Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении дополнений в Федеральный закон "О бюджете Государственного фонда занятости населения Российской Федерации на 2000 год"
В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, статья 103) каждый осужденный обязан трудиться.
Требование обязательного привлечения осужденных к труду нашло свое отражение и в ряде международных правовых актов (Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, статьи 71, часть 2, Европейские пенитенциарные правила, статьи 71 и 72).
Являясь одним из основных средств исправления и перевоспитания, привлечение осужденных к общественно полезному оплачиваемому труду одновременно даетим возможность за счет заработанных средств удовлетворить свои личные и общественные потребности (оплата питания, вещевого имущества, коммунальных услуг, предметов первой необходимости, компенсация ущерба, причиненного противоправными действиями граждан и государству, погашение исков по исполнительным листам и др.).
Время работы осужденных в период отбывания ими наказания в виде лишения свободы засчитывается в общий трудовой стаж (Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, статья 104, часть 3).
Лишения осужденного права на труд является нарушением действующего законодательства Российской Федерации и может быть отнесено к разряду внесудебного наказания.
Переход к рыночным экономическим отношениям создал крайне тяжелые условия для реализации требований уголовно-исполнительного законодательства по привлечению осужденных к труду.
В настоящее время в местах лишения свободы содержится около 100 тысяч трудоспособных осужденных, не обеспеченных трудом, что составляет 14% от их среднесписочной численности.
Наличие большого количества нетрудоспособных осужденных негативно отражается на деятельности учреждений, исполняющих уголовные наказания. Отсутствие заработков и невозможность в связи с этим приобрести дополнительные продукты питания и предметы первой необходимости, ухудшение социально-бытовых условий содержания вызывает агрессивность во взаимоотношениях осужденных между собой, а также с персоналом уголовно-исполнительной системы.
Высокий уровень неработающих осужденных создает серьезные проблемы для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации при решении задач по трудоустройству лиц, освободившихся после отбывания наказания. Значительный перерыв в трудовой деятельности и отсутствие профессиональных навыков у этой категории лиц затрудняет их трудоустройство и создает социальную напряженность в регионе, так как потребность в материальном и финансовом обеспечении вынуждает лиц, освободившихся из мест лишения свободы, решать эти проблемы с помощью криминальных структур.
Устойчивое функционирование предприятий УИС позволяет решить проблему создания дополнительных рабочих мест для трудоустройства граждан, проживающих в местах их дислокации.
В сложившихся условиях, учитывая состояние федерального бюджета, единственной реальной возможностью улучшения финансового обеспечения деятельности органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, является решение вопроса об освобождении подразделений уголовно-исполнительной системы от уплаты налогов и сборов в бюджеты различных уровней и государственные внебюджетные фонды с последующим использованием этих средств на финансирование неотложных нужд системы.
Несмотря на это, согласно действующему законодательству Российской Федерации учреждения, предприятия и организации, входящие в состав уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, обязаны производить платежи по более чем 30 видам налогов и сборов в федеральный, региональные и местные бюджеты, а также в дорожные фонды на общую сумму более 1,1 млрд.руб. ежегодно. Многие из них не совсем обоснованы.
Выступая в качестве работодателей, предприятия учреждений, исполняющих уголовные наказания, создают дополнительные рабочие места для трудоустройства не только осужденных и персонала уголовно-исполнительной системы, но и гражданского населения, проживающего в местах их дислокации и в то же время они лишены возможности рассчитывать на соответствующую финансовую помощь со стороны Государственного фонда занятости населения.
Согласно Положению о Государственном фонде занятости населения Российской Федерации средства фонда могут направляться на финансирование мероприятий по сохранению, созданию дополнительных или новых рабочих мест для обеспечения трудоустройства и занятости безработных граждан.
Учитывая, что не обеспеченные трудом осужденные не являются безработными, меры государственной поддержки работодателей не распространяются на предприятия УИС.
