Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Гылкэ Д.И, судей Фофонова А.С, Салтыкова Е.В, при секретаре судебного заседания - помощнике судьи Кириллове Н.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-13/2019 (УИД 06OS0000-01-2019-001326-21) по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Ингушетия о ликвидации Централизованной религиозной организации "Духовный центр мусульман Республики Ингушетия" (Муфтият Ингушетии)
по апелляционной жалобе административного ответчика Централизованной религиозной организации "Духовный центр мусульман Республики Ингушетия" (Муфтият Ингушетии)
на решение Верховного Суда Республики Ингушетия от 16 сентября 2019 г, которым административные исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Третьего апелляционного суда общей юрисдикции Гылкэ Д.И, объяснения представителя административного ответчика Централизованной религиозной организации "Духовный центр мусульман Республики Ингушетия" (Муфтият Ингушетии) Мальсагова З.А, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителей административного истца Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Ингушетия Мальсагова Р.М, Борисовой С.К, представителя заинтересованного лица прокуратуры Республики Ингушетия Ляпина Р.К, возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Централизованная религиозная организация "Духовный центр мусульман Республики Ингушетия" (Муфтият Ингушетии) (далее - Организация, Муфтият Ингушетии) зарегистрирована Министерством юстиции Республики Ингушетия 16 июня 1994 г, с присвоением учетного номера 31.
Сведения об Организации внесены в Единый государственный реестр юридических лиц (далее также - ЕГРЮЛ) 4 января 2003 г. за основным государственным регистрационным номером (ОГРН) 1030600000067.
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Ингушетия (далее - Управление) обратилось в суд с административным исковым заявлением о ликвидации Организации, ссылаясь на допущенные ею неоднократные и грубые нарушения требований законодательства Российской Федерации и порядка деятельности, определенного её уставом.
Так, соответствующие нарушения, выявленные по результатам внеплановой выездной проверки Организации, проведенной на основании требования прокуратуры Республики Ингушетия от 16 марта 2016 г. и распоряжения Управления от 18 марта 2016 г, повлекли за собой вынесение Управлением в адрес Муфтията Ингушетии предупреждений от 4 мая 2016 г. и 30 июня 2016 г. и последующее обращение в суд с административным иском о ликвидации Муфтията Ингушетии. В рамках судебного разбирательства 8 сентября 2017 г. между сторонами заключено соглашение о примирении, которое утверждено определением Верховного Суда Республики Ингушетия от 18 сентября 2017 г. с указанием на необходимость устранения административным ответчиком допущенных нарушений в срок не позднее 15 января 2019 г.
В дальнейшем Организацией не была исполнена обязанность по представлению в Управление запрошенных копий документов, необходимых для проведения внеплановой выездной проверки, инициированной на основании требования прокуратуры Республики Ингушетия от 29 мая 2018 г. и распоряжения Управления от 30 мая 2018 г, а также не выполнено требование Управления о представлении протокола собрания ("совещания духовенства Республики"), состоявшегося 29 октября 2018 г, в связи с чем Муфтий Организации Хамхоев И.Б. постановлениями мирового судьи судебного участка N 17 Республики Ингушетия от 28 августа 2018 года и мирового судьи судебного участка N 9 от 20 февраля 2019 г. дважды привлечен к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 19.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В нарушение положений статей 14, 28 Конституции Российской Федерации, статьи 4 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" (далее - Закон о свободе совести) на VI очередном съезде мусульман Ингушетии принята резолюция, содержание которой выходит за рамки установленной законом и уставом правоспособности Организации, носит политический характер. Данное обстоятельство явилось основанием для вынесения Управлением 6 декабря 2018 г. в адрес Организации письменного предупреждения с указание срока устранения нарушений требований законодательства Российской Федерации до 10 января 2019 г. Нарушения Организацией не устранены.
