Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Красиковой О.Е.
судей Шульги А.А. и Никитиной Г.Н, при секретаре Крикуновой Е.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Благинина А.А. и Онищенко Ю.А. об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, по апелляционной жалобе Правительства Амурской области на решение Амурского областного суда от 27 сентября 2019 года, которым удовлетворено административное исковое заявление.
Заслушав доклад судьи Пятого апелляционного суда общей юрисдикции Шульги А.А, пояснения представителя административных истцов Благинина А.А. и Онищенко Ю.А. - Васильеву А.Ю, участвующую посредством видеоконференц-связи и возражавшую против доводов жалобы, Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Благинин А.А, Онищенко Ю.А. обратились в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером N, общей площадью 10 939 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" по состоянию на 17 июня 2019 года равной его рыночной стоимости - 14 275 000 рублей.
В обоснование заявленных требований Благинин А.А, Онищенко Ю.А. указали, что они являются арендаторами земельного участка с кадастровым номером N, общей площадью 10 939 кв.м, расположенного по адресу: "адрес". Постановлением Правительства Амурской области N 537 от 5 ноября 2013 года "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Амурской области" кадастровая стоимость указанного объекта недвижимости в связи с изменением среднего удельного показателя по состоянию на 17 июня 2019 года составила 117 560 667, 27 рублей, что превышает его рыночную стоимость. Результаты определения кадастровой стоимости затрагивают их права, поскольку влияют на арендную плату за земельный участок. Рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная по состоянию на 17 июня 2019 года, указанная в отчете от 19 июля 2019 года N N, выполненном "данные изъяты", составляет 14 275 000 рублей.
Решением Амурского областного суда от 27 сентября 2019 года кадастровая стоимость объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером N, общей площадью 10 939 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", установлена по состоянию на 17 июня 2019 года в размере 14 275 000 рублей.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика Правительства Амурской области Орлова К.Н. просит решение Амурского областного суда от 24 сентября 2019 года отменить и принять по делу новое решение. В обоснование своих доводов указывает, что постановлением Правительства Амурской области N 537 от 5 ноября 2013 года утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Амурской области по состоянию на 1 января 2013 года. Стоимость спорного земельного участка определена в размере 9 408 391, 81 рублей. Однако, по настоящему делу оспаривалась кадастровая стоимость в размере 117 560 667, 27 рублей, определенная по состоянию на 17 июня 2019 года. Данная стоимость была определена на основании акта ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Амурской области, который послужил основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о стоимости указанного объекта недвижимости. С учётом изложенного считает, что надлежащим ответчиком по делу является ФГБУ "ФКП Росреестра" по Амурской области.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административных истцов Благинина А.А. и Онищенко Ю.А. - Васильева А.Ю. принимала участие путем использования систем видеоконференц-связи и возражала против доводов жалобы, просила решение суда оставить без изменения.
Административные истцы, представители административных ответчиков и заинтересованных лиц извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с частью 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, а также статьей 24.12 Федерального закона от 20 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее -Федеральный закон N 135) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Благинин А.А. и Онищенко Ю.А. по договору аренды земельного участка N от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с Комитетом по управлению имуществом муниципального образования города Благовещенска сроком на 49 лет, являются арендаторами земельного участка с кадастровым номером N, категории: земли населенных пунктов, назначение: для складов, обслуживания автотранспорта, площадью 10 939 кв.м, расположенного по адресу: "адрес"
Постановлением Правительства Амурской области от 5 ноября 2013 года N 537 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Амурской области" (далее - постановление Правительства Амурской области N 537), утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости - земель населенных пунктов, в том числе, и земельного участка с кадастровым номером N, стоимость которого составила 9 408 391, 81 рублей.
Кадастровая стоимость также может быть определена в случаях, установленных в статье 24.19 Федерального закона N 135. Предусмотренные настоящей статьей полномочия по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, на основании решения данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.
Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 12 мая 2015 года N П/210 ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.
Согласно Порядку определения кадастровой стоимости объектов недвижимости при внесении в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, утвержденному приказом Минэкономразвития России от 24 сентября 2018 года N 514, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Амурской области кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N была определена с применением установленного Приложением N 2 постановления Правительства Амурской области N 537 среднего удельного показателя кадастровой стоимости земель по видам разрешенного использования в размере 117 560 667 рублей 27 копеек по состоянию на 17 июня 2019 года.
Таким образом, при определении кадастровой стоимости спорного земельного участка был использован, утвержденный органом исполнительной власти субъекта - Правительством Амурской области, средний удельный показатель кадастровой стоимости.
Следовательно, суд правомерно определилПравительство Амурской области в качестве административного ответчика.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце третьем пункта 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" (далее - Постановление Пленума N 28), по делам о пересмотре кадастровой стоимости объектов, указанных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, заинтересованным лицом является орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Амурской области в целях внесения сведений о кадастровой стоимости земельного участка использовало удельные показатели, утверждённые постановлением Правительства Амурской области N 537, и принимало участие в деле в качестве заинтересованного лица.
С учётом изложенного, доводы апелляционной жалобы о неправильном определении административного ответчика по делу судебная коллегия признаёт несостоятельными, а участие в деле ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Амурской области в качестве заинтересованного лица не влияет на существо решения и не является основанием его отмены.
В силу части 1 статьи 245 КАС РФ и части 11 статьи 24.18 Федерального закона N 135, основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В абзаце 5 пункта 11 Постановления Пленума N 28 разъяснено, что при подаче заявления об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости необходимым документом является отчет, составленный на дату, по состоянию на которую была определена кадастровая стоимость объекта недвижимости, а также подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков положительное экспертное заключение в случаях, установленных уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Как следует из материалов дела, административный истец в подтверждение рыночной стоимости земельного участка представил отчет об оценке от 19 июля 2018 года N, составленный оценщиком "данные изъяты", согласно которому рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 17 июля 2019 года составляет 14 275 000 рублей.
Отчет об оценке подготовлен лицом, являющимся членом Некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация оценщиков "Экспертный совет", т.е. лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, имеющим необходимое образование, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости участка. К отчету приложен договор обязательного страхования ответственности оценщика при осуществлении оценочной деятельности, действовавший на момент проведения оценки.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о соответствии отчета об оценке требованиям Федерального закона N 135, федеральным стандартам оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности и о принятии отчета в качестве допустимого доказательства, подтверждающего достоверность указанной в нем итоговой величины рыночной стоимости земельного участка.
Административными ответчиками, заинтересованными лицами результаты оценки, содержащиеся в представленном административным истцом отчете, под сомнение не ставились и не оспаривались, доказательств, опровергающих изложенные в отчете выводы, а также содержащих сведения об иной рыночной стоимости земельного участка, не представлено, в связи с чем, основания для непринятия итоговой величины рыночной стоимости объекта оценки, указанной в отчете, у суда отсутствуют.
Судебная коллегия считает, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применен закон, подлежащий применению к данным правоотношениям, предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения в апелляционном порядке отсутствуют.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Амурского областного суда от 27 сентября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Амурской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.