На протяжении ряда лет дефицит бюджетных ассигнований, выделяемых на финансирование расходов, связанных с деятельностью исправительных учреждений, покрывается за счет собственных оборотных средств предприятий этих учреждений, а также прибыли, получаемой ими в результате производственно-хозяйственной деятельности. В данных условиях предприятия уголовно-исполнительной системы не в состоянии обеспечить своевременную (не позднее трех месяцев с момента наступления обязательств) уплату налогов в бюджеты различных уровней и обязательных страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.
В соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" указанное обязательство позволяет применить к ним процедуру банкротства.
Применение процедуры банкротства к предприятиям учреждений, исполняющих наказания, повлечет высвобождение осужденных из производственного процесса, что приведет к дестабилизации обстановки в местах лишения свободы и уголовно-исполнительной системе в целом.
В 2000 году кредиторская задолженность предприятий УИС по обязательным платежам страховых взносов Государственного фонда занятости населения Российской Федерации составила 47,0 млн. рублей.
Целью внесения изменений в Федеральный закон "О бюджете Государственного фонда занятости населения Российской Федерации на 2000 год" является создание законодательной базы, позволяющей проведение списания безнадежной задолженности предприятий УИС перед Государственным фондом занятости населения Российской Федерации с возможностью направления высвободившихся в результате этого средств на создание дополнительных рабочих мест и улучшения финансового состояния данных предприятий.
Принятие закона не потребует увеличения расходов федерального бюджета и не приведет к изменению финансовых обязательств государства в лице Государственного фонда занятости населения Российской Федерации.
Перечень актов федерального законодательства,
подлежащих признанию, утративших силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении дополнения в Федеральный закон "О бюджете Государственного фонда занятости населения на 2000 год"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении дополнения в Федеральный закон "О бюджете Государственного фонда занятости населения на 2000 год требуется внести изменения в следующий закон:
Закон Российской Федерации "О бюджете Государственного фонда занятости населения на 2000 год" от 02.01.00 N 7 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 2, ст.128).
Финансово-экономическое обоснование проекта
федерального закона "О внесении дополнения в федеральный закон "О бюджете Государственного фонда занятости населения Российской Федерации на 2000 год".
По эффективности использования средств Фонда занятости в случае списания кредиторской задолженности предприятий уголовно-исполнительной системы Минюста России по платежам в указанный фонд и направления высвободившихся в результате этого средств на создание дополнительных рабочих мест для трудоустройства осужденных
1. | Средства Фонда занятости, которые теоретически могут быть получены предприятиями УИС при условии списания кредиторской задолженности данных предприятий по платежам в указанный фонд |
46,93 млн.руб. |
2. | Количество трудоустроенных осужденных | 8659 человек |
3. | Объем выпущенной промышленной продукции | 140,9 млн.руб. |
4. | Заработная плата осужденных (при среднедневном заработке 13,5 рублей) |
30,86 млн.руб. |
5. | Прямые поступления в бюджеты различных уровней и государственные внебюджетные фонды. в том числе: налог на добавленную стоимость подоходный налог (13%) отчисления во внебюджетные фонды (38,5%) |
44,01 млн.руб. 28,18 млн.руб. 4,01 млн.руб. 11,88 млн.руб. |
6. | Экономия бюджетных средств по смете УИС, в том числе: начисления на зарплату (11,5%) вещевое имущество и питание (50%) |
18,98 млн.руб. 3,55 млн.руб. 15,43 млн.руб. |
7. | Всего поступлений и экономии | 62,99 млн.руб. |
8. | Экономический эффект от использования средств, полученных от списания кредиторской задолженности предприятий УИС перед Фондом занятости, которые теоретически могут быть направлены на организацию рабочих мест для трудоустройства осужденных |
+16,06 млн.руб или 34,22% |
Данный расчет подтверждает, что принятие проекта федерального закона "О внесении дополнений в Федеральный закон "О бюджете Государственного фонда занятости населения Российской Федерации на 2000 год" не потребует дополнительных расходов федерального бюджете и не приведет к изменению финансовых обязательств в лице Государственного фонда занятости населения Российской Федерации.
В случае списания кредиторской задолженности предприятий УИС перед Фондом занятости и направлении высвободившихся в результате этого средств на организацию рабочих мест для трудоустройства осужденных экономический эффект от использования составит не менее 34,2 процента.
В.К.Гартунг
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.