Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Латушкиной С.Б, Богдевич Н.В.
с участием прокурора восьмого (апелляционно-кассационного) отдела (с дислокацией в г. Кемерово) управления по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Генеральной прокуратуры Российской Федерации Игнатова И.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N по иску заместителя военного прокурора 72 военной прокуратуры гарнизона Московской городской военной прокуратуры в интересах Российской Федерации к Д.С.В. о взыскании средств, затраченных на его военную и специальную подготовку, по кассационной жалобе Д.С.В. на решение Татарского районного суда Новосибирской области от 25 марта 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 4 июля 2019 г, Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Богдевич Н.В, выслушав заключение прокурора восьмого (апелляционно-кассационного) отдела (с дислокацией в г. Кемерово) управления по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Генеральной прокуратуры Российской Федерации Игнатова И.Н, полагавшего кассационную жалобу не обоснованной, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, установила:
Заместитель военного прокурора 72 военной прокуратуры гарнизона в интересах Российской Федерации обратился в Татарский районный суд Новосибирской области с исковым заявлением, в котором, с учётом уточнений, просил взыскать с Д.С.В. (далее также - Д.С.В, ответчик) денежные средства федерального бюджета, затраченные на военную и специальную подготовку, в размере 705 725 руб.
В обоснование заявленных требований указал, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Д.С.В, ДД.ММ.ГГГГ рождения, проходил обучение в филиале Федерального государственного казенного военного учреждения образовательного учреждения высшего образования "Военная академия материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулёва" Министерства Обороны Российской Федерации (далее филиал - ФГКВОУ ВО "Военная академия материально-технического обеспечения им. генерала армии А.В. Хрулёва" МО РФ), где ДД.ММ.ГГГГ заключил контракт о прохождении военной службы на срок обучения в академии и 5 лет военной службы после её окончания, который, в соответствии с приказом начальника филиала военной академии материально-технического обеспечения N (далее - начальник филиала ВА МТО) начал свое действие ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии с приказом Статс-секретаря-заместителя министра обороны Российской Федерации N от ДД.ММ.ГГГГ прапорщик Д.С.В. назначен на воинскую должность старшего техника разведывательной роты войсковой части N
Приказом командира войсковой части N по строевой части от ДД.ММ.ГГГГ N прапорщик Д.С.В. с ДД.ММ.ГГГГ зачислен в списки личного состава войсковой части N
В последующем в соответствии с приказом командира войсковой части N по личному составу от ДД.ММ.ГГГГ N прапорщик Д.С.В. уволен с военной службы с зачислением в запас в связи с невыполнением указанным военнослужащим условий контракта по основанию, предусмотренному подпунктом "в" пункта 2 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее также - Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе"), ДД.ММ.ГГГГ исключён из списков личного состава войсковой части N
По информации межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации "Татарский" государственного управления Министерства внутренних дел России по Новосибирской области (далее МО МВД Российской Федерации "Татарский" ГУ МВД России по Новосибирской области), Д.С.В. зарегистрирован по адресу: "адрес"
В соответствии с расчётом сумма возмещения затрат на военную и специальную подготовку по специальности, где проходил обучение ответчик, составила 282 290 руб. за один год обучения.
Согласно расчёту в отношении ответчика возмещение, рассчитанное в соответствии с Методикой исчисления размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку граждан Российской Федерации в военных образовательных учреждениях профессионального образования, утверждённой Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2007 г. N402, составляет 705 725 руб.
Решением Татарского районного суда Новосибирской области от 25 марта 2019 г. исковые требования удовлетворены частично. Суд взыскал с Д.С.В. в доход федерального бюджета средства, затраченные на его военную и специальную подготовку, в размере 282 290 руб. и госпошлину в доход государства в сумме 6022, 90 руб.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 4 июля 2019 г. решение суда первой инстанции в части размера взысканных в доход федерального бюджета средств и госпошлины с Д.С.В. изменено, определено к взысканию с Д.С.В. в доход федерального бюджета средств, затраченных на его военную и специальную подготовку, в размере 705 725 рублей и госпошлину в доход местного бюджета 10 257, 25 рублей. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Д.С.В, считая принятые по делу судебные постановления незаконными, просит их отменить.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о причинах неявки не сообщили.
