Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В, судей Латушкиной С.Б, Богдевич Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N по иску У.В.А. к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва о взыскании задолженности по доплате к страховой пенсии, процентов, индексации присужденных денежных сумм
по кассационной жалобе У.В.А. на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 3 октября 2018 г, дополнительное решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 3 апреля 2019 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ, Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Богдевич Н.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, установила:
У.В.А. (далее также - У.В.А, истец) обратился в суд с иском (с учетом уточненных требований) к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва (далее также - ответчик) о взыскании задолженности по доплате к пенсии, процентов, индексации присужденных денежных сумм.
В обосновании требований истец указал, что по решению Кызылского городского суда Республики Тыва от 6 августа 2015 года образовался долг в сумме 216 999, 85 руб. Межрайонным отделом судебных приставов г. Кызыла по реализации особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Тыва (далее также - МОСП г. Кызыла по РОВИП УФССП по Республике Тыва) исполнительный лист по делу был утерян, данное обстоятельство явилось препятствием для принудительного исполнения судебного решения. Так же возникли материальные трудности в связи с длительным лечением супруги.
Расчет долга производился по официальным данным Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Тыва. Сумма индексации за период с августа 2015 года по 31 июля 2018 года составила 27 083, 38 руб. В связи с этим У.В.А. просит взыскать с ответчика задолженность по доплате к страховой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ по июль ДД.ММ.ГГГГ в сумме 216 999, 85 руб, 27083, 38 руб. в счет индексации присужденных денежных сумм, ежедневно взыскивать проценты в сумме 250, 50 руб. до полного погашения долга.
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 3 октября 2018 г, дополнительным решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 3 апреля 2019 г. иск У.В.А. оставлен без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Тыва от 6 августа 2019 г. решение и дополнительное решение Кызылского городского суда Республики Тыва - оставлены без изменения.
Не согласившись с данными судебными постановлениями и полагая, что судами первой и апелляционной инстанций приняты незаконные и необоснованные судебные акты, истец У.В.А, обратился с кассационной жалобой в Восьмой кассационной суд общей юрисдикции, в которой просит отменить решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 3 октября 2018 г, дополнительное решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 3 апреля 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Тыва от 6 августа 2019 г.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явился истец У.В.А, от которого посредством телефонограммы поступила просьба о рассмотрении кассационной жалобы без его участия. Иные участники процесса в заседание суда кассационной инстанции не явились, сведений о причинах неявки не предоставили.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствии лиц участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда содержащихся в обжалуемом судебном постановлении фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального или норм процессуального права.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 6 августа 2015 г. частично удовлетворен иск У.В.А. к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва о взыскании задолженности по доплате к страховой пенсии по возрасту, возложении обязанности начислять и выплачивать доплату к страховой пенсии в размере не ниже базового размера трудовой пенсии по старости, в пользу У.В.А. с Министерства труда и социальной политики Республики Тыва взыскано 36 676, 85 руб. в счет доплаты к страховой пенсии по возрасту за период с ДД.ММ.ГГГГ по июль ДД.ММ.ГГГГ, и возложена обязанность начиная с ДД.ММ.ГГГГ производить начисления и выплату У.В.А. ежемесячной доплаты к государственной пенсии по возрасту в размере, не ниже базовой части трудовой пенсии по возрасту, определенной с учетом районного коэффициента к месячной заработной плате, действующей в Республике Тыва. В удовлетворении остальной части иска отказано.
На основании вышеуказанного решения суда У.В.А. ДД.ММ.ГГГГ выдан исполнительный лист серии ФС N.
Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП г. Кызыла по РОВИП УФССП по Республике Тыва от 22 сентября 2015 г. возбуждено исполнительное производство N-ИП в отношении Министерства труда и социальной политики Республики Тыва в части возложения обязанности, производить начисления и выплату У.В.А. начиная с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячной доплаты к государственной пенсии в размере, не ниже базовой части трудовой пенсии по возрасту, определенной с учётом районного коэффициента к месячной заработной плате, действующей в Республике Тыва.
