Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Красиковой О.Е, судей Никитиной Г.Н, Шульги А.А.
при секретаре Крикуновой Е.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи административное дело N3а-13/19 по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилкомхоз" о признании недействующим постановления департамента по тарифам Приморского края от 19 декабря 2017 года N 72/9 "Об установлении нормативов расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на территории Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района" (в редакции постановления департамента по тарифам Приморского края от 27 декабря 2018 года N 73/2)
по апелляционной жалобе департамента по тарифам Приморского края на решение Приморского краевого суда от 28 августа 2019 года, которым частично удовлетворено административное исковое заявление.
Заслушав доклад судьи Пятого апелляционного суда общей юрисдикции Никитиной Г.Н, объяснения представителя департамента по тарифам Приморского края Колосовой Н.И, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителей ООО "УК "Жилкомхоз" Перову Н.А, Ефимова Д.А, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Гурлевой О.В, полагавшей, что решение суда отмене не подлежит, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
постановлением департамента по тарифам Приморского края от 19 декабря 2017 года N 72/9 " Об установлении нормативов расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на территории Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района" (далее - постановление департамента по тарифам Приморского края от 19 декабря 2017 года N 72/9), опубликованным 26 декабря 2017 года на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, утверждены нормативы расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на территории Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района".
Постановлением департамента по тарифам Приморского края от 27 декабря 2018 года N 73/2 в вышеуказанный нормативный правовой акт внесены изменения в приложение "Нормативы расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на территории Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района" (далее- постановление департамента по тарифам Приморского края от 27 декабря 2018 года N 73/2), которые 27 декабря 2018 года опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилкомхоз" обратилось в Приморский краевой суд с уточненным в ходе рассмотрения дела административным исковым заявлением о признании недействующим со дня его принятия постановления департамента по тарифам Приморского края от 19 декабря 2017 года N 72/9 (в редакции постановления департамента по тарифам Приморского края от 27 декабря 2018 года N 73/2), как противоречащего положениям статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306 (далее -Правила N 306). В обоснование требований указало, что нормативы расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению определены и установлены с применением расчетного метода. Однако, административным ответчиком не были запрошены и учтены все показатели, которые согласно законодательству являются неотъемлемыми и обязательными элементами расчетного метода, а именно количество домов с неизолированными и изолированными стояками, с наличием или отсутствием полотенцесушителей, температуры горячей воды, поступающей потребителям из системы централизованного горячего водоснабжения, проживающим в Ярославском городском поселении Хорольского муниципального района Приморского края и средняя продолжительность отопительного периода за пять предшествующих отопительных периодов подряд.
До рассмотрения дела по существу, суд первой инстанции привлек к участию в административном деле в качестве заинтересованных лиц краевое государственное унитарное предприятие "Примтеплоэнерго" (далее -КГУП "Примтеплоэнерго" и администрацию Ярославского городского поселения Хорольского района Приморского края.
Решением Приморского краевого суда от 28 августа 2019 г. административное исковое заявление удовлетворено частично, постановление департамента по тарифам Приморского края от 19 декабря 2017 года N 72/9 "Об установлении нормативов расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на территории Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района" (в редакции постановления департамента по тарифам Приморского края от 27 декабря 2018 года N 73/2) признано недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Не согласившись с решением суда, департамент по тарифам Приморского края обратился в судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права. Не соглашается с выводом суда о нарушении порядка сбора информации по определению норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, поскольку информация по оснащенности многоквартирных и жилых домов изолированными или неизолированными стояками и полотенцесушителями получена от органов местного самоуправления в соответствии с пунктом 32(2) Правил N 306. Кроме того, количество домов, подключенных к системе горячего водоснабжения, в расчете норматива не участвует, а потому вывод суда относительно неполноты сведений в Перечне жилых домов является ошибочным. Не основан на требованиях Правил N 306 вывод суда о том, что департаментом не запрошена информация о температуре горячей воды, поступающей потребителем из системы централизованного горячего водоснабжения, при этом ссылка суда на пункт 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 также является ошибочной. Среднесуточная температура наружного воздуха для определения оспариваемого норматива не имеет правового значения. Также утверждает об ошибочности вывода суда, что департамент не вправе был вносить изменения в постановление.
Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов, прокурором, участвующим в деле, представителями ООО "УК "Жилкомхоз", КГУП "Примтеплоэнерго", администрации Ярославского городского поселения Хорольского района Приморского края, представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Отношения по оплате гражданами жилого помещения и коммунальных услуг регулируются положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), федеральными законами и федеральными нормативными правовыми актами, изданными в соответствии с ними. С учетом положений пункта 9 статьи 13 и пункта 10 части 1 статьи 14 ЖК РФ отношения по оплате жилого помещения и коммунальных услуг могут регулироваться также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг и требования к их формированию определяются Правилами N 306.
Нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (пункт 3 Правил N 306).
Департаментом по тарифам Приморского края, действующим в рамках полномочий, предусмотренных пунктом 1.2 Положения о департаменте по тарифам Приморского края, утвержденного постановлением администрации Приморского края от 14 февраля 2019 г. N 85-па и пунктом 2 раздела 1 Положения о департаменте по тарифам Приморского края, утвержденного постановлением администрации Приморского края от 6 августа 2007 г. N 214-па, 19 декабря 2017 года принято постановление N 72/9, которым утверждены нормативы расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на территории Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района, определенные с применением расчетного метода.
Постановлением департамента по тарифам Приморского края от 27 декабря 2018 года N 73/2 в названное постановление, в приложение "Нормативы расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на территории Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района" внесены изменения, значение в строке 3 " 0, 06462127" заменено на " 0, 0644112".
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, указанные нормативы утверждены уполномоченным органом в установленной форме и официально опубликованы.
В соответствии с пунктами 13, 19 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных услуг определяются с применением метода аналогов либо расчетного метода.
Расчетный метод применяется в случае невозможности применения метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений (пункт 22 Правил N 306).
Обоснованность применения Департаментом по тарифам Приморского края расчетного метода при определении нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в связи с невозможностью применения метода аналогов, сторонами не оспаривается.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии нарушений при применении административным ответчиком расчетного метода.
В соответствии с пунктом 9 Правил N 306 уполномоченный орган проводит анализ представленных документов в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и при необходимости запрашивает дополнительные сведения у ресурсоснабжающей организации или управляющей организации с обоснованием запроса.
Согласно пункту 24.1 Правил N 306, при установлении двухкомпонентных тарифов на горячую воду норматив расхода тепловой энергии, используемый на подогрев воды с целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (Гкал на 1 куб.м), при применении расчетного метода определяется по формуле: 23.1 раздела II Приложения 1 к Правилам N 306.
Используемые в формуле 23.1 значения учитывают физические свойства коммунального ресурса: удельную теплоемкость воды; плотность воды; температуру горячей воды, поступающей потребителям из систем централизованного горячего водоснабжения; температуру холодной воды, поступающей потребителям из систем централизованного холодного водоснабжения; коэффициент, учитывающий потери тепла трубопроводами систем горячего водоснабжения.
Рассматривая доводы административного истца об экономической необоснованности установленного расчетным методом норматива, суд пришел к правильному выводу, что представленная информация относительно конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирных и жилых домов, является недостоверной.
Как установлено судом первой инстанции, регулирующим органом нормативы расхода тепловой энергии определены на основании Перечня жилых домов Ярославского городского поселения, подключенных к открытой системе горячего водоснабжения, в которых имеются изолированные и неизолированные стояки и полотенцесушители, представленного ресурсоснабжающей организацией КГУП "Примтеплоэнерго".
Из представленных в судебное заседание ответа администрации Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района Приморского края от 15 июля 2019 года, актов приема и осмотра многоквартирных жилых домов от 4 октября 2018 года, 15 октября 2018 года, 23 октября 2018 года, 24 октября 2018 года, 12 ноября 2018 года, 15 ноября 2018 года следует, что ряд домов, указанных в Перечне, не подключено к системе горячего водоснабжения, в некоторых других домах отсутствуют в силу конструктивных особенностей домов, полотенцесушители, один из указанных домов не является жилым домом, в некоторых имеются изолированные стояки, тогда как в Перечне указано, что все 224 жилых дома подключены к системе горячего водоснабжения и оборудованы неизолированными стояками и полотенцесушителями.
Кроме того, из представленного Перечня следует, что информация представлена только в отношении домов, в которых имеются изолированные и неизолированные стояки и полотенцесушители, сведения относительно домов, в которых отсутствуют полотенцесушители, не были представлены.
