соответствии с административным регламентом, утвержденным приказом МВД РФ от 7 ноября 2011 года N 1121 в форме справки имеется графа, в которой можно указывать сведения о снятой судимости. Наличие данной информации нарушает права административного истца в связи с невозможностью поступления на "данные изъяты", вместе с тем, он имеет конституционное право не предоставлять данные сведения, согласия на предоставления иным лицам либо органам не давал.
Решением Октябрьского районного суда г. Красноярска от 20 июня 2019 года в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд первой инстанции исходил из того, что исключение из учетов информации о привлечении истца к уголовной ответственности, в том числе сведений о снятой судимости, законодательством не предусмотрено, наличие такой информации в отношении гражданина в учетах органов исполнительной власти в сфере внутренних дел не влечет ограничений его гражданских прав.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 4 сентября 2019 года решение Октябрьского районного суда г. Красноярска от 20 июня 2019 года оставлено без изменения. Судебная коллегия указала, что наличие в информационных базах данных, предусмотренных законом, сведений о наличии судимости административного истца не ущемляет прав последнего, поскольку никем не оспаривается, что судимость заявителя погашена, соответственно аннулированы все правовые последствия, связанные с ней. Действия административного ответчика по сохранению внесенных в базу данных сведений о привлечении заявителя к уголовной ответственности и их сохранение, требованиям действующего законодательства соответствуют и прав Шарифулина Д.М. не нарушают, препятствий к осуществлению его прав и свобод не создают.
В кассационной жалобе административный истец просит отменить принятые по делу судебные акты, как вынесенные с нарушением норм материального права. Полагает, что судами применены нормативные правовые акты и законы, не подлежащие применению, кроме того не приняты во внимание разъяснения Конституционного Суда Российской Федерации, не дана оценка целесообразности сохранения в базе данных сведений о судимости.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в пределах доводов кассационной жалобы пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций нарушений норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения, не допущено.
Из материалов дела следует и установлено судами, что приговором Ленинского районного суда г. Красноярска ДД.ММ.ГГГГ Шарифулин Д.М. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного частью "данные изъяты" статьи "данные изъяты" УК РФ.
Постановлением Октябрьского районного суда г. Красноярска от 9 ноября 2018 года указанная судимость снята до истечения срока погашения судимости.
27 января 2019 года Шарифулин Д.М. через сайт ГУВД России по Красноярскому краю обратился с заявлением на имя начальника, в котором просил удалить из базы данных сведения о его судимости по приговору от ДД.ММ.ГГГГ по части "данные изъяты" статьи "данные изъяты" УК РФ.
11 февраля 2019 года на интернет-обращение Шарифулина Д.М. от 27 января 2019 года начальником информационного отдела ГУ МВД России по Красноярскому краю - ФИО7 был дан ответ о том, что информация о привлечении к уголовной ответственности и осуждении граждан, подлежит хранению в соответствующих учетах МВД России до истечения срока, установленного нормативными правовыми актами МВД России.
Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" предусмотрено, что информационный центр использует в своей деятельности федеральную информационную систему, созданную в целях реализации полномочий органов государственной власти по предупреждению, выявлению, раскрытию, расследованию преступлений и предназначенную для информационного обеспечения деятельности правоохранительных органов. Персональные данные субъекта, находящиеся на оперативно-справочном учёте Информационного центра, не являются общедоступной информацией, их обработка осуществляется в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных".
В соответствии с нормативными положениями статьи 17 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" (далее - Закон "О полиции") полиция вправе обрабатывать данные о гражданах, необходимые для выполнения возложенных на неё обязанностей, с последующим внесением полученной информации в банки данных (часть 1); внесению в банки данных подлежит информация о лицах, осуждённых за совершение преступления (пункт 2 части 3); полиция обеспечивает защиту информации, содержащейся в банках данных, от неправомерного и случайного доступа, уничтожения, копирования, распространения и иных неправомерных действий (часть 4); информация, содержащаяся в банках данных, представляется государственным органам и их должностным лицам только в случаях, предусмотренных федеральным законом (часть 5); обработка персональных данных осуществляется в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации в области персональных данных (часть 7); персональные данные, содержащиеся в банках данных, подлежат уничтожению по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей (часть 8).
Обработка персональных данных, содержащих информацию о лицах, подвергавшихся уголовному преследованию, включая их хранение для определённых и законных целей, осуществляется на законной и справедливой основе, обеспечивает точность персональных данных, их достаточность, актуальность по отношению к целям обработки персональных данных, поэтому соответствует принципам, закреплённым статьей 5 Федерального закона "О персональных данных".
Централизованные учёты предназначены для информационного обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации и других федеральных органов государственной власти по выявлению, предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений, в том числе для подтверждения наличия (отсутствия) сведений о привлечении лица к уголовной ответственности, судимости, реабилитации, времени и месте отбывания наказания.
