Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Королева Е.В., рассмотрев жалобу Нехая Л.В. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 26 Центрального района города Хабаровска Хабаровского края от 11 июля 2019 года и решение судьи Центрального районного суда города Хабаровска от 20 сентября 2019 года в отношении Нехая Л.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, у с т а н о в и л а:
постановлением мирового судьи судебного участка N 26 Центрального района города Хабаровска Хабаровского края от 11 июля 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Центрального районного суда города Хабаровска от 20 сентября 2019 года, должностное лицо - председатель правления товарищества собственников жилья "Старый Хабаровск" Нехай Л.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере "данные изъяты" рублей.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в соответствии с частью 1 статьи 30.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях, Нехай Л.В. просит судебные акты отменить, как незаконные.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 19.4.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа государственного финансового контроля, должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа муниципального контроля, органа муниципального финансового контроля по проведению проверок или уклонение от таких проверок, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 14.24, частью 9 статьи 15.29 и статьей 19.4.2 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 19.4.1 КоАП РФ действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие невозможность проведения или завершения проверки, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
В силу части 3 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пункта 10 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2013 года N 493 "О государственном жилищном надзоре" к отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц (за исключением региональных операторов), индивидуальных предпринимателей, в целом применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ).
На территории Хабаровского края региональный жилищный надзор осуществляет комитет регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края (пункт 3.1.2.10 Положения о комитете регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края, утвержденного постановлениям Правительства Хабаровского края от 16 октября 2012 года N 371-пр).
Частью 5 статьи 11 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ предусмотрено, что в рамках проведения документарной проверки в течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса юридическое лицо обязано направить в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля указанные в запросе документы.
Согласно части 2 статьи 25 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ юридические лица, их руководители, иные должностные лица или уполномоченные представители юридических лиц, допустившие нарушение названного Федерального закона, необоснованно препятствующие проведению проверок, уклоняющиеся от проведения проверок, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения от 18 марта 2019 года N 914-р заместителя председателя комитета регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края начата внеплановая документарная проверка в отношении ТСЖ "Старый Хабаровск" с целью осуществления государственного жилищного надзора в связи с поступившими обращениями граждан. 18 марта 2019 года в адрес ТСЖ "Старый Хабаровск" направлен мотивированный запрос о необходимости предоставления документов, указанных в распоряжении N 914-р.
Мотивированный запрос и распоряжение были получены ТСЖ "Старый Хабаровск" 29 марта 2019 года, о чем свидетельствует отчет об отслеживании почтового отправления. В ответ на мотивированный запрос и распоряжение ТСЖ "Старый Хабаровск" представило в комитет письмо от 1 апреля 2019 года, в котором дало ответы на ряд поставленных вопросов, но не представило запрошенные на основании распоряжения комитета следующие документы и сведения: - об оборудовании МКД индивидуальными приборами учета отопления; - письменный расчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению по жилым помещениям N 4, 52 МКД за период с октября 2018 года по январь 2019 года включительно; - копию договора на поставку коммунального ресурса тепловой энергии (отопление и горячее водоснабжение) между проверяемым лицом и ресурсоснабжающей организацией; - копии платежных документов, направляемых по жилым помещениям N 4, 52 МКД за период с августа 2018 года по январь 2019 года включительно; - письменный расчет размера платы за коммунальный ресурс по электрической энергии, потребляемый при содержании общего имущества, включенный в состав платы за услуги по содержанию и ремонту жилья, за период с августа 2018 года по декабрь 2018 года включительно (со ссылкой на нормативно-правовые акты, в соответствии с которыми проверяемое лицо производило расчеты) по жилому помещению N 4 МКД (помесячно); - письменный расчет размера платы за коммунальный ресурс по холодному водоснабжению, потребляемый при содержании общего имущества, включенный в состав платы за услуги по содержанию и ремонту жилья, за период с августа 2018 года по декабрь 2018 года включительно (со ссылкой на нормативно-правовые акты, в соответствии с которыми проверяемое лицо производило расчеты) по жилому помещению N 4 МКД (помесячно); - письменный расчет размера платы за коммунальный ресурс по горячему водоснабжению, потребляемый при содержании общего имущества, включенный в состав платы за услуги по содержанию и ремонту жилья, за период с августа 2018
