Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К, судей Римского Я.А, Ровенко П.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу административного истца Цой Л.С. на решение Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 9 апреля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 3 июля 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению Цой Л.С. к УМВД России по Приморскому краю об оспаривании решения об отказе в выдаче справки о реабилитации.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К, выслушав объяснения представителя УМВД России по Приморскому краю Костюк Т.И, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, установила:
Цой Л.С. обратилась в Железнодорожный районный суд г. Хабаровска с административным исковым заявлением о признании незаконным решения УМВД России по Приморскому краю от 25 декабря 2018 года N 3/6-Ц-37 об отказе в выдаче справки о реабилитации жертв политических репрессий.
В обоснование своих требований Цой Л.С. указала, что она родилась на территории Российской Федерации в с. Андреевка Шкотовского района 2 сентября 1935 года, что установлено вступившим в законную силу решением Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 28 ноября 2018 года. Там же согласно архивным документам она проживала с родителями ФИО1 и ФИО2. На основании постановлений СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 21 августа 1937 года N 1428-326 "О выселении корейского населения из пограничных районов Дальневосточного края" и от 28 сентября 1937 года N 1647-377с "О выселении корейцев с территории Дальневосточного края" ее родители были выселены из своего места жительства в Узбекскую ССР с запретом выезда за ее пределы. Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 1 апреля 1993 года N 4721-1 принято решение о реабилитации российских корейцев, подвергшихся политическим репрессиям в виде насильственного выселения из мест прежнего проживания на территории Российской Федерации, установления режима спецпоселения, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы, иных ограничений прав и свобод. Решением УМВД России по Приморскому краю от 25 декабря 2018 года N 3/6-Ц-37 ей отказано в выдаче справки о реабилитации жертв политических репрессий в связи с отсутствием архивных документов, подтверждающих факт применения политических репрессий к ней и ее родителям. С данным решением она не согласна, так как исторический факт принудительного выселения корейцев с территории Дальнего Востока в качестве политической репрессии является общеизвестным и поэтому не нуждается доказыванию. В этой связи она полагает, что у УМВД России по Приморскому краю отсутствовали основания для отказа в выдаче справки о реабилитации жертв политических репрессий.
Решением Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 9 апреля 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 3 июля 2019 года, требования Цой Л.С. оставлены без удовлетворения.
Отказывая в удовлетворении заявленных административным истцом требований, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о законности оспариваемого решения УМВД России по Приморскому краю в связи с отсутствием документальных сведений о применении к родителям Цой Л.С. политических репрессий в виде их принудительного выселения в Узбекскую ССР. Как указали судебные инстанции, сам по себе факт рождения Цой Л.С. в "адрес" и проживание в Республике Узбекистан о таких обстоятельствах не свидетельствует. Утверждение административного истца об общеизвестности факта применения политических репрессий к лицам корейской национальности не может являться основанием для выдачи справки о реабилитации, поскольку Административным регламентом МВД России по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о реабилитации жертв политических репрессий, утвержденным приказом МВД России от 23 ноября 2011 года N 1165, прямо предписано сотрудникам территориальных подразделений МВД России руководствоваться исключительно документально подтвержденными архивными данными, и их отсутствие является основанием для отказа в оказании государственной услуги.
В кассационной жалобе Цой Л.С. просит решение Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 9 апреля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 3 июля 2019 года отменить, дело направить на новое рассмотрение, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и общеизвестность факта принудительного выселения советских корейцев со всей территории Дальнего Востока, что признано политической репрессией со стороны государства.
Административный истец Цой Л.С. и ее представитель о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций таких нарушений не допущено, а доводы кассационной жалобы не могут повлечь отмену вынесенных по делу законных и обоснованных судебных актов.
Из материалов дела следует, что Цой Л.С. родилась ДД.ММ.ГГГГ в "адрес", ее родителями являются: отец ФИО1 и мать ФИО2. Заявитель имеет гражданство Республики Узбекистан, в настоящее время проживает в Российской Федерации на основании вида на жительство, выданного ДД.ММ.ГГГГ.
31 августа 2018 года Цой Л.С. обратилась в УМВД России по Хабаровскому краю с заявлением о выдаче справки о реабилитации жертв политических репрессий, которое было направлено для рассмотрения в УМВД России по Приморскому краю.
Решением УМВД России по Приморскому краю от 25 декабря 2018 года N 3/6-Ц-37 Цой Л.С. отказано в выдаче справки о реабилитации жертв политических репрессий со ссылкой на отсутствие архивных данных, подтверждающих факт применения политических репрессией в административном порядке к заявителю и ее родителям.
Порядок реабилитация всех жертв политических репрессий, подвергнутых таковым на территории Российской Федерации с 25 октября (7 ноября) 1917 года, регулируется Законом Российской Федерации от 18 октября 1991 года N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" (далее - Закон о реабилитации).
Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 1 апреля 1993 года N 4721-1 "О реабилитации российских корейцев" признаны незаконными акты, принятые начиная с 1937 года в отношении российских корейцев и послужившие основанием для политических репрессий против них: насильственного выселения из мест прежнего проживания на территории Российской Федерации, установления режима спецпоселения, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы, иных ограничений прав и свобод. В соответствии с указанным постановлением реабилитация отдельных граждан из числа российских корейцев, незаконно подвергшихся уголовному преследованию и репрессиям в административном порядке по политическим мотивам, а также в связи с их национальной принадлежностью, осуществляется в индивидуальном порядке в соответствии с Законом РСФСР "О реабилитации жертв политических репрессий". Настоящее положение распространяется на лиц, непосредственно подвергшихся незаконным репрессиям, а также родившихся в семьях, находившихся на режиме спецпоселения.