Третье лицо - ФГКВОУ ВО "Военная академия материально-технического обеспечения им. генерала армии А.Н. Хрулёва" МО РФ просило о рассмотрении дела в кассационном порядке в свое отсутствие.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда содержащихся в обжалуемом судебном постановлении фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального или норм процессуального права.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Д.С.В, проходил обучение в филиале ФГКВОУ ВО "Военная академия материально-технического обеспечения им. генерала армии А.В. Хрулёва" МО РФ, где ДД.ММ.ГГГГг. заключил контракт о прохождении военной службы на срок обучения в академии и 5 лет военной службы после её окончания, который, в соответствии с приказом начальника филиала BA МТО N начал своё действие ДД.ММ.ГГГГ
Как следует из подпункта "в" пункта 2 контракта о прохождении военной службы, Д.С.В. добровольно обязался возместить в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" средства федерального бюджета, затраченные на его военную или специальную подготовку, в размере 282 290 руб. за год обучения.
Приказом командира войсковой части N по строевой части от ДД.ММ.ГГГГ N прапорщик Д.С.В. с ДД.ММ.ГГГГ зачислен в списки личного состава войсковой части N
В последующем в соответствии с приказом командира войсковой части 23626 по личному составу от ДД.ММ.ГГГГ N прапорщик Д.С.В. уволен с военной службы с зачислением в запас в связи с невыполнением указанным военнослужащим условий контракта по основанию, предусмотренному подпунктом "в" пункта 2 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", ДД.ММ.ГГГГ исключён из списков личного состава войсковой части N
В соответствии с пунктом 7 статьи 35 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" граждане, отчисленные из военных образовательных учреждений профессионального образования или учебных военных центров при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться либо отказавшиеся заключить контракты о прохождении военной службы, а также граждане, окончившие указанные образовательные учреждения и уволенные с военной службы ранее срока, установленного контрактом о прохождении военной службы, по основаниям, предусмотренным подпунктом "д", "е", и "з" пункта 1, подпунктов "в" и "д" пункта 2 статьи 51 настоящего Федерального закона, возмещают средства федерального бюджета, затраченные на их военную или специальную подготовку. Порядок исчисления размера возмещаемых средств определяется Правительством Российской Федерации.
Во исполнение предписаний Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2007 г. N 402 (в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 1 октября 2007 г. N 629, от 15 октября 2014 г. N1054) утверждена Методика исчисления размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку граждан Российской Федерации в военных профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования (далее - Методика).
Как следует из подпунктов 1 - 7 Методики, в ней определён порядок исчисления размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку граждан Российской Федерации; размер и состав подлежащих возмещению средств; перечни конкретных видов вооружения и военной техники, элементов тренажёрной базы и базы для общевоенной подготовки, материальных запасов, включаемых в состав расходов; период, на который определяются расходы; размер подлежащих возмещению средств, включаемый в контракт; текущее значение суммы подлежащих возмещению средств.
Таким образом, Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" установилобязанность, а Методика - порядок исчисления размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку граждан также в том случае, когда они по своей вине были уволены с военной службы ранее установленных сроков после окончания обучения.
Положениями подпункта "б" пункта 7 указанной Методики предусмотрено, что для граждан, окончивших военные образовательные организации и уволенных с военной службы ранее срока, установленного контрактом, - в размере, рассчитанном по формуле:, где:
- текущее значение суммы подлежащих возмещению средств в случае увольнения с военной службы до истечения срока, установленного контрактом, тыс. руб.;
- текущее значение суммы подлежащих возмещению средств в случае отчисления из военной образовательной организации, рассчитанной на день выпуска из военной образовательной организации, тыс. руб.;
ПЛС - количество полных лет военной службы, прошедших со дня выпуска из военной образовательной организации;
ПМС - количество полных месяцев военной службы, прошедших со дня выпуска из военной образовательной организации (для первого года военной службы) либо со дня истечения полного года военной службы (для последующих лет военной службы).
Таким образом, приведённые выше правовые нормы прямо устанавливают обязанность граждан, окончивших образовательные учреждения и уволенных с военной службы ранее срока, установленного контрактом о прохождении военной службы в связи с невыполнением условий контракта, возместить денежные средства федерального бюджета, затраченные на военную или специальную подготовку в военных образовательных учреждениях профессионального образования.
