Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В, судей Новожиловой И.А, Латушкиной С.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1435/2019 (УИД 04RS0007-01-2019-001392-59) по иску Рукавишникова Александра Викторовича к Министерству социальной защиты населения Республики Бурятия о признании права на получение мер социальной поддержки, по кассационной жалобе Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 17 мая 2019 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятии от 26 августа 2019 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Новожиловой И.А, выслушав объяснения представителя Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Моренковой В.Н. (доверенность от 7 августа 2019 г. N N), поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Рукавишников Александр Викторович (далее по тексту - Рукавишников А.В.) обратился в Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ к Министерству социальной защиты населения по Республике Бурятия о признании за ним права на получение мер социальной поддержки как ветерана боевых действий по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" с даты постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, с 28 апреля 2003 г.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация муниципального образования "город Северобайкальск" Республики Бурятия, Министерство строительства и жилищно - коммунального хозяйства Российской Федерации.
Решением Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 17 мая 2019 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятии от 26 августа 2019 г, исковые требования Рукавишникова А.В. удовлетворены. За Рукавишниковым А.В. признано право на получение мер социальной поддержки как ветерана боевых действий по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" с даты постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, с 28 апреля 2003 г.
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации обратилось в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 17 мая 2019 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятии от 26 августа 2019 г. отменить, вынести определение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование кассационной жалобы приведены доводы о том, что выводы судов первой и апелляционной инстанций о наличии у Рукавишникова А.В. статуса ветерана боевых действий и права на меры социальной поддержки, предусмотренных Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", не основаны на законе и не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия в ходатайстве, представленном в кассационный суд общей юрисдикции 25 ноября 2019 г, просит рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие его представителя.
Рукавишников А.В, Администрация муниципального образования "город Северобайкальск" Республики Бурятия, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, представителя в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для их отмены или изменения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Рукавишников А.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г. проходил военную службу по контракту, выполнял специальные боевые задачи на территории Республика Чечня.
28 апреля 2003 г. Рукавишников А.В. обратился в Администрацию муниципального образования "город Северобайкальск" Республики Бурятия с заявлением о постановке его на очередь по улучшению жилищных условий.
Рукавишников А.В. поставлен на учет в муниципальном образовании "город Северобайкальск" в качестве нуждающегося на получение жилья участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, семей погибших и приравненных к ним, с 28 апреля 2003 г. N очередности "данные изъяты", состав семьи "данные изъяты" человека.
Удостоверение ветерана боевых действий получено Рукавишниковым А.В. ДД.ММ.ГГГГ г.
Приказом Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия от 1 ноября 2018 г. N N Рукавишников А.В. исключен из Единого сводного списка граждан, имеющих право на реализацию мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии со статьей 28 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (N N списка).
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из доказанности Рукавишниковым А.В. наличия у него права на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем как ветерана боевых действий, поскольку на дату постановки на учет 28 апреля 2003 г. он являлся ветераном боевых действий в силу закона, соответственно относился к категории лиц, подлежащих обеспечению жильем независимо от времен выдачи удостоверения (после 01 января 2005 г.).
Суд апелляционной инстанции выводы суда первой инстанции поддержал.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, в том числе ветеранов боевых действий, предусмотрены Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", который, как следует из его преамбулы, направлен на создание условий, обеспечивающих материальное и моральное благополучие ветеранов с учетом их заслуг перед обществом и государством.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" установлено, что перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (далее - Перечень) приводится в приложении к данному федеральному закону.
В разделе III Перечня к числу периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации отнесено, в том числе выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта: с декабря 1994 года по декабрь 1996 года.
Статьей 16 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" определены меры социальной поддержки ветеранов боевых действий.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 данного Федерального закона, предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 г, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения для ветеранов боевых действий, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 1 января 2005 г, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Статьей 28 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" определено, что реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 1 января 1992 г. или Правительством Российской Федерации.
Во исполнение приведенных выше положений Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" Правительство Российской Федерации постановлением от 19 декабря 2003 г. N 763 утвердило единый образец бланка удостоверения ветерана боевых действий, его описание и инструкцию о порядке заполнения, выдачи и учета данного удостоверения (далее - Инструкция).
Пунктом 1 Инструкции предусмотрено, что удостоверение ветерана боевых действий, выдаваемое лицам, указанным в статье 3 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", является документом, подтверждающим право на предоставление им мер социальной поддержки.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий" Министерством внутренних дел Российской Федерации (далее по тексту - МВД России) разработана и утверждена приказом от 7 мая 2004 г. N 282 Инструкция о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Инструкция о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России).
Названная инструкция, как указано в ее пункте 1, определяет порядок выдачи в системе МВД России удостоверений ветерана боевых действий лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, работникам органов внутренних дел, военнослужащим и лицам гражданского персонала внутренних войск МВД России, гражданам, уволенным из органов внутренних дел (внутренних войск) МВД России, иных государственных органов, правопреемником которых является МВД России, из числа лиц, указанных в подпунктах 1-6 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах".
Как следует из письма МВД по Республике Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ г, имеющегося в материалах дела, работа по оформлению и выдаче удостоверений в МВД по Республике Бурятия была организована с момента вступления Приказа МВД России от 7 мая 2004 г. N N.
Из анализа указанных положений действующего законодательства, следует, что право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", поставлено в зависимость от двух обстоятельств: наличия удостоверения установленного образца, подтверждающего право на меры социальной поддержки, обращение в компетентные органы до 1 января 2005 г. с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки и с предоставлением документа (удостоверения ветерана боевых действий), подтверждающего данное право.
Поскольку с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как ветеран боевых действий Рукавишников А.В. обратился 24 апреля 2003 г, в отсутствие удостоверения ветерана боевых действий, которые в тот период не оформлялись, у него имелась справка от ДД.ММ.ГГГГ г. Министерства обороны Российской Федерации участника вооруженных конфликтов, выводы судов первой и апелляционной инстанций о наличии у Рукавишникова А.В. права на получение мер социальной поддержки, установленных статьей Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" являются правильными, соответствующими действующему законодательству и обстоятельствам дела, оснований для их переоценки у судебной коллегии не имеется.
При разрешении спора суды правильно определили характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы судов соответствуют представленным в материалы дела доказательствам, установленным на их основании фактическим обстоятельствам, и примененным нормам права.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии у Рукавишникова А.В. статуса ветерана боевых действий и права на меры социальной поддержки, предусмотренных Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" подлежат отклонению.
Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 06 декабря 2018 г. N 3107-О, для наделения статусом ветерана боевых действий необходимо два основных условия: во-первых, принадлежность к лицам, которые прямо поименованы в пункте 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", и, во-вторых, их непосредственное участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях, каковые определяются на основании названного Перечня. При соблюдении этих требований гражданин Российской Федерации приобретает статус ветерана боевых действий, а следовательно, и право на получение предусмотренных законом мер социальной поддержки.
Рукавишников А.В. данным критериям соответствует, что в дальнейшем, ДД.ММ.ГГГГ г, было подтверждено выдачей удостоверения установленного образца, которое не аннулировано и недействительным не признано.
В целом доводы кассационной жалобы тождественны доводам, которые являлись предметом рассмотрения в суде первой и апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, обоснованно отвергнуты по мотивам, приведенным в судебных постановлениях суда первой и апелляционной инстанций, направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что в силу статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции и не является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных постановлений (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебной коллегией не установлено.
При изложенных обстоятельствах кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 17 мая 2019 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятии от 26 августа 2019 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий Т.В. Фролова
Судьи И.А. Новожилова
С.Б. Латушкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.