Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В.
судей Прудентовой Е.В, Латушкиной С.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N; N по иску Балейкиной ФИО13 к Управлению социальной защиты населения по г. Новоалтайску и Первомайскому району Алтайского края о признании права, назначении ежемесячной выплаты, по кассационным жалобам ответчика Краевого государственного казенного учреждения Управление социальной защиты населения по городу Новоалтайску и Первомайскому району и третьего лица - Министерства социальной защиты Алтайского края на решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 28 марта 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 19 июня 2019 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Прудентовой Е.В, объяснения представителя ответчика Краевого государственного казенного учреждения Управление социальной защиты населения по городу Новоалтайску и Первомайскому району Петровой ФИО14, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ, представителя третьего лица Министерства социальной защиты Алтайского края Крайнова ФИО15, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ, поддержавших доводы кассационных жалоб, истца Балейкиной Е.С, возражавшей против удовлетворения кассационных жалоб, участвовавших в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, установила:
Балейкина ФИО17 (далее - Балейкина Е.С, истец) обратилась в суд с иском к Краевому государственному казенному учреждению Управление социальной защиты населения по городу Новоалтайску и Первомайскому району (далее - ГКУ Управление социальной защиты населения по г. Новоалтайску и Первомайскому району Алтайского края о признании права, назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка.
Уточнив иск, просила признать право на получение ежемесячной выплаты, предусмотренной пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 28 декабря 2017 г. N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" (далее - Федеральный закон "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей") в связи с рождением первого ребенка - ФИО18 Д.И, родившейся ДД.ММ.ГГГГ; обязать ответчика назначить и выплачивать ей указанную ежемесячную выплату со дня обращения с заявлением с 18 декабря 2018 г.
В обоснование иска указала, что ответчик отказал в назначении ежемесячной денежной выплаты, сославшись на то, что доход семьи превышает 1, 5 кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в Алтайском крае во втором квартале 2017 года. В соответствии со справками о доходах, среднедушевой доход семьи не превышает 1, 5 кратную величину указанного прожиточного минимума. С ее мужа ФИО19 И.В. по месту работы удерживаются алименты в твердой денежной сумме ежемесячно на содержание его детей, проживающих с его бывшей супругой ФИО20 А.В. в сумме 10 534, 76 руб. - текущие алименты и 5 % - в счет погашения долга. При подсчете среднедушевого дохода семьи истца ответчик не исключил алименты, уплачиваемые ФИО21 И.В.
Решением Новоалтайского городского суда Алтайского края от 28 марта 2019 г. иск удовлетворен.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 19 июня 2019 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
ГКУ Управление социальной защиты населения по г. Новоалтайску и Первомайскому району Алтайского края и Минсоцзащита Алтайского края обратились в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационными жалобами, в которых поставили вопрос об отмене принятых по делу судебных постановлений как незаконных.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, возражений истца Балейкиной Е.С, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационные жалобы не подлежащими удовлетворению.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права. Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций не были допущены нарушения норм материального и процессуального права, фактические обстоятельства дела установлены судом, юридически значимые для правильного разрешения спора обстоятельства вошли в предмет доказывания по делу и получили правовую оценку суда.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Балейкина Е.С. и ФИО22 И.В. с ДД.ММ.ГГГГ состоят в зарегистрированном браке, ДД.ММ.ГГГГ у них родилась дочь ФИО23 Д.И, которая для истца является первым ребенком. У ФИО24 И.В. имеются сын ФИО25 Е.И, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и дочь ФИО26 А.И, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, которые проживают отдельно со своей матерью ФИО27 А.В.
Вступившим в законную силу решением мирового судьи судебного участка N 4 г. Новоалтайска Алтайского края от 8 сентября 2014 г. с ФИО28 И.В, начиная с ДД.ММ.ГГГГ и до достижения детьми восемнадцатилетнего возраста, взысканы в пользу ФИО29 А.В. алименты ежемесячно на содержание ФИО30 Е, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО31 А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в размере по 4 000 руб. на каждого, что составляет 0, 55 % доли величины прожиточного минимума для детей в Алтайском крае Российской Федерации в 1-ом квартале 2014 года, подлежащие индексации пропорционально росту величины прожиточного минимума для детей в соответствующем субъекте Российской Федерации по месту жительства лица, получающего алименты.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Новоалтайского МОСП от ДД.ММ.ГГГГ обращено взыскание на заработную плату и иные доходы должника ФИО32 И.В.; алименты постановлено удерживать ежемесячно в твердой денежной сумме 10 534, 76 руб. - текущие алименты и 5 % - в счет погашения долга.
Удержание алиментов из заработной платы ФИО33 И.В. подтверждается справкой работодателя ("данные изъяты").
ДД.ММ.ГГГГ Балейкина Е.С. обратилась в КГКУ "Управление социальной защиты населения по городу Новоалтайску и Первомайскому району" с заявлением о назначении ежемесячной выплаты в порядке, установленном Федеральным законом "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей".