Таким образом, орган регулирования не установилфактическое количество многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома по каждой группе домов, что привело к недостоверности величины оспариваемого норматива.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что регулирующий орган не использовал предоставленные ему полномочия и не предпринял необходимых мер по истребованию необходимых сведений в целях установления нормативов потребления коммунальных услуг, поскольку установление норматива без учета конструктивных и технических параметров противоречит пунктам 4, 10, 11 Правил N 306.
В связи с чем, довод жалобы об отсутствии нарушений в указанной части, является необоснованным.
Довод апелляционной жалобы о том, что количество домов, подключенных к системе горячего водоснабжения, не имеет правового значения для расчета норматива, судебной коллегией отклоняется, поскольку суд первой инстанции, установив неполноту сведений в представленном Перечне, пришел к выводу об использовании регулирующим органом при определении норматива недостоверных сведений, выводов относительно необходимости определения количества домов, подключенных к системам горячего водоснабжения, на что указывает представитель административного ответчика в апелляционной жалобе, в решении суда не содержится.
Ввиду отсутствия документального обоснования применения минимального показателя температуры горячей воды, поступающей потребителям из систем централизованного горячего водоснабжения, равной 60 0 С при расчете норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что определение норматива не должно являться произвольным, основанным на недостоверных и недостаточных фактических данных.
Пунктом 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 установлено, что температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 0 С и не выше 75 0 С.
Пункт 24(1) Правил N 306 предписывает учитывать при расчетах норматива температуру горячей воды поступающий потребителям в соответствии с данным диапазоном.
Обоснованность применения значения горячей воды 600 С, поступающей потребителям из систем централизованного горячего водоснабжения, регулирующим органом суду не представлена.
Доводы представителя департамента по тарифам Приморского края о неприменении к спорным правоотношениям пункта 2.4 СанПиНа 2.1.4.2496-09 ошибочны, поскольку в силу пункта 5 Приложения N 1 Правил предоставления коммунальных услуг температуры горячей воды в точке водоразбора должна соответствовать требованиям пункта 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09.
Не является основанием для отмены решения суда доводы жалобы об отсутствии в решении суда выводов относительно того, у кого должна быть запрошена информация о температуре горячей воды поступающей потребителям из систем централизованного горячего водоснабжения, в соответствии с какой нормой права, поскольку суд не устанавливает порядок действий регулирующего органа по установлению нормативов потребления коммунальных услуг.
Судебная коллегия также соглашается с выводом суда о неправомерности использования департаментом показателя продолжительности отопительного периода равного 197 дням, исходя из периода 2012-2017 г, поскольку для определения продолжительности отопительного периода, подлежали применению, в том числе, данные за отопительный период 2017-2018 г, так как на дату принятия оспариваемого акта отопительный сезон был окончен. Вместе с тем, департаментом по тарифам Приморского края сведения о среднесуточной температуре наружного воздуха, в целях определения продолжительности отопительного периода, из органов гидрометеорологической службы за указанный период не запрашивались.
Сведения о среднесуточной температуре наружного воздуха при расчете оспариваемого норматива действительно не участвуют, на что указывает представитель в апелляционной жалобе, однако, исходя из положений пункта 44 Правил N 306, продолжительность отопительного периода характеризуется среднесуточной температурой наружного воздуха 80 С и ниже, как средняя за пять предыдущих отопительных периодов подряд. В связи с чем, суд первой инстанции обоснованно указал на нарушения, допущенные департаментом по тарифам Приморского края, выразившиеся в том, что сведения о среднесуточной температуре наружного воздуха за период 2013-2018 г.г. из органов гидрометеорологической службы, для определения показателя n от, участвующего при определении норматива, не запрашивались.
Вопреки доводам жалобы в решении суда отсутствуют выводы о том, что департамент не вправе был вносить изменения в нормативный правовой акт.
Руководствуясь пунктами 15, 16 Правил N 306, суд первой инстанции обоснованно отклонил довод регулирующего органа о том, что имело место исправление ошибки, допущенной при расчете норматива, выводы суда в указанной части мотивированы.
Обжалуемое судебное решение вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права. Основания для отмены решения суда первой инстанции, в том числе те, на которые ссылается административный ответчик, в апелляционном порядке отсутствуют.
Судебная коллегия полагает, решение суда вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении материального права. Предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения в апелляционном порядке отсутствуют.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Приморского краевого суда от 28 августа 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента по тарифам Приморского края - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.