В связи с выявленными нарушениями требований и положений законодательства Российской Федерации Управлением отказано в регистрации изменений в устав Муфтията Ингушетии, принятых 1 декабря 2018 г. на съезде мусульман Республики Ингушетия, что свидетельствует об осуществлении Муфтиятом Ингушетии своей деятельности на основании устава, зарегистрированного 21 ноября 2014 г, содержание которого противоречит законодательству Российской Федерации.
На основании требования прокуратуры Республики Ингушетия от 17 декабря 2018 г. и распоряжения Управления от 11 января 2019 г. в отношении Организации проведена внеплановая выездная проверка деятельности. В ходе проведения проверки установлен факт несоблюдения Организацией условий соглашения о примирении сторон, утвержденного определением Верховного Суда Республики Ингушетия от 18 сентября 2017 г, выявлены многочисленные нарушения требований действующего законодательства Российской Федерации и устава Организации. Указанные нарушения послужили основанием для вынесения Управлением в адрес Муфтията Ингушетии письменных предупреждений от 19 февраля 2019 г. и от 14 мая 2019 г. с указанием срока устранения допущенных нарушений. Информация об устранении выявленных нарушений в установленный повторным предупреждением срок, то есть до 15 августа 2019 г. в Управление не представлена.
Кроме того, Управление указывает, что в период времени, предоставленный для устранения выявленных нарушений, Муфтиятом Ингушетии допущены новые нарушения устава, требований законодательства Российской Федерации.
Решением Верховного Суда Республики Ингушетия от 16 сентября 2019 г. административное исковое заявление Управления удовлетворено; Муфтият Ингушетии ликвидирован и исключен из Единого государственного реестра юридических лиц.
Не согласившись с решением суда, оспаривая его законность и обоснованность, административный ответчик в апелляционной жалобе просит судебный акт отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что суд первой инстанции не применил закон, подлежащий применению, неправильно определилобстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установленные судом обстоятельства не подтверждены доказательствами, а выводы суда не соответствуют обстоятельствам административного дела.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Управлением и заинтересованным лицом прокуратурой Республики Ингушетия представлены письменные возражения.
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, изучив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Осуществление деятельности с неоднократными нарушениями закона некоммерческой организацией, в том числе религиозной организацией, Гражданский кодекс Российской Федерации предусматривает в качестве основания для её ликвидации (подпункт 3 пункта 3 статьи 61).
Религиозная организация, как это следует из положений пункта 3 статьи 2, абзаца первого и второго пункта 1 и пункта 4 статьи 6 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон о некоммерческих организациях), является одной из форм некоммерческой организации, особенности правового положения, создания, реорганизации и ликвидации которых определяются федеральным законом о религиозных объединениях, то есть Законом о свободе совести.
В силу пункта 1 статьи 8 Закона о свободе совести религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица.
Религиозные организации в зависимости от территориальной сферы своей деятельности подразделяются на местные и централизованные. Централизованной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая в соответствии со своим уставом не менее чем из трех местных религиозных организаций (пункты 2 и 4 статьи 8 Закона о свободе совести).
Ликвидация религиозной организации является одним из видов ответственности юридических лиц, порядок и основания ее применения предусмотрены статьей 14 Закона о свободе совести, согласно которой религиозная организация может быть ликвидирована по решению суда в случае неоднократных или грубых нарушений норм Конституции Российской Федерации, данного Федерального закона и иных федеральных законов либо в случае систематического осуществления ею деятельности, противоречащей целям её создания (уставным целям). При этом правом на внесение в суд представления о ликвидации религиозной организации обладают органы прокуратуры Российской Федерации, федеральный орган государственной регистрации и его территориальные органы, а также органы местного самоуправления (абзац третий пункта 1, пункт 3).
Судом установлено и следует из материалов административного дела, что Муфтият Ингушетии осуществляет свою деятельность на основании устава, утверждённого решением съезда мусульман Республики Ингушетия от 17 июля 2014 г, зарегистрированного Управлением 21 ноября 2014 г. (далее - Устав).
По результатам внеплановой выездной проверки, проведенной на основании требования прокуратуры Республики Ингушетия от 16 марта 2016 г. и распоряжения Управления от 18 марта 2016 г, Управлением выявлены нарушения порядка деятельности Муфтията Ингушетии, определенного его Уставом и законодательством Российской Федерации.
