Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Красиковой О.Е, судей Никитиной Г.Н, Шульги А.А, при секретаре Крикуновой Е.О, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-627/2019 по административному исковому заявлению Коняшкина Д о признании не действующим с момента вступления в силу решения суда приложение N 1 к Правилам землепользования и застройки городского округа город Красноярск, утвержденным решением Красноярского городского Совета депутатов от 07 июля 2015 г. N В-122 "О Правилах землепользования и застройки городского округа город Красноярск и о признании утратившими силу отдельных решений Красноярского городского Совета депутатов", в части отнесения земельного участка с кадастровым номером N к двум территориальным зонам
по апелляционной жалобе председателя Красноярского городского Совета депутатов Фирюлиной Наталии Вячеславовны на решение Красноярского краевого суда от 12 сентября 2019 г, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Красиковой О.Е, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Медведевой М.В, полгавшей, что решение отмене не подлежит, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
05 июля 2019 г. Коняшкин Д.Г. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании не действующим с момента вступления в силу решения суда приложение N 1 к Правилам землепользования и застройки городского округа город Красноярск, утвержденным решением Красноярского городского Совета депутатов от 07 июля 2015 г. N В-122 "О Правилах землепользования и застройки городского округа город Красноярск и о признании утратившими силу отдельных решений Красноярского городского Совета депутатов", в части отнесения земельного участка с кадастровым номером N к двум территориальным зонам.
В обоснование заявленных требований Коняшкин Д.Г. указал, что является арендатором земельного участка площадью 1205 кв.м с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", выделенного для строительства индивидуального жилого дома в соответствии с распоряжением администрации г..Красноярска от 17 октября 2012 года N 1665арх. Срок действия договора с 17 октября 2012 г..до 16 октября 2022 г..Из градостроительного плана земельного участка от 07 июня 2017 г..N RU24308000-16690 следует, что указанный земельный участок расположен в границах двух различных территориальных зонах Ж1 и ИТ, регламенты которых установлены Правилами землепользования и застройки городского округа г..Красноярск, утвержденными решением Красноярского городского Совета депутатов от 07 июля 2015 г..N В-122. Согласно уведомлению администрации г..Красноярска N К7290-ек от 11 декабря 2018 г..недопустимо размещение объекта индивидуального жилищного строительства, в связи с тем, что градостроительный регламент зоны ИТ, действующий также как и градостроительный регламент зоны Ж1 на весь земельный участок, не предусматривает возможность размещение индивидуальной жилой застройки. Право аренды участка возникло в 2012 году. Решение об установлении в месте нахождения арендованного участка территориальных зон, не предусматривающих возможность такого строительства, принято в 2015 году. То есть Коняшкин Д.Г. не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему на праве аренды земельного участка. У Коняшкина Д.Г. отсутствует возможность оформить объект индивидуального жилищного строительства в порядке, установленном Градостроительным кодексом РФ, и зарегистрировать право собственности на жилой дом, на арендованном для этих целей земельном участке.
Коняшкин Д.Г. полагает, что Правила землепользования и застройки, утвержденные Решением от 07 июля 2015 г..N В-122 в части установления двух территориальных зон в границах земельного участка с кадастровым номером N противоречит предписаниям ч. 4 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ и п. 2 ст. 85 Земельного кодекса РФ. Нахождение земельного участка в двух территориальных зонах, предусматривающих различные виды разрешенного использования, создает неопределенность его правового режима, что ограничивает право административного истца на использование арендованного земельного участка по назначению.