Произведённый в заявлении об уточнении исковых требований расчёт основан на указанной формуле и составляющих её элементах и составляет сумму ко взысканию 705 725 руб, исходя из того, что Д.С.В. прослужил полных 10 месяцев.
Вывод же суда первой инстанции о том, что при заключении контракта стороны договорились о размере возмещения затрат на военную и специальную подготовку ответчика, которые он должен возместить в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" - 282 290 рублей, противоречит нормам действующего законодательства и не соответствует указанной Методике расчёта, поскольку вывод суда основан на том, что в контракте указана твёрдая денежная сумма, подлежащая возмещению.
Произведенный военным прокурором расчёт средств федерального бюджета, затраченных на военную (специальную) подготовку ответчика, основан на Методике исчисления размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку граждан РФ в военных образовательных учреждениях профессионального образования.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что в соответствии с пунктом 7 статьи 35 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" с ответчика, в связи с невыполнением условий контракта, подлежат взысканию денежные средства, затраченные на военную (специальную) подготовку в военном образовательном учреждении профессионального образования, несмотря на отсутствие в контракте, заключенном с ответчиком, условия о возмещении средств, указанных в вышеназванном пункте, а также о размере подлежащих возмещению средств.
Оспаривая состоявшиеся по делу судебные постановления, Д.С.В. в кассационной жалобе ссылается на отсутствие в заключённом с ним контракте указания на обязательное условие о возмещении средств и размер подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную (специальную) подготовку.
Однако с приведённым доводом заявителя кассационной жалобы судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда не может согласиться, поскольку он основан на неправильном толковании норм материального права.
Как следует из пункта 2 контракта о прохождении военной службы, заключённого с Д.С.В, ответчик добровольно обязался в период прохождения военной службы по контракту добросовестно исполнять всеобщие, должностные и специальные обязанности военнослужащих, установленные законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу положений пункта 7 статьи 35 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" граждане, отчисленные из военных образовательных учреждений профессионального образования или учебных военных центров при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться либо отказавшиеся заключить контракты о прохождении военной службы, а также граждане, окончившие указанные образовательные учреждения и уволенные с военной службы ранее срока, установленного контрактом о прохождении военной службы, по основаниям, предусмотренным подпунктами "д", "е", "е.1" и "з" пункта 1, подпунктами "в" и "д" пункта 2 статьи 51 настоящего Федерального закона, возмещают средства федерального бюджета, затраченные на их военную или специальную подготовку. Порядок исчисления размера возмещаемых средств определяется Правительством Российской Федерации.
При заключении контрактов о прохождении военной службы с гражданами, обучающимися в военных образовательных учреждениях профессионального образования, условие о возмещении средств, указанных в настоящем пункте, а также размер подлежащих возмещению средств включаются в контракт о прохождении военной службы.
Таким образом, приведённая норма прямо устанавливает обязанность граждан, отчисленных из образовательных учреждений по основаниям, связанным с их виновным поведением, возместить денежные средства федерального бюджета, затраченные на их военную или специальную подготовку в военных образовательных учреждениях профессионального образования.
Само по себе отсутствие в контракте, заключенном с ответчиком, условия о возмещении средств, затраченных на его военную или специальную подготовку, с учётом положений пункта 2 данного контракта не может служить основанием для освобождения его от установленной пунктом 7 статьи 35 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" обязанности по возмещению средств, затраченных на обучение.
Оценивая доводы кассационной жалобы Д.С.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит их основанными на неверном толковании норм права.
По существу доводы кассационной жалобы сводятся к иной оценке доказательств и иному толкованию законодательства, они аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался ответчик в суде первой и апелляционной инстанций, они были предметом обсуждения и получили правильную правовую оценку судов первой и апелляционной инстанций, на основании исследования в судебном заседании всех представленных сторонами доказательств в их совокупности.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы Д.С.В. и отмены состоявших по делу судебных постановлений в кассационном порядке.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам ФИО2 кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Татарского районного суда Новосибирской области от 25 марта 2019 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 4 июля 2019 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Д.С.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.