Результаты проверки оформлены актом от 29 марта 2016 г, из которого следует, что в нарушение пункта 4 статьи 3 Закона о некоммерческих организациях Муфтият Ингушетии использует печать без указания полного наименования организации на русском языке; в нарушение части 8 статьи 16 Федерального закона от 26 декабря 2008 г..N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон от 26 декабря 2008 г..N 294-ФЗ) Муфтият Ингушетии не ведёт журнал учёта проверок; в нарушение части 2 статьи 123.27 Гражданского кодекса Российской Федерации Устав не содержит сведения о предмете деятельности, сведения о составе органов Муфтията Ингушетии, в частности, о составе Совета Алимов и Кадията; в нарушение пункта 2 статьи 10 Закона о свободе совести в Уставе Муфтията Ингушетии не предусмотрен порядок прекращения его деятельности; в нарушение части 5 статьи 3 Закона о некоммерческих организациях в Уставе не содержится описание символики Муфтията Ингушетии; в нарушение пункта 1 статьи 10 Закона о свободе совести, пункта 4.6 Устава в 2013 г..и 2015 г..не проводилось заседание Совета Алимов; в нарушение пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" Муфтият Ингушетии не представил в Управление документы для внесения в ЕГРЮЛ сведений о своём месте нахождения; в нарушение подпунктов 4.8.1 и 4.8.2 пункта 4.8 Устава органы управления Муфтията Ингушетии - Кадий и Кадият (члены Кадията) не выполняли возложенные на них функции как органа Религиозной организации. В ходе проверки не представлены какие-либо документы, подтверждающие уставную деятельность Кадия и Кадията, в нарушение пункта 4.5 Устава, предусматривающего, что члены Совета Алимов избираются только съездом мусульман Республики Ингушетия, на заседании Совета Алимов и имамов от 21 марта 2016 г..принято решение
об избрании членов Совета Алимов, а также в нарушение статьи 29 Федерального закона от 6 декабря 2011 г..N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" и трудового законодательства Российской Федерации Муфтият Ингушетии не обеспечил надлежащее хранение финансово-хозяйственной, бухгалтерской и налоговой документации.
За нарушение требований законодательства Российской Федерации в адрес Муфтията Ингушетии Управлением вынесены предупреждения от 4 мая 2016 г. (решением Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 30 марта 2017 г. признано законным) и от 30 июня 2016 г, которые административным ответчиком получены 12 мая 2016 г. и 12 июля 2016 г. соответственно.
В связи с неустранением выявленных нарушений в установленные предупреждениями сроки, административный истец обратился в суд с административным иском о ликвидации Муфтията Ингушетии и исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц.
В рамках судебного разбирательства между сторонами заключено соглашение о примирении, утверждённое определением Верховного Суда Республики Ингушетия от 18 сентября 2017 г, из содержания которого усматривается, что основанием для его заключения послужило устранение Муфтиятом Ингушетии нарушений в части приведения печати Муфтията Ингушетии в надлежащее состояние и заведения журнала учёта проверок юридического лица органами государственного и муниципального контроля (надзора). Муфтият Ингушетии обязался устранить нарушения в полном объёме и представить в Управление соответствующие документы об устранении названных нарушений не позднее 15 января 2019 г. после проведения очередного съезда мусульман Республики Ингушетия.
Частью 5 статьи 11 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ юридическое лицо обязано в течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса направить в орган государственного контроля (надзора) указанные в запросе документы.
На основании требования прокуратуры Республики Ингушетия от 29 мая 2018 г. Управлением 30 мая 2018 г. вынесено распоряжение N 131-Р о проведении внеплановой выездной проверки Муфтията Ингушетии, для достижения цели и задач которой у Организации запрошены материалы. Уведомление о проведении данной проверки, содержащее указание на необходимость подготовки к началу проверки пакета документов, вручено представителю Муфтията Ингушетии 31 мая 2018 г.
