Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В, судей Прудентовой Е.В, Богдевич Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N по иску В.Ю, В. к Межмуниципальному Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации "Иркутское" о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии по выслуге лет, возложении обязанности назначить пенсию по выслуге лет с момента обращения, по кассационной жалобе В.Ю, В. на решение Кировского районного суда г. Иркутска от 5 февраля 2019 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 16 мая 2019 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Богдевич Н.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, установила:
В.Ю, В. (далее также - В.Ю, В, истец) обратился в суд с исковым заявлением к Межмуниципальному Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации "Иркутское" (далее также - МУ МВД России "Иркутское", ответчик) о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии по выслуге лет, возложении обязанности назначить пенсию по выслуге лет с момента обращения за ней.
В обосновании своих требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Главное управление МВД России по Иркутской области (далее также - ГУ МВД России по Иркутской области) с заявлением о назначении ему пенсии по выслуге лет. Ответ на заявление получен ДД.ММ.ГГГГ за подписью начальника центра финансового обеспечения Г.В.Б, где было рекомендовано обратиться по данному вопросу в кадровое подразделение по последнему месту службы.
В связи с тем, что Свердловское районное управление внутренних дел г. Иркутска, где В.Ю, В. проходил службу, расформировано, ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в МУ МВД России "Иркутское" с заявлением о назначении пенсии по выслуге лет.
ДД.ММ.ГГГГ был получен ответ за подписью помощника начальника МУ МВД России "Иркутское" Ю.И.В. об отказе в назначении пенсии в связи с тем, что стаж службы в органах внутренних дел в льготном исчислении на момент увольнения истца составляет менее 20 лет.
Отказ в назначении пенсии по выслуге лет считает незаконным, поскольку выслуга лет на дату увольнения составила более 20 лет в льготном исчислении, что дает право на назначение пенсии. Если взять за начало отсчета выписку из приказа об увольнении из органов внутренних дел, то выслуга на момент увольнения в календарном исчислении составляла 12 лет 7 месяцев 29 дней, что в льготном исчислении составит 18 лет 11 месяцев 14 дней (один месяц службы за полтора). В соответствии с положениями постановления Правительства РФ N 941 для определения стажа необходимо добавить 1 год 4 месяца 23 дня обучения в Сасовском летном училище из расчета год учебы за шесть месяцев, что в итоге дает 20 лет 4 месяца 7 дней и является достаточным основанием для назначения пенсии.
Просил суд признать решение МУ МВД России "Иркутское" об отказе в назначении пенсии по выслуге лет незаконным, обязать ответчика назначить пенсию по выслуге лет с момента обращения за ее назначением.
Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 5 февраля 2019 г. исковые требования В.Ю, В. оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегией по гражданским делам Иркутского областного суда от 16 мая 2019 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Истец В.Ю, В. обратился с кассационной жалобой в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.
В кассационной жалобе содержится просьба об отмене решения Кировского районного суда г. Иркутска от 05 февраля 2019 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 16 мая 2019 г, как незаконных.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о причинах неявки не сообщили.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствии лиц участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применением норм материального или процессуального права.
Как установлено судом, и следует из материалов дела В.Ю, В. проходил службу в органах внутренних дел с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ приказом Главного управления внутренних дел "адрес" (далее - ГУВД "адрес") от ДД.ММ.ГГГГ Nл/с В.Ю, В. уволен со службы в органах внутренних дел в соответствии с пунктом "н" части 7 статьи 19 Закона "О милиции" (в связи с вступлением в силу обвинительного приговора суда).
Согласно приказу выслуга лет В.Ю, В. на дату увольнения составила 12 лет 7 месяцев 29 дней. При этом в выслугу лет не был засчитан период обучения истца в Сасовском летном училище гражданской авиации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
После того как В.Ю, В. обратился с заявлением о назначении пенсии по выслуге лет, сотрудники отделения кадров отдела по работе с личным составом МУ МВД России "Иркутское" произведен расчет выслуги лет истца с учетом периодов его обучения, стажировки по должности старшего инспектора дорожно-патрульной службы отдела безопасности дорожно-патрульной службы, службы в органах внутренних дел с момента присвоения В.Ю, В. первого специального звания до его увольнения со службы в органах внутренних дел. В назначении пенсии за выслугу лет отказано, поскольку выслуга лет на день увольнения составила менее 20 лет.
Не согласившись с отказом в назначении пенсии и расчетом выслуги лет В.Ю, В. обратился в суд.
Исходя из материалов дела, ответчиком представлены расчеты выслуги лет от ДД.ММ.ГГГГ, так выслуга лет В.Ю, В. составила в календарном исчислении 13 лет 9 месяцев 16 дней, в льготном исчислении 19 лет 9 месяцев 12 дней. В выслугу лет для назначения пенсии ответчиком засчитан период учебы истца в Сасовском имени ФИО2 Т. летном училище с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ из расчета два месяца учебы за один месяц службы (1 год 4 месяца 23 дня), период службы В.Ю, В. стажером ОВД с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в календарном исчислении (0 лет 5 месяцев 1 день), период службы истца в ОВД с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении (один год за полтора) (17 лет 11 месяцев 18 дней).