Из сообщения Министерства труда и социальной политики Республики Тыва от 3 марта 2016 г. N на обращение судебного пристава-исполнителя МОСП г. Кызыла по РОВИП УФССП по Республике Тыва Кызыл-оол Ш.О. следует, что в связи с отсутствием финансирования в Министерство финансов Республики Тыва направлена заявка от ДД.ММ.ГГГГ N о дополнительном финансировании из средств республиканского бюджета на погашение задолженности по исполнительным листам, в том числе У.В.А.
Определением Кызылского городского суда Республики Тыва от 9 марта 2016 г. заявление Министерства труда и социальной политики Республики Тыва об отсрочке исполнения вышеуказанного решения суда удовлетворено, срок ? до 1 июля 2016 г.
Как следует из писем Министерства труда и социальной политики Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ, адресованных У.В.А. и судебному приставу-исполнителю УФССП по "адрес", с ДД.ММ.ГГГГ ранее действовавший нормативный правовой акт утратил силу, поэтому оснований для продолжения выплаты доплаты к страховой пенсии не имеется.
Из сообщений Министерства труда и социальной политики Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ следует, что, согласно ответу Министерства финансов Республики Тыва, денежных средств для продолжения выплаты ежемесячной доплаты к страховой пенсии по судебным решениям после признания утратившими силу нормативных правовых актов Республики Тыва, устанавливающих доплату к пенсии с ДД.ММ.ГГГГ, в республиканском бюджете не имеется.
Из платежных поручений от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, следует, что Министерством труда и социальной политики Республики Тыва перечислены У.В.А. доплаты пенсии в сумме 3 700 руб. и 15 543, 40 руб, всего 19 243, 40 руб.
Согласно постановлению судебного пристава-исполнителя МОСП г. Кызыла по РОВИП УФССП России по Республике Тыва от 28 декабря 2016 г, исполнительное производство N-ИП окончено в связи с невозможностью, исполнить обязывающий должника совершать определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий) исполнительный документ, возможность исполнения которого не утрачена.
Согласно постановлению судебного пристава-исполнителя МОСП г. Кызыла по РОВИП от 2 июля 2018 г, возбуждено исполнительное производство N-ИП в отношении Министерства труда и социальной политики Республики Тыва в части возложения обязанности, производить начисления и выплаты У.В.А. ежемесячной доплаты к государственной пенсии по возрасту в размере, не ниже базовой части трудовой пенсии по возрасту, определенной с учетом районного коэффициента к месячной заработной плате, действующей в Республике Тыва начиная с 01 августа 2015 г.
Из ответов Министерства труда и социальной политики Республики Тыва, на требования судебного пристава-исполнителя следует, что не представляется возможным установить размер ежемесячных начислений и выплат ежемесячной доплаты к государственной пенсии, так как в настоящее время нормативный правовой акт, регулирующий данные правоотношения, отсутствует.
Указы Председателя Правительства Республики Тыва N 205 от 12 ноября 2007 г. "О некоторых социальных гарантиях лиц, замещавших государственные должности Республики Тыва и должности государственных гражданских служащих Республики Тыва", N 145 от 4 мая 2012 г. "О некоторых социальных гарантиях лиц, замещавших государственные должности Республики Тыва и должности государственной гражданской службы Республики Тыва" утратили силу в связи с их отменой, после чего нормативные акты, регулирующие спорные правоотношения, в Республике Тыва не принимались.
Отказывая в удовлетворении иска У.В.А, суд первой и апелляционной инстанции исходили из того, что субъект Российской Федерации вправе самостоятельно определять круг лиц, подлежащих обеспечению дополнительными мерами социальной поддержки, изменять условия и порядок предоставления таких мер; учитывая то, что Республика Тыва является высокодотационным регионом, Указом Главы Республики Тыва от 24 июня 2015 г. N108, вступившим в законную силу 13 июля 2015 г. и действующим по настоящее время, Указ Главы ? Председателя Правительства Республики Тыва от 4 мая 2012 г. N 145, устанавливавший доплаты к трудовым пенсиям, признан утратившим силу; у ответчика отсутствует задолженность перед истцом по доплате к трудовой пенсии до 12 июля 2015 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда находит верными выводы судов, как основанных на правильном применении норм материального права в спорном правоотношении.