года по декабрь 2018 года включительно (со ссылкой на нормативно-правовые акты, в соответствии с которыми проверяемое лицо производило расчеты) по жилому помещению N 4 МКД (помесячно); - письменный расчет размера платы за коммунальный ресурс отведение сточных вод, потребляемый при содержании общего имущества, включенный в состав платы за услуги по содержанию и ремонту жилья, за период с августа 2018 года по декабрь 2018 года включительно (со ссылкой на нормативно-правовые акты, в соответствии с которыми проверяемое лицо производило расчеты) по жилому помещению N 4 МКД (помесячно); - письменные пояснения по факту периодического непредъявления платы за коммунальные ресурсы электрическая энергия, холодная вода, горячая вода, отведение сточных вод в период с августа 2018 года по декабрь 2018 года; - письменные пояснения по факту отсутствия в платежных документах, направляемых потребителям МКД для оплаты коммунальных услуг по горячему водоснабжению и электрической энергии, сведений об исполнителе коммунальных услуг, регламентированных требованиями подпункта "б" пункта 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354.
Непредставление указанных выше документов повлекло за собой невозможность достижения цели и задачи проведения проверки.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения председателя правления ТСЖ "Старый Хабаровск" Нехая Л.В. на основании постановления мирового судьи, с выводами которого согласился судья районного суда, к административной ответственности, установленной частью 2 статьи 19.4.1 КоАП РФ.
Факт совершения председателем правления товарищества Нехаем Л.В. административного правонарушения подтвержден собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д.4-19), распоряжением о проведении проверки от 18 марта 2019 года (л.д.15-19), мотивированным запросом от 20 марта 2019 года (л.д. 20), отчетом об отслеживании отправления (л.д.22), иными доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
Мировой судья и судья вышестоящей судебной инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что должностным лицом товарищества допущено воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора) по проведению проверки, что повлекло невозможность ее проведения и образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.4.1 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В силу примечания к указанной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.
Из материалов дела следует, что председателем правления ТСЖ "Старый Хабаровск" является Нехай Л.В, который имеет право без доверенности действовать от имени юридического лица.
В силу положений статьи 149 ЖК РФ (в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения лица к административной ответственности) председатель правления товарищества собственников жилья обеспечивает выполнение решений правления, имеет право давать указания и распоряжения всем должностным лицам товарищества, исполнение которых для указанных лиц обязательно. Председатель правления товарищества собственников жилья действует без доверенности от имени товарищества, подписывает платежные документы и совершает сделки, которые в соответствии с законодательством, уставом товарищества не требуют обязательного одобрения правлением товарищества или общим собранием членов товарищества, разрабатывает и выносит на утверждение общего собрания членов товарищества правила внутреннего распорядка товарищества в отношении работников, в обязанности которых входит обслуживание многоквартирного дома, положение об оплате их труда.
Таким образом, председатель правления товарищества собственников жилья является органом управления юридического лица, выполняет организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции, что в силу примечания к статье 2.4 КоАП РФ относит лицо, занимающее указанную должность, к должностным лицам.
Следовательно, председатель правления ТСЖ "Старый Хабаровск" Нехай Л.В. по смыслу положений статьи 2.4 КоАП РФ является должностным лицом и обоснованно признан субъектом административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 19.4.1 КоАП РФ, в связи с чем довод жалобы о незаконном привлечении к административной ответственности признается несостоятельным.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом РФ об административных правонарушениях процессуальные требования.
Административное наказание назначено Нехаю Л.В. в пределах санкции части 2 статьи 19.4.1 КоАП РФ.
Постановление о привлечении Нехая Л.В. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях, постановила:
постановление мирового судьи судебного участка N 26 Центрального района города Хабаровска Хабаровского края от 11 июля 2019 года и решение судьи Центрального районного суда города Хабаровска от 20 сентября 2019 года в отношении Нехая Л.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции Е.В. Королева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.