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований В.Ю, В. суды первой и апелляционной инстанции исходили из того, что ответчик правильно применил законодательство, которое регулирует спорные правоотношения, исчислив спорные периоды: стажером - календарно, службу в ОВД с момента присвоения специального звания - в льготном исчислении, время учебы в училище - из расчета два месяца учебы за один месяц службы. При этом период нахождения в служебной командировке в Северо-Кавказском регионе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ также обоснованно исчислен в календарном исчислении.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции с указанным выводами соглашается, считая их правильными, соответствующими обстоятельствам дела, основанным на правильном применении норм материального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции исходит из следующего.
Согласно пункту "а" части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) на службе в войсках национальной гвардии Российской Федерации 20 лет и более.
Стаж службы (выслуга лет) в органах внутренних дел исчисляется в порядке, установленном статьей 38 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон "О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ").
В силу пункта 11 части 2 статьи 38 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел включается срок испытания при поступлении гражданина на службу в органы внутренних дел.
Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, определяется Правительством Российской Федерации (часть 3 статья 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1).
Пунктом 1 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" определено, что в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и проходившим военную службу по контракту солдатам, матросам, сержантам и старшинам, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитывается: служба в милиции (полиции), исправительно-трудовых учреждениях, военизированной пожарной охране, других учреждениях и формированиях органов внутренних дел (охраны общественного порядка) Российской Федерации и бывшего Союза ССР в должностях офицерского, сержантского, рядового и начальствующего состава (в том числе в должностях стажеров).
В соответствии с абзацем 4 пункта 2 указанного постановления в выслугу лет для назначения пенсии лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел в соответствии с пунктом "а" части первой статьи 13 Закона засчитывать время (не более пяти лет) их обучения до поступления на службу по очной, очно-заочной или заочной форме в образовательных организациях по основным образовательным программам среднего профессионального образования (за исключением программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих) или высшего образования (за исключением программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, программ ординатуры, программ ассистентуры-стажировки) при условии завершения освоения данных образовательных программ и получения соответствующего уровня образования, исчисляемое из расчета два месяца учебы за один месяц службы, - в отношении сотрудников органов внутренних дел, поступивших на службу до 1 января 2012 г.
В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 38 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел включаются для назначения пенсии за выслугу лет - периоды, указанные в частях 2 и 3 настоящей статьи (в календарном или льготном исчислении).
Согласно пункту 1 части 3 статьи 38 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел в льготном исчислении засчитываются периоды прохождения сотрудником органов внутренних дел службы в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, в соответствии с перечнями указанных районов и местностей, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
В силу подпункта "г" пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1991 г. N 941 в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел засчитываются на льготных условиях периоды службы в органах внутренних дел в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных.
Разделом II Приложения 2.1. постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1991 г. N 941 определены районы Крайнего Севера, приравненные к ним местности и другие местности с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленные, в которых служба засчитывается в выслугу лет на льготных условиях - один месяц службы за полтора месяца. В указанный перечень входит Иркутская область.
Подпунктом "е" пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 предусмотрено в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитывать на льготных условиях один день службы за три дня, время непосредственного участия в контртеррористической операции - на основании приказов, издаваемых командирами воинских частей, начальниками (руководителями) органов и подразделений федеральных органов исполнительной власти, (федеральных государственных органов) военнослужащие и сотрудники которых привлекались для проведения контртеррористической операции, и утвержденных руководителем оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией не ранее 3 августа 1998 г. или утвержденных руководителем контртеррористической операции не ранее 10 марта 2006 г, а также время непрерывного нахождения на лечении в госпиталях и других лечебных учреждениях в случае получения ранения, контузии, увечья или заболевания в связи с непосредственным участием в этой операции.
Из вышеприведенных положений пункта 1 части 3 статьи 38 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", подпунктом "г" пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сен6тября 1991 г. N 941 следует, что в выслугу лет в органах внутренних дел в льготном исчислении засчитываются периоды прохождения сотрудником органов внутренних дел службы в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями.
В силу части 1 статьи 10 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" сотрудник органов внутренних дел - гражданин, который взял на себя обязательства по прохождению федеральной государственной службы в органах внутренних дел в должности рядового или начальствующего состава и которому в установленном настоящим Федеральным законом порядке присвоено специальное звание рядового или начальствующего состава.
В соответствии со статьей 24 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" для гражданина, поступающего на службу в органы внутренних дел, в целях проверки уровня его подготовки и соответствия должности в органах внутренних дел, на замещение которой он претендует, устанавливается испытание на срок от двух до шести месяцев, за исключением случаев, установленных частями 10 и 11 настоящей статьи.
