Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Рахманкиной Е.П, судей Анатийчук О.М, Зюлина М.А, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации города Твери на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 04 сентября 2019 года (дело 2а-751/2019) по административному делу по административному иску Администрации города Твери к Прокуратуре Пролетарского района города Твери о признании недействительным представления, Заслушав доклад судьи судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Рахманкиной Е.П, объяснения представителя административного истца Администрации города Твери - Цымбал М.А, поддержавшего доводы кассационной жалобы, прокурора Пролетарского района г. Твери Королева А.С. возражавшего против доводов кассационной жалобы, УСТАНОВИЛА:
Административный истец администрация города Твери обратилась в суд с административным иском к Прокуратуре Пролетарского района города Твери о признании недействительным представления N 12.1б-2019 от 26 февраля 2019 г..В обоснование требований указав, что представление является незаконным, так как в представлении не указано, какие необходимо принять меры для устранения выявленных нарушений закона, их причин и условий, способствующих данному нарушению закона. Представление вынесено в адрес Главы администрации города Твери, тогда как Администрацию города Твери, в соответствии с Уставом, возглавляет Глава города Твери. Администрация города Твери не осуществляет расчет, и начисление платы за наем для граждан, проживающих в муниципальных жилых помещениях по договорам социального найма. Для освобождения данной категории от оплаты, Законом Тверской области должен быть установлен порядок признания граждан малоимущими вне зависимости от дальнейшей реализации малоимущими гражданами права на получение по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда и/или освобождения от внесения платы за пользование жилым помещением (платы за наем). В целях решения вопроса об освобождении нанимателей муниципальных жилых помещений, признанных малоимущими, от внесения платы за пользование жилым помещением (платы за наем) администрацией направлены предложения о внесении в закон Тверской области от 27 сентября 2005 года N 113-30 "О порядке признания граждан малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда" соответствующих изменений.
Постоянным комитетом по вопросам развития городской инфраструктуры Тверской городской Думы 26 марта 2019 года принято решение о внесении органами местного самоуправления города Твери в качестве законодательной инициативы в Законодательное Собрание Тверской области проекта по изменению Закона в порядке статьи 100 Устава Тверской области. Полагает, что прокуратурой Пролетарского района города Твери при вынесении представления не были в должной мере проанализированы требования действующего законодательства, регламентирующие жилищные правоотношения, данное представление является неконкретным, не исполнимым.
Решением Пролетарского районного суда г. Твери от 29.05.2019 года исковые требования административного истца были удовлетворены. Решением постановлено: " Признать представление прокурора Пролетарского района города Твери от 26 февраля 2019 г. N 12.1б-2019 об устранении нарушений жилищного законодательства незаконным"
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 04 сентября 2019 года, решение Пролетарского районного суда г. Твери от 29 мая 2019 года отменено. По делу принято новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований администрации города Твери о признании незаконным представления прокурора Пролетарского района г. Твери от 26 февраля 2019 года N12.16-2019 отказано.
В кассационной жалобе, административный истец просит об отмене апелляционного определения, по мотиву неправильного применения судом апелляционной инстанции норм материального права, нарушении норм процессуального права.
Прокуратурой Пролетарского района г.Твери предоставлены возражения относительно кассационной жалобы, в которых административный ответчик указывает на необоснованность доводов административного истца, изложенных в жалобе.
Определением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 16 октября 2019 года кассационная жалоба администрации города Твери передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Выслушав позицию представителя административного истца, административного ответчика, проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ч.2 ст.329 КАС РФ, при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Согласно ч.2 ст. 328 КАС РФ, основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.
Положения части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляют организации право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решения органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного служащего, если она полагает, что нарушены ее права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению ее прав, свобод и реализации законных интересов или на нее незаконно возложены какие-либо обязанности. Для признания незаконными ненормативного правового акта органа, наделенного отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица необходимо наличие одновременно двух условий, а именно, несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, нарушение данным актом прав и законных интересов административного истца.
Согласно п.1 ст.24 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Из материалов дела следует, что на основании поручения прокуратуры Тверской области от 7 февраля 2019 года N 7-294-2011/11791 прокуратурой Пролетарского района города Твери проведена проверка доводов обращения Полетаевой Н.А, поступившего на личном приеме в приемной Президента Российской Федерации в Тверской области.
Согласно ответу начальника Департамента жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации г. Твери от 22 февраля 2019 года N 28/721-й в целях решения вопроса об освобождении нанимателей муниципальных жилых помещений, признанных малоимущими и занимающих муниципальные жилые помещения по договорам социального найма, от внесения платы за пользование жилым помещением (платы за наем), необходимо внесение изменений в закон Тверской области от 27 сентября 2005 года N 113-30 "О порядке признания граждан малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда".