Для поиска информации о наличии (отсутствии) неснятых или непогашенных судимостей по учётам ГИЦ МВД России, информационных центров МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации необходим полный комплекс установочных данных, позволяющий достоверно установить, во-первых, факт наличия (отсутствия) неснятых или непогашенных судимостей и, во-вторых, факт того, что эти сведения относятся именно к конкретному лицу.
Положение о едином порядке регистрации уголовных дел и учёта преступлений (далее - Положение), утверждённое Приказом МВД России и Генеральной прокуратуры РФ от 29 декабря 2005 года N 39/1070, определяет единый для всех органов, осуществляющих дознание, предварительное следствие и судебное производство по уголовным делам, порядок учёта преступлений и иных объектов учёта.
В силу подпунктов 27, 28 Положения учёту подлежит каждое преступление, по факту совершения которого, независимо от времени его совершения: возбуждено уголовное дело; вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям и основаниями учёта преступлений являются: постановление о возбуждении уголовного дела, в том числе и постановление о прекращении уголовного дела или уголовного преследования в отношении подозреваемого, обвиняемого по нереабилитирующим основаниям по ранее не учтённому преступлению.
Пунктами 40, 41 Положения предусмотрено, что учёту подлежат все лица, в отношении которых вынесено постановление о прекращении уголовного дела или уголовного преследования по нереабилитирующим основаниям и основания учёта лица, совершившего преступление является: обвинительное заключение, обвинительный приговор, в том числе и постановление о прекращении уголовного дела или уголовного преследования.
Изготовление справок о наличии (отсутствии) судимости осуществляется в соответствии с требованиями Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, утверждённого Приказом МВД России от 7 ноября 2011 года N 1121 (далее - "Административный регламент").
В соответствии с пунктом 74.3 Административного регламента в графе "имеются (не имеются) сведения о судимости (в том числе имевшейся ранее) на территории Российской Федерации" при наличии сведений об имеющейся и имевшейся ранее судимости указываются: дата осуждения, наименование суда, вынесшего приговор, пункт, часть, статья уголовного закона, по которым лицо было осуждено, срок и вид наказания, дата и основание освобождения, основания снятия судимости. В соответствии с внесёнными изменениями Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 19 февраля 2015 года N 263 в указанные справки не предусмотрено внесение информации о погашении судимости согласно статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 4.5 приложения N 1 к "Наставлению по ведению и использованию централизованных оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учётов, формируемых на базе органов внутренних дел Российской Федерации", утверждённого Приказом МВД России от 12 февраля 2014 года N 89дсп, на пофамильный учёт ставятся граждане Российской Федерации, осуждённые на территории субъекта Российской Федерации к иным видам наказания, кроме лишения свободы. В соответствии с пунктом 8.1 того же приложения, одним из учётных документов, используемых для формирования пофамильных учётов, является учётная алфавитная карточка формы 1. В соответствии с пунктами 15.1, 15.2 в пофамильных учётах ГИАЦ МВД РОССИИ и ИЦ учётные документы хранятся независимо от снятия и погашения судимости, учётные алфавитные карточки формы 1 в пофамильных картотеках на осужденных лиц хранятся до достижения ими 80-летнего возраста при условии погашения либо снятия судимости независимо от срока и вида наказания.
Какой-либо нормативный правовой акт, содержащий иное предписание о сроке хранения названных учётных документов, отсутствует.
Учёт лиц, подвергшихся уголовному преследованию, предназначен для подтверждения наличия (отсутствия) в отношении лица сведений о факте уголовного преследования.
Необходимость в обработке и хранении указанных сведений обусловлена помимо прочего требованиями отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, в том числе при приёме на государственную гражданскую службу, в органы и учреждения прокуратуры, в органы внутренних дел, при назначении на должность судей, педагогических работников и другими, предусматривающими соответствующие ограничения независимо от снятия либо погашения судимостей.
Суды первой и апелляционной инстанции пришли к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении требований, поскольку наличие в информационных базах данных, предусмотренных законом, сведений о наличии судимости заявителя не ущемляет прав последнего, поскольку никем не оспаривается, что судимость заявителя погашена, соответственно аннулированы все правовые последствия, связанные с ней. Действия административного ответчика по сохранению внесённых в базу данных сведений о привлечении заявителя к уголовной ответственности и их сохранение, требованиям действующего законодательства соответствуют и прав административного истца не нарушают, препятствий к осуществлению его прав и свобод не создают.
Доводы кассационной жалобы основаны на неправильном понимании законодательства, регулирующего рассматриваемые правоотношения. Информация в отношении осужденных лиц подлежит хранению в базах данных независимо от факта снятия или погашения судимости. Само по себе несогласие административного истца с данной судами первой и апелляционной инстанций оценкой обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств не дает оснований считать судебные акты незаконными и необоснованными.
При разрешении спора судами правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, представленным доказательствам дана правовая оценка, оснований, считать которую неправильной не имеется, оснований для отмены судебных актов Судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Октябрьского районного суда г. Красноярска от 20 июня 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 4 сентября 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.