На период испытания кандидат назначается стажером на соответствующую должность в органах внутренних дел без присвоения ему специального звания. Во время испытания стажер выполняет обязанности и пользуется правами в соответствии с замещаемой должностью в органах внутренних дел и условиями трудового договора. Стажеру в период испытания не разрешаются ношение и хранение огнестрельного оружия. Запрещается использовать стажера в оперативных мероприятиях, когда может возникнуть угроза его жизни либо когда его самостоятельные действия в силу профессиональной неподготовленности могут привести к нарушению, ущемлению прав, свобод и законных интересов граждан. В период испытания стажер наряду с выполнением основных обязанностей и поручений по должности проходит индивидуальное обучение по месту службы под руководством непосредственного руководителя (начальника) и наставника из числа опытных сотрудников органов внутренних дел, назначаемого приказом уполномоченного руководителя. В период испытания осуществляется дальнейшее изучение деловых и личных качеств стажера. Срок испытания засчитывается в стаж службы в органах внутренних дел (выслугу лет).
В заявленные для исчисления в льготном порядке периоды службы истца в качестве стажера по соответствующей должности действовало Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденное постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-1 (далее также - Положение о службе N 4202-1).
Согласно статьи 1 Положения о службе N 4202-1 сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации являются граждане Российской Федерации, состоящие в должностях рядового и начальствующего состава органов внутренних дел или в кадрах Министерства внутренних дел Российской Федерации, которым в установленном настоящим Положением о службе N 4202-1 порядке присвоены специальные звания рядового и начальствующего состава органов внутренних дел.
В соответствии со статьей 12 Положения о службе N 4202-1для лиц, впервые поступающих на службу в органы внутренних дел, может быть установлен испытательный срок продолжительностью от трех месяцев до одного года в зависимости от уровня подготовки и должности, на которую они поступают. В этом случае кандидат назначается стажером на соответствующую должность без присвоения ему специального звания. Для лиц, впервые принимаемых на службу в милицию, испытательный срок обязателен. На время испытательного срока на стажера распространяется действие законодательства Российской Федерации о труде, а также статей 53 и 55 настоящего Положения. Испытательный срок засчитывается в стаж службы в органах внутренних дел, дающий право на выплату процентной надбавки за выслугу лет и назначение пенсии по линии Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Из приведенных нормативных положений следует, что гражданин, поступивший на службу в качестве стажера по соответствующей должности, не может считаться сотрудником органов внутренних дел до момента назначения на должность и присвоения специального звания.
Судами установлено, что до ДД.ММ.ГГГГ В.Ю, В. не был назначен на должность, и ему не было присвоено специальное звание, сотрудником органов внутренних дел до ДД.ММ.ГГГГ он не являлся.
Период службы в качестве стажера по соответствующей должности является трудовой деятельностью, а не служебной, в связи с чем, к этому периоду не могут применяться нормы закона, регулирующие отношения, связанные с расчетом выслуги лет в льготном исчислении.
Доводы кассационной жалобы о том, что выслуга лет математически рассчитана ответчиком неправильно, несостоятельны, основаны на неверном толковании норм материального права.
При этом суд первой и апелляционной инстанций пришли к верному выводу, что расчет пенсионного стажа, представленный В.Ю, В. математически является неверным. Из указанного расчета истца видно, что сначала истец складывает дни службы в каждом месяце из расчета 30 или 31 день, а затем делит полученное число дней на 30, рассчитывая число месяцев и лет службы, тем самым необоснованно увеличивает стаж. Так, период службы истца в органах внутренних дел с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не может составлять 18 лет 2 месяца 24 дня, как это следует из расчета истца.
Период службы В.Ю, В. в действительности составляет в календарном исчислении 11 лет 11 месяцев 23 дня, в льготном исчислении 17 лет 11 месяцев 19 дней. С учетом периода учебы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 год 4 месяца 23 дня, из расчета два месяца учебы за один месяц службы), периода службы стажером с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00 лет 05 месяцев 01 день) выслуга лет составляет 19 лет 9 месяцев 13 дней, что менее 20 лет и недостаточно для назначения пенсии по выслуге лет.
Данные доказательства, а также доводы и возражения сторон являлись предметом исследования и оценки судом первой и апелляционной инстанций.
Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными те обстоятельства, которые не были установлены либо были опровергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимущество одних доказательств перед другим и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции с выводами суда первой и апелляционной инстанции по существу спора соглашается, находя их основанными на верном применении норм материального права и соответствующих фактических обстоятельств по делу.
Доводы кассационной жалобы по своему содержанию повторяют доводы апелляционной жалобы, которые были предметом исследования в судах, им дана надлежащая оценка. Эти доводы фактически выражают субъективную точку заявителя на то, как должно быть рассмотрено настоящее дело и оценены собранные по делу доказательства, в связи с чем не влекут отмену постановленных судебных постановлений.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты - решение Кировского районного суда г. Иркутска от 5 февраля 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 16 мая 2019 г следует признать законными, они приняты без нарушений норм материального либо норм процессуального права, выводы суда, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушений либо неправильного применения норм материального или норм процессуального права судом не допущено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Кировского районного суда г. Иркутска от 5 февраля 2019 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 16 мая 2019 г, оставить без изменения, кассационную жалобу В.Ю, В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.