Однако, в нарушение приведённой нормы закона запрошенные документы Организация в Управление не представила, в связи с чем вступившим в законную силу постановлением мирового судьи судебного участка N 17 Республики Ингушетия от 28 августа 2018 г. Муфтий Организации Хамхоев И.Б. привлечен к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением ему наказания в виде предупреждения.
Кроме того, в рамках контроля за ходом исполнения Муфтиятом Ингушетии соглашения о примирении сторон, утверждённого определением Верховного Суда Республики Ингушетия от 18 сентября 2017 г, а также в целях правовой оценки соответствия требованиям законодательства Российской Федерации и Устава Муфтията Ингушетии решения о созыве съезда мусульман Республики Ингушетия, Управлением от Организации истребован протокол собрания ("совещания духовенства Республики"), состоявшегося 29 октября 2018 г, на котором принято решение о созыве съезда мусульман Республики Ингушетия, обсуждена его повестка и состав делегатов.
В ответ на запрос в Управление поступило письмо Муфтия Хамхоева И.Б. от 26 ноября 2018 г. N 202, подтверждающее принятие решения о созыве съезда, вместе с тем запрошенный протокол представлен не был. За неповиновение законному требованию Управления, выразившееся в непредоставлении в установленный срок истребованных документов, вступившим в законную силу постановлением мирового судьи судебного участка N 9 Республики Ингушетия от 20 февраля 2019 г. Хамхоев И.Б. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 2000 рублей.
Вопреки доводам апелляционной жалобы приведенные факты привлечения Муфтия Организации к административной ответственности непосредственно подтверждают допущенные организацией нарушения требований закона, возлагающих на юридическое лицо обязанность направлять в орган государственного контроля (надзора) указанные в запросе документы.
1 декабря 2018 г. состоялся организованный Муфтиятом Ингушетии съезд мусульман Республики Ингушетия, на котором было оглашено обращение, в последствии оформленное в виде резолюции VI очередного съезда мусульман Ингушетии, содержащее утверждение о том, что Глава Республики Ингушетии Е. "нарушает Конституцию Республики Ингушетия, присягу, проводит антинародную политику и посягает на территориальную целостность Республики Ингушетия", а также призыв к депутатам Народного собрания "объявить недоверие Главе Республики, Председателю Народного собрания и Председателю правительства Республики Ингушетия". Кроме того, резолюция содержит призыв считать "подписанное Е. соглашение об отторжении части территории Республики Ингушетия в состав Чеченской Республики... направленным на разжигание межнациональной вражды братскими народами".
Названная резолюция публично обнародована пресс-службой Муфтията Ингушетии в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте Муфтията Ингушетии (muftiyatri.ru), а также на официальных страницах Муфтията Ингушетии в социальных сетях: Facebook (www.facebook.com/muftiyat.ri/), "ВКонтакте" (vk.com/club86608608), "Одноклассники" (ok.ru/group/52382717968596).
Как правильно указал суд первой инстанции, приведенные действия Муфтията Ингушетии противоречат целям и порядку деятельности религиозной организации, предусмотренным пунктами 2.1, 2.4, разделом 4 Устава, нарушают положения статей 14 и 28 Конституции Российской Федерации, статьи 4 Закона о свободе совести, определяющих Российскую Федерацию как светское государство и гарантирующих каждому свободу совести, отделяющих религиозные объединения от государства, а также содержат признаки экстремисткой деятельности, предусмотренной статьей 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремисткой деятельности" (публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность субъекта Российской Федерации, в возбуждение национальной розни).
Имеющиеся в апелляционной жалобе утверждения административного ответчика о недоказанности изложенных в обжалуемом решении суда выводов о наличии в резолюции приведенных высказываний и призывов, необходимости назначения и проведения судебной лингвистической экспертизы опровергаются представленными в материалы административного дела распечатками страниц официального сайта Муфтията Ингушетии в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", официальных страниц в социальных сетях (т. 2, стр. 124-134), содержание которых не вызывает неоднозначности в его понимании.