Распоряжением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ Балейкиной Е.С. отказано в назначении ежемесячной выплаты, предусмотренной пунктом 2 статьи 1 Федерального закона "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей", так как среднедушевой доход семьи составил 18 705, 53 руб, что превышает 1, 5 кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в Алтайском крае во 2-ом квартале 2017 г. Ответчик при расчетах среднедушевого дохода семьи истца исходил из состава семьи 3 человека, при этом для расчета принят совокупный доход семьи истца без вычета уплаченных ФИО34 И.В. алиментов.
Удовлетворяя иск, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 1, 4 Федерального закона "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей", исключил алименты, выплачиваемые ФИО36 И.В. на содержание несовершеннолетних детей, не проживающих с истцом, из среднедушевого дохода семьи истца, возложил на Управление социальной защиты населения по г. Новоалтайску и Первомайскому району Алтайского края обязанность назначить и производить Балейкиной Е.С. ежемесячную выплату в связи с рождением первого ребенка - ФИО35 Д.И, родившейся ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ
Оставляя решение без изменения, суд апелляционной инстанции привел в судебном акте также пункты 21, 22 Порядка осуществления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) второго ребенка, обращения за назначением указанных выплат, а также перечня документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого и (или) второго ребенка, утв. Приказом Министерства труда России от 29 декабря 2017 г. N 889н, Постановление Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 г. N 512 "О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи".
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и закрепляет, что в Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7); семья, материнство и детство находятся под защитой государства (статья 38, часть 1); каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей (статья 39, часть 1).
Пунктом 1 статьи 1 Федерального закона "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" установлено, что право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка (далее также - ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка) имеют граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Российской Федерации. Право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка возникает в случае, если ребенок рожден (усыновлен), начиная с 1 января 2018 г, является гражданином Российской Федерации и если размер среднедушевого дохода семьи не превышает 1, 5-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты (пункт 2 статьи 1).
Порядок осуществления ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка, порядок обращения за назначением указанной выплаты, а также перечень документов (копий документов, сведений), необходимых для ее назначения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения (пункт 6 статьи 1 вышеуказанного закона).
В соответствии с пунктом 21 данного Порядка расчет среднедушевого дохода семьи производится органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим полномочия в сфере социальной защиты населения, или территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, установленном статьей 4 Федерального закона "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей".
Согласно пункту 1 статьи 4 указанного закона при расчете среднедушевого дохода семьи для назначения ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка учитываются, в том числе, следующие доходы семьи, полученные в денежной форме: вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера, вознаграждение за выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в Российской Федерации.
В состав семьи, учитываемый при расчете среднедушевого дохода семьи, включаются родители (усыновители), опекуны ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого у гражданина возникло право на получение ежемесячной выплаты, супруги родителей несовершеннолетних детей и несовершеннолетние дети (пункт 10 статьи 4 Федерального закона "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей".
Доводы кассационных жалоб о том, что при расчете среднедушевого дохода семьи вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей учитывается с учетом удержанных алиментов, не являются основаниями для отмены судебных актов.
Действительно, в пункте 2 статьи 4 Федерального закона "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" указано, что при расчете среднедушевого дохода семьи не учитываются суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и иных источников в связи со стихийным бедствием или другими чрезвычайными обстоятельствами, а также в связи с террористическим актом.
Однако порядок учета вознаграждения за выполнение трудовых или иных обязанностей при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи урегулирован специальным законодательством.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 г. N 512 "О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи" из дохода семьи или одиноко проживающего гражданина исключается сумма уплаченных алиментов.
Ссылки в жалобах на письмо Министерства труда и социальной защиты населения Российской Федерации от 7 марта 2018 г. "О направлении ответов на наиболее часто встречающиеся вопросы, возникающие в ходе реализации Федерального закона "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей"", от 6 ноября 2018 г. N 12-1/В-902 не могут повлечь отмену решения суда, поскольку указанное письмо не обладает нормативными свойствами, и носит рекомендательный характер. Ответ на вопрос: "учитываются ли при назначении ежемесячной выплаты алименты, единовременного пособие при рождении ребенка, государственная социальная помощь и иные аналогичные выплаты?" дан применительно к пункту 2 части 1 статьи 4 Федерального закона "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей". В конкретном деле спорный вопрос относится к применению пункта 1 части 1 статьи 4 Федерального закона "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей".
Доводы кассационной жалобы о неправильном применении норм материального права ошибочны.
Оснований для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 28 марта 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 19 июня 2019 г. оставить без изменения, кассационные жалобы ГКУ Управление социальной защиты населения по г. Новоалтайску и Первомайскому району Алтайского края и Минсоцзащиты Алтайского края - без удовлетворения.
Председательствующий М.В. Лавник
Судьи С.Б. Латушкина
Е.В. Прудентова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.