Решением Красноярского краевого суда от 12 сентября 2019 г. административный иск Коняшкина Д.Г. удовлетворен: признано не действующим с момента вступления в силу судебного акта приложение N 1 к Правилам землепользования и застройки городского округа город Красноярск, утвержденным решением Красноярского городского Совета депутатов от 07 июля 2015 г. N В-122 "О правилах землепользования и застройки городского округа город Красноярск и о признании утратившими силу отдельных решений Красноярского городского Совета депутатов", в части отнесения земельного участка с кадастровым номером N к двум территориальным зонам.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Красноярский городской Совет депутатов обратился с апелляционной жалобой, в которой просит названный судебный акт отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления. Указывает, что административным истцом не доказано нарушение его прав принятием Приложения N 1 к Правилам землепользования и застройки городского округа город Красноярск. Установление в необходимых случаях на земельном участке зон общего пользования в Генеральном плане, а затем и в Правилах землепользования и застройки является первоочередным и необходимым этапом для возможности его дальнейшего резервирования и изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд, и, как следствие, к невозможности осуществления строительства и реконструкции автомобильных дорог, в связи с тем, что земельные участки частично находятся в собственности физических и юридических лиц. Установление в отношении указанного земельного участка с кадастровым номером N территориальных зон в Правилах землепользования и застройки соответствует функциональным зонам, определенным Генеральным планом, и не входит в противоречие с федеральным законодательством. Оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах компетенции представительного органа муниципального образования с соблюдением процедуры принятия и требований к его форме и содержанию, соответствует действующему законодательству Российской Федерации и права заявителя не нарушает. При таких обстоятельствах, по мнению административного ответчика, судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права
Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов прокурором, участвовавшим в деле, представлены возражения, в которых просит решение Красноярского краевого суда от 12 сентября 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Красноярского городского Совета депутатов - без удовлетворения.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного разбирательства, не явились. Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав заключение прокурора Медведевой М.В, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.
Статьей 3 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из данного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу РФ.
Согласно п. 26 ч. 1 ст. 16, ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п. 3 ч. 3 ст. 8 и ч. 1 ст. 32 Градостроительного кодекса РФ утверждение правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительный орган местного самоуправления городского округа принимает муниципальные правовые акты.
Муниципальное образование город Красноярск является городским округом (ст. 1 Закона Красноярского края от 25 февраля 2005 г. N 13-3148 "О наделении муниципального образования город Красноярск статусом городского округа").
Решением Красноярского городского Совета депутатов от 7 июля 2015 г. N В-122 утверждены Правила землепользования и застройки городского округа город Красноярск, включающие карту градостроительного зонирования территории городского округа город Красноярск.
Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (п. 8 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ). Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования (п. 2 ч. 2 ст. 30 Градостроительного кодекса), содержащая границы территориальных зон (ч. 4 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ).
Под территориальными зонами понимаются зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (п. 7 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ).
Как правильно установлено судом первой инстанции, оспариваемые Правила землепользования и застройки приняты уполномоченным органом в рамках предоставленной компетенции с соблюдением формы принятия нормативных правовых актов, порядка их принятия и утверждения, а также официального опубликования и по этим основаниям не обжалуется.
Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес", поставлен на кадастровый учет 04 декабря 2012 г.
14 января 2013 г. указанный земельный участок передан по договору аренды Марцевой Е.Ф. для строительства индивидуального жилого дома.11 декабря 2015 г. на основании договора право аренды земельного участка перешло к Коняшкину Д.Г.
В соответствии с картой градостроительного зонирования территории городского округа город Красноярск (Приложение N 1 к Правилам) данный земельный участок отнесен к двум территориальным зонам, а именно: зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1) и зоне территорий объектов автомобильного транспорта (ИТ). Прохождение по земельному участку границы двух территориальных зон административным ответчиком не оспаривается.
Статьей 85 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.
В соответствии с ч. 4 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ (в редакции от 27 июня 2019 г.) на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 34 названного кодекса при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования.
С учетом изложенного отнесение земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100479:35 одновременно к зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1) и зоне территорий объектов автомобильного транспорта (ИТ) противоречит ч. 4 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ и п. 2 ст. 85 Земельного кодекса РФ.
Исходя из выявленного отнесения земельного участка к двум территориальным зонам без учета требований Градостроительного кодекса РФ и с нарушением принципов законодательства о градостроительной деятельности, Правила землепользования и застройки в этой части подлежит признанию не действующим.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что нахождение земельного участка в нескольких территориальных зонах в рамках действующего правового регулирования создает неопределенность его правового режима, в связи с чем не может быть принят во внимание довод апелляционной жалобы об отсутствии нарушения прав и законных интересов административного истца на использование земельного участка в соответствии с видом его разрешенного использования.
Иные доводы апелляционной жалобы также не содержат сведений, свидетельствующих о нарушении судом норм материального права, и на вывод суда о противоречии муниципальных правовых актов федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу, не влияют.
Судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применен закон, подлежащий применению к данным правоотношениям; предусмотренные ст. 310 Кодекса административного судопроизводства РФ основания для отмены решения в апелляционном порядке отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309, ст. 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Красноярского краевого суда от 12 сентября 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу председателя Красноярского городского Совета депутатов Фирюлиной Н - без удовлетворения.
Председательствующий
О Е. Красикова
Судьи
Г.Н. Никитина
А.А. Шульга
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.