6 декабря 2018 г. Управлением в адрес Муфтията Ингушетии вынесено письменное предупреждение о нарушении законодательства Российской Федерации и обязании устранить выявленные грубые нарушения в срок до 10 января 2019 г.
Указанное предупреждение, обжалованное Муфтиятом Ингушетии, признано Министерством юстиции Российской Федерации соответствующим федеральному законодательству. Доказательств, подтверждающих устранение выявленных нарушений в установленный предупреждением срок, административным ответчиком не представлено.
По результатам внеплановой выездной проверки деятельности Муфтията Ингушетии, проведенной по требованию прокуратуры Республики Ингушетия от 17 декабря 2018 г. и на основании распоряжения Управления от 11 января 2019 г. выявлены нарушения порядка деятельности Муфтията Ингушетии, определенного его Уставом и законодательством Российской Федерации, о чём составлен акт проверки от 12 февраля 2019 г.
Из данного акта следует, что Муфтиятом Ингушетии не соблюдены условия соглашения о примирении, утвержденного определением Верховного Суда Республики Ингушетия от 18 сентября 2017 г, Устав Организации не приведен в соответствие с законодательством Российской Федерации, в нарушение пункта 1 статьи 10 Закона о свободе совести действующий Устав Муфтията Ингушетии не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации; в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся недостоверные сведения об учредителях Муфтията Ингушетии - физических лицах, а также об адресе Муфтията Ингушетии; для осуществления уставной деятельности Муфтиятом Ингушетии неправомерно используются жилые помещения; в нарушение пункта 8 статьи 8 Закона о свободе совести Муфтият Ингушетии осуществляет свою деятельность без указания своего полного официального наименования; в нарушение требований статьи 91 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" Муфтият Ингушетии не исполняет возлагаемые на него обязанности по лицензированию образовательной деятельности учрежденных ею образовательных организаций; Устав Муфтията Ингушетии неправомерно распространяет ее руководящие и контролирующие полномочия на все религиозные объединения Республики Ингушетия (в том числе религиозные группы), независимо от их учредителей; деятельность Муфтията Ингушетии противоречит Уставу и законодательству Российской Федерации, установлены неоднократные факты неправомерного вмешательства Муфтията Ингушетии в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц; выявлены нарушения требований статьи 81 Конституционного закона от 21 июня 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации", выражающиеся в воспрепятствовании исполнению решения Конституционного Суда Российской Федерации.
Доводы административного ответчика о выполнении условий соглашения о примирении, утвержденного определением Верховного Суда Республики Ингушетия от 18 сентября 2017 г, и приведении Устава Организации в соответствие с законодательством Российской Федерации являлись предметом проверки суда первой инстанции, получили должную оценку и обоснованно отклонены судом с приведением в решении убедительных мотивов.
Суд первой инстанции верно исходил из того, что распоряжение Управления от 29 декабря 2018 г. N 288-р, которым была осуществлена государственная регистрация Организации только в части сведений об адресе (месте нахождения), в связи с допущенными нарушениями законодательства Российской Федерации отменено в порядке самоконтроля распоряжением Управления от 10 января 2019 г. N 1-р. Распоряжением Управления от 14 января 2019 г. N 4-р Муфтияту Ингушетии отказано в государственной регистрации некоммерческой организации в связи с внесением изменений в сведения о ней на основании абзаца 4 пункта 1 статьи 12 Закона о свободе совести.
Указанные распоряжения Управления в установленном законом порядке и сроки административным ответчиком не оспорены.
Приведенное обстоятельство свидетельствует о том, что Муфтият Ингушетии в нарушение пункта 1 статьи 10 Закона о свободе совести в настоящее время осуществляет свою деятельность на основании Устава, зарегистрированного 21 ноября 2014 г, содержание которого противоречит законодательству Российской Федерации.
Заслуживают внимания доводы автора апелляционной жалобы со ссылкой на разъяснения, содержащиеся в пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. N 64 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами" (далее - Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 64), о том, что неустранение Организацией ранее выявленных нарушений в отношении Устава не образует неоднократности независимо от длительности такого неустранения.
