Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Сумачаковой Н.И, судей Мулярчика А.И, Сучковой Е.Г, при секретаре Ковалевой С.И, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-108/2019 по административному исковому заявлению ФИО1 об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости по апелляционной жалобе Министерства имущественных отношений Амурской области на решение Амурского областного суда от 30 сентября 2019 года, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Пятого апелляционного суда общей юрисдикции Мулярчика А.И, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО1 обратилась в Амурский областной суд с административным исковым заявлениемоб установлении кадастровой стоимости принадлежащего ей на праве собственности нежилого помещения с кадастровым номером N, в отношении которого Правительством Амурской области установлена кадастровая стоимость по состоянию на 30 октября 2013 года в размере 7 413 946, 08 руб, в то время как его рыночная стоимость на эту же дату согласно отчету N от 14 июня 2019 года, выполненному ИП ФИО4, составила 800 000 руб.
Решением Амурского областного суда от 30 сентября 2019 года требования ФИО1 удовлетворены. Установлена кадастровая стоимость объекта недвижимости - нежилого помещения с кадастровым номером N, общей площадью 450, 5 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" по состоянию на 30 октября 2013 года в размере 800 000 рублей. Датой подачи заявления постановлено считать 31 июля 2019 года.
С указанным решением не согласился административный ответчик, в апелляционной жалобе представитель Министерства имущественных отношений Амурской области просит решение Амурского областного суда от 30 сентября 2019 года отменить, принять по делу новое решение.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указано, объект недвижимости с кадастровым номером N относится к ранее не учтенным объектам, а следовательно, основанием для внесения сведений в ЕГРН в отношении его кадастровой стоимости является не постановление Правительства Амурской области, а акт определения кадастровой стоимости ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Амурской области, утвержденный уполномоченным органом.
Таким образом, по мнению апеллянта, надлежащим ответчиком является ФГБУ "ФКП Росреестра" по Амурской области, как орган, наделенный соответствующими полномочиями и определивший, в силу положений статьи 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером N.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились.
На основании части 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Согласно статье 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статье 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены гражданами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Аналогичные положения содержатся в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" в соответствии с которым, физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, вправе обратиться с названным заявлением в случаях, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзац второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 388, 400 Налогового кодекса Российской Федерации).
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Как следует из материалов дела, ФИО1 на праве собственности с ДД.ММ.ГГГГ принадлежит объект недвижимости - помещение, с кадастровым номером N, назначение: нежилое, общая площадь 450, 5 кв.м, этаж 1, номера на поэтажном плане 1;2;3;4;5;6;7;8;20;20-1;21;22;23-24;25;31, адрес (местонахождение) объекта: "адрес" (л.д. 7).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 11 января 2017 года кадастровая стоимость объекта по состоянию на 10 января 2017 года составляет 7 413 946, 08 рублей и установлена постановлением Правительства Амурской области от 21 сентября 2012 года N 502 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков), расположенных на территории Амурской области".
Дата внесения сведений о кадастровой стоимости в реестр объектов недвижимости 30 мая 2014 года. Дата определения кадастровой стоимости 30 октября 2013 года. Сведения об указанных датах отсутствуют в реестре объектов недвижимости, не являются сведениями государственного кадастра недвижимости и носят справочный характер в связи с тем, что включение указанных сведений в отношении объектов недвижимости, кадастровая стоимость которых внесена до 30 июня 2014 года, не было предусмотрено действующим законодательством (особые отметки выписки из ЕГРН от 11 января 2017 года) (л.д. 8).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 15 августа 2019 года, кадастровая стоимость на 1 января 2013 года в ЕГРН отсутствует. Объект поставлен на учет 30 октября 2013 года. Кадастровая стоимость на 15 августа 2019 года составляет 7 413 946, 08 рублей (л.д.110).
Из представленного отчета от 14 июня 2019 года N об оценке рыночной стоимости нежилого помещения по состоянию на 30 октября 2013 года, выполненного ИП ФИО4, следует, что рыночная стоимость объекта недвижимости - помещение, с кадастровым номером N, назначение: нежилое, общая площадь 450, 5 кв.м, этаж 1, номера на поэтажном плане 1;2;3;4;5;6;7;8;20;20-1;21;22;23-24;25;31, адрес (местонахождение) объекта: "адрес" без учета НДС составляет 800 000 рублей.
Разрешая административный иск, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемыми результатами определения кадастровой стоимости затрагиваются права административного истца, поскольку административный истец является плательщиком налога на имущество физических лиц, исходя из его кадастровой стоимости.
Удовлетворяя административное исковое заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером N равной рыночной стоимости по состоянию на 30 октября 2013 года в размере 800 000 рублей, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что положениями Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" определено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В подтверждение рыночной стоимости объекта недвижимости административным истцом был представлен отчет об оценке от 14 июня 2019 года N, который исследован судом и получил надлежащую оценку в оспариваемом решении, в том числе, судом проанализированы полномочия лиц на составление отчета, мотивированность и соответствие представленных доказательств требованиям действующего законодательства.
Кроме того, судом обоснованно учтено, что ФИО1 обязанность, возложенную на нее частью 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, исполнила, представив допустимые доказательства рыночной стоимости объекта недвижимости на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость, тогда как административные ответчики и заинтересованные лица не исполнили обязанность по опровержению представленных доказательств, не заявляли ходатайств о назначении по делу экспертизы, если усматривали к тому основания, не представили доказательств иной рыночной стоимости земельного участка.
Доводы Правительства Амурской области в лице Министерства имущественных отношений Амурской области на неправомерность привлечения к участию в деле в качестве административного ответчика, аналогичны позиции представителя Правительства Амурской области при рассмотрении дела судом первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, не согласиться с которой судебная коллегия по административным делам оснований не находит.
Согласно части 2 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к участию в деле об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости привлекается государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, а также государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости по состоянию на 25 ноября 2011 года были утверждены постановлением Правительства Амурской области от 21 сентября 2012 года N 502 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков), расположенных на территории Амурской области", при этом нежилое помещение с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес" не вошло в перечень объектов недвижимости подлежащих государственной кадастровой оценки, поскольку было поставлено на государственный кадастровый учет 30 октября 2013 года.
Согласно пункту 3.2 приказа Минэкономразвития РФ от 18 марта 2011 года N 113 "Об утверждении порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в случае, если в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществлен государственный кадастровый учет ранее не учтенных объектов недвижимости и (или) в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие сведения при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости" (действовавшего на момент внесения сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости) кадастровая стоимость помещения определяется путем умножения среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости объектов недвижимости соответствующего назначения по кадастровому кварталу, в котором расположено здание, на его площадь.
Приложением N 2 Постановления Правительства Амурской области от 21 сентября 2012 года N 502 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков), расположенных на территории Амурской области" утверждены средние и минимальные удельные показатели кадастровой стоимости объектов недвижимости в разрезе кадастровых кварталов муниципальных образований Амурской области, исходя из которых и была определена оспариваемая кадастровая стоимость нежилого помещения административного истца.
Следовательно, суд правомерно привлек к участию в деле в качестве административного ответчика Правительство Амурской области.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применен закон, подлежащий применению к данным правоотношениям, решение суда является законным и обоснованным, оснований, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для его отмены или изменения не усматривается.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Амурского областного суда от 30 сентября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Амурской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.