Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Настоящий законопроект подготовлен в развитие идей Президента Российской Федерации о регулировании особенностей местного самоуправления федеральным законодательством в отдельных городских и сельских поселениях, в том числе в городах федерального значения. При этом имеется ввиду, в частности, необходимость реализовать конституционную норму - осуществление местного самоуправления в формах прямого волеизъявления. Местное самоуправление в казачьих поселениях так же обладают особенностями, связанными с традиционным казачьим укладом жизни. Учитывая, что указанные поселения, также как и военные городки и закрытые административно-территориальные образования, расположены в большинстве субъектов Российской Федерации, регулирование в них местного самоуправления законами субъектов Российской Федерации приведет к многообразию форм казачьего местного самоуправления. Таким образом, основная идея настоящего законопроекта формулируется в понятиях "особенности местного самоуправления в казачьих поселениях" и "осуществление местного самоуправления путем форм прямого волеизъявления".
Конституция Российской Федерации закрепила два основополагающих принципа организации местного самоуправления - его осуществление гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
Данная конституционная норма прямо указывает на обязательность осуществления местного самоуправления его двумя институтами - прямого волеизъявления и органами.
Прямое волеизъявление, как императивный конституционный принцип организации местного самоуправления, не признано законодательством о местном самоуправлении. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" ("Глава IV. Формы прямого волеизъявления граждан и другие формы осуществления местного самоуправления") институтам прямого волеизъявления не закрепляет статус - императивных (наделяет статусом допустимых).
Регулирование в Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в качестве императивных исключительно институтов органов и должностных лиц местного самоуправления привело к территориальной организации муниципальных образований на уровне района (уезда). Данное обстоятельство, как следует из оценки приведенной в Пояснительной записке к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", внесенного Президентом Российской Федерации, в свою очередь "приводит к фактическому отсутствию либо ликвидации самостоятельного местного самоуправления на низовом уровне - в городских и сельских поселениях, где на практике образуется лишь территориальное общественное самоуправление, и тем самым ущемляется конституционное право населения на осуществление местного самоуправления в формах прямого волеизъявления (референдум, выборы, сходы)".
Предлагаемые изменения и дополнения направлены на реализацию конституционного принципа - императивное осуществление местного самоуправления в формах прямого волеизъявления (п.2 ст.130 Конституции Российской Федерации) и процедурного принципа - регулирование федеральным законодательством особенностей местного самоуправления в казачьих поселениях.
Проект федерального закона подготовлен депутатско-экспертной группой. Координатор группы депутатов Государственной Думы - депутат А.Н.Белоусов, руководитель группы экспертов - руководитель Правового исследовательского центра Российской ассоциации "Территориальное общественное самоуправление" В.Н.Федотов.
Депутат Государственной Думы |
А.Н. Белоусов |
Справка
о состоянии законодательства в сфере местного самоуправления в части его осуществления в формах прямого волеизъявления
Конституция Российской Федерации отнесла формы прямого волеизъявления к императивному принципу осуществления местного самоуправления:
"Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления "(п.2 ст.130). Формы прямого волеизъявления как императивный конституционный принцип осуществления местного самоуправления не нашли признания в законодательстве о местном самоуправлении, в том числе в Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Перечень
законов и иных нормативных правовых актов, подлежащих отмене, изменению или дополнению в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
В случае принятия проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" подлежат признанию утратившими силу статьи 2, 3, 22, 24, 25 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ, а также потребуется внесение изменений и дополнений в:
1) статьи 1, 4, Главы I и IV указанного Федерального закона;
2) принятые на его основе соответствующие нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Предложения
о разработке нормативных правовых актов, принятие которых необходимо для реализации закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
В случае принятия данный Федеральный закон реализуется внесением соответствующих изменений и дополнений в законодательство субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении.
В этой связи целесообразно разработать модельный раздел закона субъекта Российской Федерации "О местном самоуправлении" - "Осуществление местного самоуправления гражданами путем форм прямого волеизъявления".
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Предлагаемый федеральный закон не требует финансирования из Федерального бюджета, он не содержит положений, предусматривающих льготное налогообложение или кредитование местного самоуправления.
Затраты на реализацию предлагаемого закона осуществляются в рамках консолидированного Федерального бюджета Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по статьям расходов на содержание органов местного самоуправления.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.