26 февраля 2019 года по результатам проведенной проверки прокурором Пролетарского района города Твери в адрес Главы администрации города Твери Огонькова А.В. внесено представление N12.16-2019 о принятии мер, направленных на устранение выявленных нарушений. Представлением установлено, что 9 сентября 2015 года между МКУ "Управление муниципальным жилищным фондом" и Полетаевой Н.А. заключен договор найма N "данные изъяты" комнат N, N дома "данные изъяты" по улице "данные изъяты" города Твери. Полетаева Н.А. и члены ее семьи состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в администрации Пролетарского района города Твери с 21 июня 2001 года. Приказом администрации Пролетарского района города Твери от 22 июля 2016 года N 142-р семья Полетаевой Н.А. признана малоимущей. В нарушение части 9 статьи 156, части 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2017 года N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" Полетаева Н.А. не освобождена от внесения платы за пользование жилым помещением как признанная в установленном порядке малоимущей. Неисполнение администрацией города Твери обязанности по освобождению от внесения платы за пользование жилым помещением граждан, признанных в установленном Жилищным кодексом Российской Федерации порядке малоимущими, повлекло нарушение прав социально незащищенных граждан, проживающих в муниципальных жилых помещениях.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что административным ответчиком не доказано, что освобождение от внесения платы за пользование жилым помещением (платы за наем) граждан, признанных в установленном Жилищным кодексом Российской Федерации порядке малоимущими, проживающих в муниципальных жилых помещениях, является обязанностью Администрации города Твери, а также, что ни в оспариваемом представлении, ни в ходе рассмотрения дела административным ответчиком не указана конкретная норма действующего законодательства, закрепляющая обязанность Администрации города Твери по освобождению от внесения платы за пользование жилым помещением граждан, признанных в установленном Жилищным кодексом Российской Федерации порядке малоимущими, проживающих в муниципальных жилых помещениях.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что действующим законодательством не предусмотрена обязанность административного ответчика по освобождению от внесения платы за пользование жилым помещением граждан, признанных в установленном Жилищным кодексом Российской Федерации порядке малоимущими, занимающих жилые помещения по договорам социального найма.
С указанным выводом судебная коллегия не согласилась, указав, что что освобождение от внесения платы за пользование жилым помещением (платы за наем) граждан, признанных в установленном Жилищным кодексом Российской Федерации порядке малоимущими, занимающих жилые помещения по договорам социального найма, административным истцом должно производиться в силу прямого указания закона - части 9 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Представление прокурора является определённым, содержит конкретные сведения о допущенном нарушении прав малоимущих граждан. Представление не содержит неясности, не позволяющие определить пределы, в которых его следует исполнить. Внесение такого представления не противоречит требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы административного истца.
Внесенное прокурором представление реально исполнимо, содержит законные требования, конкретные указания, чёткие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения.
Вместе с тем, рассматривая настоящее дело, ни суд первой инстанции не суд апелляционной инстанции не учли, что обжалуемое представление вынесено в адрес Главы администрации города Твери Огонькова А.В, а в решении суда первой инстанции сделаны выводы о незаконности представления об устранении нарушений жилищного законодательства N12.1б-2019 от 26.02.2019 года, вынесенного прокурором Пролетарского района города Твери Королева А.С, то есть разрешен вопрос о правах и обязанностях прокурора Пролетарского района города Твери советника юстиции Королева А.С. и Главы города Твери Огонькова А.В, которые к участию в деле не привлечены, что является грубым нарушением норм процессуального права.
Кроме того, учитывая, что обжалуемое представление было вынесено по результатам прокурорской проверки, проведенной на основании обращения Полетаевой В.Г, данным представлением на главу администрации возложена обязанность по устранению выявленных нарушений, а именно освобождению Полетаевой В.Г. от внесения платы за пользование жилым помещением, коллегия приходит к выводу, что решение суда затрагивает права и интересы Полетаевой В.Г, которая не была привлечена к участию в деле в качестве заинтересованного лица.
Не привлечение вышеуказанных лиц к участию в деле, их не извещение о времени и месте слушания дела судом первой инстанции лишило их возможности участвовать в судебном заседании, представлять доказательства, объяснения и возражения по доводам административного искового заявления и таким образом, повлекло нарушение гарантированного конституционного права на судебную защиту на основе соблюдения принципов состязательности и равноправия сторон в административном судопроизводстве, а также права на справедливый суд.
Согласно п.4 ч.1 ст.310 КАС РФ решения суда первой инстанции подлежат безусловной отмене в случае принятия судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.
Поскольку суд разрешилспор о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, апелляционной инстанцией данные нарушения устранены не были, то судебная коллегия в соответствии с п.4 ч.1 ст.310 и п.3 ст.309 КАС РФ отменяет апелляционное определение по настоящему делу и направляет дело на новое апелляционное рассмотрение.
При новом рассмотрении дела судам надлежит устранить допущенные нарушения, приведшие к отмене решения суда, правильно определить состав участвующих в деле лиц, принять меры к надлежащему извещению лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания; правильно определить обстоятельства, имеющие значение для административного дела.
Руководствуясь ст. ст. 329, 328, 330 КАС РФ судебная коллегия по административным делам
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 04 сентября 2019 года (дело 2а-751/2019), по настоящему делу отменить, дело направить на новое апелляционное рассмотрение в Тверской областной суд.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.