Вместе с тем, статья 14 Закона о свободе совести, устанавливая основания ликвидации религиозной организации, не ограничивается только неоднократностью допущенных нарушений, а предусматривает такую возможность также в случаях грубых нарушений норм действующего законодательства либо в случае систематического осуществления ею деятельности, противоречащей целям её создания (уставным целям).
Поскольку Муфтиятом Ингушетии условия о примирении не исполнены, несоответствие Устава требованиям действующего законодательства Российской Федерации не устранено, а соглашение о примирении, утвержденное определением Верховного Суда Республики Ингушетия от 18 сентября 2017 г, не содержит обязанности о ликвидации Организации в случае неустранения названных нарушений, что исключает его принудительное исполнение, Управление правомерно сослалось в обоснование административного иска, в том числе на данные нарушения.
Не являясь по смыслу приведенных разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации неоднократными, указанные нарушения подлежат оценке судом как иные основания для ликвидации религиозной организации в соответствии со статьей 14 Закона о свободе совести.
Помимо нарушений, выразившихся в несоответствии Устава Организации требованиям закона, судом первой инстанции также установлено, что согласно общедоступным сведениям из ЕГРЮЛ и пункту 1.4 Устава Муфтият Ингушетии расположен по адресу: Республика Ингушетия, г. Магас, пр. И. Зязикова, 16. Между тем, фактическим местонахождением Муфтията Ингушетии в настоящее время является жилое помещение по адресу: Республика Ингушетия, г. Назрань, ул. Нагорная, д. 10, литеры "а" и "б".
Обязанность информировать орган, уполномоченный принимать решение о государственной регистрации религиозной организации, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ), к каковым относятся адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица и сведения о том, что юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения, предусмотрена пунктом 9 статьи 8 Закона о свободе совести.
Подобное нарушение закона допускалось Муфтиятом Ингушетии и ранее, Организация не представила в Управление документы для внесения в ЕГРЮЛ сведений о своём месте нахождения по адресу: г. Магас, ул. С. Чахкиева (комплекс коттеджей) (акт проверки от 29 марта 2016 г.).
15 декабря 2018 г. Муфтиятом Ингушетии проведено заседание Кадията "шариатский суд" в целях выявления волеизъявления каждого депутата Народного Собрания Республики Ингушетия, при процедуре тайного голосования по вопросу утверждения ими Закона Республики Ингушетии "Об утверждении Соглашения об установлении границы между Республикой Ингушетия и Чеченской Республикой".
В силу пункта 5 статьи 4 Закона о свободе совести в соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства религиозное объединение не выполняет функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления.
Указом Президента Республики Ингушетия от 26 июня 2006 г. N 167 утвержден перечень государственных должностей Республики Ингушетия, включающий в себя, согласно пункту 3, депутатов Народного Собрания Республики Ингушетия.
По смыслу статьи 2.1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" на лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, распространяются ограничения и обязанности, установленные Федеральные законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", в том числе запрет разглашать или использовать в целях не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, обязанность соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на свою профессиональную служебную деятельность решений общественных или религиозных объединений.
Приведенные обстоятельства свидетельствует о том, что Муфтиятом Ингушетии допущено грубое, неправомерное вмешательство в деятельность государственных органов и их должностных лиц по вопросу, не относящемуся к компетенции религиозной организации, выходящему за рамки уставных целей её деятельности, оказано неправомерное давление на депутатов Народного Собрания Республики Ингушетия в целях склонения к нарушению установленных для них ограничений и запретов, оказано неправомерное влияние на принимаемые депутатами решения в зависимости от их вероисповедания и принадлежности к общественному объединению.
За невыполнение требований представления первого заместителя прокурора Республики Ингушетия по устранению нарушений законодательства о свободе и совести и о религиозных объединениях, непринятие мер, направленных на устраненных допущенных нарушений, связанных с проведением вышеуказанного "шариатского суда", вступившим в законную силу постановлением Магасского районного суда от 13 июня 2019 г. Муфтият Ингушетии признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 80000 руб.
