Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Сумачаковой Н.И, судей Мулярчика А.И, Сучковой Е.Г, при секретаре Ковалевой С.И, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-134/2019 по административному исковому заявлению Чеглаковой Светланы Витальевны об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости, по апелляционной жалобе Министерства имущественных отношений Амурской области на решение Амурского областного суда от 21 октября 2019 года, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Пятого апелляционного суда общей юрисдикции Мулярчика А.И, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО1 обратилась в Амурский областной суд с административным исковым заявлением, в котором указала, что ей на праве общей долевой собственности принадлежат по 2/3 доли земельных участков с кадастровыми номерами N и N, общей площадью 7 333 и 7 795 кв.м. соответственно, расположенных в городе "адрес".
Кадастровая стоимость земельных участков определена 15 апреля 2019 года на основании удельных показателей, утвержденных постановлением Правительства Амурской области от 5 ноября 2013 года N 537 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Амурской области" и составляет 96 365 372 руб. 89 коп. и 102 436 667 руб. 35 коп. соответственно.
Вместе с тем из отчета N от 10 сентября 2019 года, выполненного ООО "Амур оценка", следует, что рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 15 апреля 2019 года составляет 33 234 000 руб. и 35 328 000 руб. соответственно. Полагает, что кадастровая стоимость земельных участков, определенная уполномоченным органом по результатам массовой оценки, является завышенной, что нарушает ее права и законные интересы.
Решением Амурского областного суда от 21 октября 2019 года требования Чеглаковой Светланы Витальевны удовлетворены.
Установлена кадастровая стоимость объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером N, общей площадью 7 333 кв.м, категории земель - земли населенных пунктов, видом разрешенного использования - многоэтажная жилая застройка (высотная застройка), расположенного в "адрес", по состоянию на 15 апреля 2019 года в размере 33 234 000 рублей.
Установлена кадастровая стоимость объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером N, общей площадью 7 795 кв.м, категории земель - земли населенных пунктов, видом разрешенного использования - многоэтажная жилая застройка (высотная застройка), расположенного в "адрес", по состоянию на 15 апреля 2019 года в размере 35 328 000 рублей.
Датой подачи заявления постановлено считать 16 сентября 2019 года.
С указанным решением не согласился административный ответчик, в апелляционной жалобе представитель Министерства имущественных отношений Амурской области просит решение Амурского областного суда от 21 октября 2019 года отменить, принять по делу новое решение.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указано, что основанием для внесения сведений в ЕГРН в отношении кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами N является не постановление Правительства Амурской области N 537, а акт определения кадастровой стоимости ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Амурской области, утвержденный уполномоченным органом, поскольку данные объекты относятся к ранее не учтенным.
Таким образом, надлежащим ответчиком, по мнению министерства, в обжалуемой части является ФГБУ "ФКП Росреестра" по Амурской области, как орган, наделенный соответствующими полномочиями и определивший, в силу положений статьи 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", кадастровую стоимость земельных участков с кадастровыми номерами N.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились.
На основании части 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
В соответствии пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно статье 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статье 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности), пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены гражданами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
В абзаце 5 пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 разъяснено право участника долевой собственности реализовывать свое право на пересмотр кадастровой стоимости независимо от согласия других сособственников (пункт 1 статьи 45, пункт 2 статьи 392, пункт 3 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации, статья 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ).
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Как следует из материалов дела, ФИО1 принадлежат 2/3 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером N, площадью 7 333 +/-30 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: многоэтажная жилая застройка (высотная застройка), расположенный по адресу: "адрес", и 2/3 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером N, площадью 7 795 +/-31 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: многоэтажная жилая застройка (высотная застройка), расположенный по адресу: "адрес" (л.д. 6-9).
Кадастровая стоимость вышеназванных земельных участков определена с применением удельных показателей кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала, утвержденных Постановлением Правительства Амурской области от 5 ноября 2013 года N 537 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Амурской области".
Согласно выписок из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости от 19 апреля 2019 года по состоянию на 15 апреля 2019 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N составляет 96 365 372, 89 руб, а кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N составляет 102 436 667, 35 руб. (л.д. 10, 11).
В соответствии с отчетом об оценке N 223-19 от 10 сентября 2019 года, выполненным ООО "АмурОценка", рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 28:01:210345:1629 по состоянию на 15 апреля 2019 года составляет 33 234 000 руб, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 15 апреля 2019 года составляет 35 328 000 руб.
Принимая решение об удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что положениями статей 65 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" определено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, и пришел к правильному выводу о том, что внесённые в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельных участков, не соответствующие действительной рыночной стоимости этого объекта налогообложения, нарушают права административного истца, поскольку истец является плательщиком земельного налога, налоговая база которого определяется как кадастровая стоимость земельного участка.
В подтверждение рыночной стоимости земельного участка административным истцом был представлен отчет об оценке от 10 сентября 2019 года N 223-19, который исследован судом и получил надлежащую оценку в оспариваемом решении, в том числе, судом проанализированы полномочия лиц на составление отчета, мотивированность и соответствие представленных доказательств требованиям действующего законодательства.
Кроме того, судом обоснованно учтено, что ФИО1 обязанность, возложенную на нее частью 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, исполнила, представив допустимые доказательства рыночной стоимости земельных участков на дату, по состоянию на которую определена их кадастровая стоимость, тогда как административные ответчики и заинтересованные лица не исполнили обязанность по опровержению представленных доказательств, не заявляли ходатайств о назначении по делу экспертизы, если усматривали к тому основания, не представили доказательств иной рыночной стоимости земельных участков.
Ссылка апеллянта на неправомерность привлечения его к участию в деле в качестве административного ответчика, аналогичны позиции представителя Правительства Амурской области при рассмотрении дела судом первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, не согласиться с которой судебная коллегия по административным делам оснований не находит.
В соответствии с частью 2 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и правовой позицией, изложенной в пункте 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28, административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Кадастровая стоимость земельных участков рассчитана с использованием значения удельного показателя кадастровой стоимости, утвержденного постановлением Правительства Амурской области от 5 ноября 2013 года N 537 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Амурской области". Таким образом, при определении кадастровой стоимости земельных участков был использован, утвержденный органом исполнительной власти субъекта - Правительством Амурской области, средний удельный показатель кадастровой стоимости.
При таких обстоятельствах, вопреки доводам апелляционной жалобы, Правительство Амурской области является надлежащим ответчиком по настоящему делу.
В целом, судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применен закон, подлежащий применению к данным правоотношениям, решение суда является законным и обоснованным, оснований, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для его отмены или изменения не усматривается.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Амурского областного суда от 21 октября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Амурской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.