Статья 7 Закона о реабилитации возлагает на органы внутренних дел обязанность по заявлениям заинтересованных лиц или общественных организаций установить факт применения ссылки, высылки, направления на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы и иных ограничений прав и свобод, установленных в административном порядке, составить заключение и выдать справку о реабилитации или сообщить об отказе в выдаче такой справки.
То есть, указанной нормой предусмотрен специальный порядок установления фактов применения политических репрессий органами внутренних дел с возможностью дальнейшего обжалования решения данного органа в судебном порядке.
Порядок предоставления государственной услуги по выдаче справок о реабилитации жертв политических репрессий определяет Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о реабилитации жертв политических репрессий, утвержденный приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 23 ноября 2011 года N 1165 (далее - Административный регламент).
Определяя порядок оказания государственной услуги, Административный регламент в пункте 48 устанавливает, что государственный орган, непосредственно предоставляющий государственную услугу, обязан провести проверку факта применения политической репрессии к конкретному лицу по учетам и архивным материалам территориальных органов МВД России на региональном уровне, государственных и иных органов, осуществляющих архивное хранение, а также соответствующих органов государств - бывших союзных республик СССР.
В целях получения информации и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, должностное лицо ИЦ, ответственное за предоставление государственной услуги, в случае необходимости запрашивает архивные документы, в том числе архивные справки, выписки, копии (сведения, содержащиеся в них) либо иные документы, подтверждающие факт применения политической репрессии в административном порядке к конкретному лицу путем направления межведомственного запроса в федеральные государственные архивы и государственные архивы субъектов Российской Федерации (пункт 54.1).
Согласно пункту 48.1 Административного регламента справка о реабилитации жертв политических репрессий выдается лицам, указанным в подпункте 2.1 Административного регламента, при документальном подтверждении факта принятия решения о применении репрессий по политическим мотивам в административном порядке в отношении конкретного лица.
Пунктом 48.2 Административного регламента установлено, что справка оформляется также лицам, указанным в пункте 2.2 Административного регламента (дети, находившиеся вместе с репрессированными по политическим мотивам родителями или лицами, их заменявшими, в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении, а также дети, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей или одного из них, необоснованно репрессированных по политическим мотивам) в случае: документального подтверждения факта принятия решения о применении репрессий по политическим мотивам в административном порядке к родителям или лицам, их заменявшим; реабилитации родителей или одного из них; документального подтверждения сроков нахождения родителей или одного из них в ссылке, высылке, на спецпоселении; документального подтверждения факта рождения (свидетельство о рождении) заявителя в период нахождения его родителей или одного из них в ссылке, высылке, на спецпоселении.
В соответствии с пунктом 48.3 Административного регламента подготовка мотивированного письма об отказе в выдаче справки о реабилитации осуществляется при отсутствии, в том числе, архивных документальных материалов, подтверждающих факт применения репрессии в административном порядке.
Таким образом, в силу приведенных норм действующего законодательства каждое заявление о реабилитации подлежит рассмотрению в индивидуальном порядке с установлением факта применения ссылки, высылки, направления на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы и иных ограничений прав и свобод, установленных в административном порядке, в связи с чем, доводы кассационной жалобы о том, что исторический факт применения ко всем российским корейцам репрессий со стороны государства является общеизвестным и не подлежит доказыванию в силу части 1 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основан на неверном толковании закона.
Разрешая заявленные Цой Л.С. требования о признании незаконным отказа в выдаче справки о реабилитации, суды первой и апелляционной инстанций верно исходили из необходимости представления доказательств, свидетельствующих о применении к семье Цой Л.С. политических репрессий в 1937 году в виде ссылки, высылки, направлении на спецпоселение в Узбекскую ССР, однако, указанные сведения не нашли своего подтверждения как в ходе проведенной УМВД России по Приморскому краю проверки, там и в ходе судебного разбирательства.
Оснований не согласиться с данными выводами судебных инстанций не имеется. Установление решением Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 28 ноября 2018 года факта государственной регистрации рождения Цой Л.С. на территории "адрес", не влечет отмену судебных актов.
Факт рождения заявителя в Приморском крае, как и последующее ее проживание в Республике Узбекистан, не свидетельствует о применении в отношении Цой Л.С. и ее семьи принудительного выселения из постоянного места проживания в Приморском крае. Доказательств, свидетельствующих о том, что проживание заявителя с родителями в Узбекской ССР было вызвано применением к ним мер государственного принуждения административным истцом не представлено и материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах доводы кассационной жалобы не могут быть положены в основу отмены по существу правильных судебных постановлений, так как эти доводы основаны на неправильном толковании положений законодательства, регулирующего возникшие правоотношениям, сводятся к иному изложению обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций, и к выражению несогласия с оценкой исследованных по делу доказательств.
Таким образом, поскольку судами не допущены ошибки в применении норм материального права, которые бы повлияли на исход рассмотрения дела, выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, соответствуют обстоятельствам административного дела, оснований для отмены решения Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 9 апреля 2019 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 3 июля 2019 года не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 9 апреля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 3 июля 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу Цой Л.С. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.