В нарушение пункта 8 статьи 8 Закона о свободе совести Организация осуществляет свою деятельность без указания своего официального полного наименования, в связи с чем вступившим в законную силу постановлением мирового судьи судебного участка N 9 Республики Ингушетия от 15 апреля 2019 г. привлечена к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.
19 февраля 2019 г. Управлением в адрес Муфтията Ингушетии вынесено письменное предупреждение о нарушении законодательства Российской Федерации и предоставлен срок до 19 апреля 2019 г. для устранения нарушений, выявленных по результатам проверки, проведенной 12 февраля 2019 г. В связи с отсутствием доказательств, свидетельствующих об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации в срок, установленный указанным предупреждением, Управлением 14 мая 2019 г. вынесено повторное предупреждение с указанием срока устранения нарушений требований законодательства до 15 августа 2019 г. Данное предупреждение получено административным ответчиком 20 июня 2019 г.
Доказательств, свидетельствующих об устранении выявленных нарушений, административным ответчиком не представлено.
Помимо указанного, в период времени, предоставленного для устранения выявленных нарушений, Организация в нарушение пункта 9 статьи 8 Закона о свободе совести несвоевременно представила в Управление сведения об избрании нового Муфтия Республики Ингушетия. Решение о внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени Организации, принято на совместном заседании Совета Алимов Организации и имамов населенных пунктов Республики Ингушетия 17 июля 2019 г. (протокол от 17 июля 2019 г.), соответствующие сведения в Управление Организацией представлены только 25 июля 2019 г. Вопреки утверждению представителя административного ответчика, отсутствие решения о привлечении Организации к административной ответственности об обратном не свидетельствует, факт нарушения установленного законом трехдневного срока представления сведений об избрании нового Муфтия Организации следует из материалов административного дела (т. 2, л.д. 1-9, 10-14).
В суде апелляционной инстанции нашли подтверждение доводы административного ответчика о наличии у "Духовного образовательного учреждения среднего профессионального образования Ингушский исламский колледж", учредителем которого является Организация, лицензии на осуществление образовательной деятельности, отсутствие которой указывалось как нарушение Организацией части 13 статьи 91 Федерального закона от 29 декабря 2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Данное обстоятельство подтверждено представленной суду апелляционной инстанции надлежаще заверенной копией лицензии на осуществление образовательной деятельности от 10 июня 2014 г. N 477, выданной бессрочно Религиозной исламской организации духовному-образовательному учреждению среднего профессионального образования Ингушский исламский колледж Министерством образования и науки Республики Ингушетия.
Вместе с тем, при иных допущенных Организацией нарушениях законодательства Российской Федерации данное обстоятельство не влияет на правильность выводов суда первой инстанции о наличии предусмотренных абзацем третьим пункта 1 статьи 14 Закона о свободе совести оснований для ликвидации Организации и исключении её из Единого государственного реестра юридических лиц.
Материалами административного дела подтверждено совершение Муфтиятом Ингушетии как неоднократных нарушений, которыми считаются совершение объединением граждан после вынесения в его адрес предупреждения (представления) об устранении нарушений закона аналогичного или иного нарушения действующего законодательства, так и грубых нарушений законодательства Российской Федерации.
В целом апелляционная жалоба повторяет доводы и правовую позицию административного ответчика, которые являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку. Основания для иной оценки и иного применения норм материального и процессуального права у суда апелляционной инстанции в данном случае отсутствуют.
Апелляционная жалоба не содержит обоснованных доводов о допущенных судом нарушениях норм материального и процессуального права, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, являющихся основанием для отмены или изменения решения суда, которые судебной коллегией также не установлены, в связи с чем решение суда следует признать законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Верховного Суда Республики Ингушетии от 16 сентября 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика Централизованной религиозной организации "Духовный центр мусульман Республики Ингушетия" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.