В силу статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", пункт 5 статьи 1 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Статьей 26.3.1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" определено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. Финансирование полномочий, предусмотренное данной статьей, не является обязанностью субъекта Российской Федерации, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из федерального бюджета. В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов.
Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" регулирование отношений, связанных с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, отнесено к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 5 статьи 1).
Таким образом, субъект Российской Федерации вправе самостоятельно определять круг лиц, подлежащих обеспечению дополнительными мерами социальной поддержки, изменять условия и порядок предоставления таких мер.
Статьей 65 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее также - БК РФ) определено, что формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году за счет средств соответствующих бюджетов.
Из совокупного анализа статей 7 и 8 БК РФ, предусматривающих бюджетные полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, приведенной нормы и статьи 85 (о расходных обязательствах субъекта Российской Федерации) БК РФ следует, что расходная часть каждого уровня бюджета бюджетной системы Российской Федерации формируется строго в соответствии с основными принципами разграничения полномочий между различными уровнями государственной власти и исходя из принципа самостоятельности бюджета.
Реализация принципа самостоятельности бюджетов выражается в недопустимости установления органами государственной власти субъекта Российской Федерации расходных обязательств, исполнение которых не будет обеспечено собственными средствами бюджета субъекта и, как следствие, потребует привлечения средств федерального бюджета.
Соответственно, реализация органом государственной власти субъекта Российской Федерации своих дискреционных полномочий по установлению лицам, замещающим государственные должности субъекта Российской Федерации, дополнительных материальных гарантий напрямую зависит от уровня наполнения бюджета собственными доходами, обеспечивающими возможность самостоятельного исполнения им своих расходных обязательств.
При недостаточности собственных средств бюджета введение нормативно-правовыми актами субъекта Российской Федерации новых расходных обязательств означает, что надлежащее их исполнение будет осуществляться, в том числе и за счет средств федерального бюджета, что не согласуется с положениями бюджетного законодательства и противоречит принципам самостоятельности и сбалансированности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Признание региона дотационным является объективным показателем, указывающим на низкий уровень бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации, не позволяющий ему за счет собственных средств выполнять свои расходные обязательства.
Стороны не оспаривали наличие у Республики Тыва статуса дотационного региона.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что судами, верно, установлен круг обстоятельств, подлежащих установлению для рассмотрения и разрешения настоящего дела, выводы судов соответствуют установленным обстоятельствам. Представленным доказательствам, в соответствие со статьёй 67 ГПК РФ дана надлежащая оценка.
Доводы кассационной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой и апелляционной инстанций и не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судами и имели бы юридическое значение для вынесения судебных актов, влияли на обоснованность и законность судебных актов, либо опровергали выводы судов. Доводы направлены на переоценку установленных судами обстоятельств дела и представленных доказательств и по мотивам, приведенным выше, являются необоснованными.
При этом, суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты - решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 3 октября 2018 г, дополнительное решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 3 апреля 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Тыва от 6 августа 2019 г, следует признать законными, они приняты без нарушений норм материального либо норм процессуального права, выводы судов, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях соответствуют фактическим обстоятельствам дела, нарушение либо неправильное применение норм материального или норм процессуального права судами не допущено.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы У.В.А. и для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений в кассационном порядке.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 3 октября 2018 г, дополнительное решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 3 апреля 2019 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Тыва от 6 августа 2019 г. оставить без изменения, кассационную жалобу У.В.А. - без удовлетворения.
Председательствующий Т.В. Фролова
Судьи С.Б. Латушкина
Н.В. Богдевич
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.