Судебная коллегия по административным делам Южного окружного военного суда в составе:
председательствующего - Тогубицкого В.А, судей: Гришина С.В. и Патланя В.А, при секретаре судебного заседания Туалиеве И.Х.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Ростовского-на-Дону гарнизонного военного суда от 5 сентября 2019 г, которым отказано в удовлетворении заявленных требований старшего мичмана в отставке Гудзинского Александра Анатольевича об оспаривании решения заместителя начальника 1 отдела (г. Севастополь) ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ (далее - отдел жилищного обеспечения) об определении размера жилищной субсидии, подлежащей выплате административному истцу.
Заслушав доклад судьи Тогубицкого В.А, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда первой инстанции, доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя административного истца Лагутиной И.Н. в обоснование поданной жалобы, судебная коллегия
установила:
решением заместителя начальника отдела жилищного обеспечения от 22 апреля 2019 г. N 64/сев внесены изменения в учетные данные Гудзинского А.А, касающиеся необходимости учета при предоставлении жилищной субсидии 1/4 доли (13, 05 кв.м) ранее предоставленного ему за счет военного ведомства жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес"
Данное решение Гудзинский А.А. оспорил в судебном порядке, просил обязать отдел жилищного обеспечения произвести перерасчет жилищной субсидии без вычета указанной доли жилого помещения.
Решением суда в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований. Автор жалобы обращает внимание на то, что на основании судебного решения указанная доля жилого помещения сдана им военному ведомству путем внесения денежных средств в размере, эквивалентном ее стоимости. Об этом жилищным органом выдана соответствующая справка, позволившая ему в последующем быть принятым на жилищный учет.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства.
В силу п. 5 ст. 15 Федерального закона "О статуе военнослужащих" в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.
Содержание названных норм закона указывает на то, что реализация права на жилище военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г, осуществляется путем предоставления за счет федерального органа власти, в котором предусмотрена военная служба, жилых помещений в период военной службы с условием его сдачи для последующего обеспечения жильем по новому месту военной службы.
Таким образом, предоставляя указанной категории военнослужащих гарантии обеспечения жилым помещением для постоянного проживания (в собственность бесплатно или по договору социального найма), Федеральный закон "О статусе военнослужащих" возлагает на федеральный орган власти, в котором предусмотрена военная служба, обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз за все время военной службы.
Исключений из данного правила для военнослужащих, обеспеченных жильем для постоянного проживания в период прохождения военной службы, закон не предусматривает.
Судом установлено и из материалов дела следует, что в 1992 году в период прохождения военной службы Гудзинский А.А. за счет военного ведомства на состав семьи из четырех человек был обеспечен двухкомнатной квартирой, расположенной по адресу: "адрес" общей площадью 52, 2 кв.м. После расторжения брака он оставил квартиру бывшей супруге, а в 2002 году на основании решения Феодосийского местного суда признан утратившим право пользования этим жилым помещением.
В 2009 году Гудзинский А.А. уволен с военной службы в отставку по достижении предельного возраста пребывания на военной службе.
Следовательно, реализация истцом своего права на жилое помещение по договору социального найма в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О статусе военнослужащих", и невозможность представления им документов об освобождении жилого помещения (всего жилого помещения, а не его доли) указывает на то, что повторное его обеспечение жильем по договору социального найма, по сути, возможно было лишь в общем порядке согласно нормам Жилищного кодекса РФ с учетом ранее полученного жилого помещения от федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Такие разъяснения законодательства даны в п. 27 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2014 г. N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих".
Вместе с тем решением Новороссийского гарнизонного военного суда от 29 апреля 2010 г. на начальника 1998 ОМИС возложена обязанность принять от Гудзинского А.А. денежные средства в счет возмещения стоимости доли указанного жилого помещения, выдать ему соответствующую справку об этом, а на командира и жилищную комиссию войсковой части N - рассмотреть вопрос о принятии истца на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с учетом указанного возмещения.
В порядке исполнения этого судебного решения после внесения Гудзинским А.А. в кассу 1998 ОМИС денежных средств в размере 17 450 гривен Украины ему была выдана справка о сдаче 1/4 доли жилого помещения, в 2011 году он принят на жилищный учет.
Позднее возможность нахождения истца на жилищном учете с целью обеспечения жилым помещением по договору социального найма подтверждена решением Ростовского-на-Дону гарнизонного военного суда от 2 июля 2015 г.
В августе 2017 года Гудзинский А.А. обратился в отдел жилищного обеспечения с заявлением о выплате ему жилищной субсидии.
В соответствии с абз. 2 п. 16 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" порядок расчета жилищной субсидии утверждается Правительством Российской Федерации.
Правила расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих", утверждены постановлением Правительства РФ от 3 февраля 2014 г. N 76.
В силу п. 4 названных Правил норматив общей площади жилого помещения, установленный настоящими Правилами, уменьшается на общую площадь жилых помещений, занимаемых военнослужащим и (или) членами его семьи по договору социального найма, в случае если в отношении этой площади указанными лицами не взято на себя письменное обязательство о расторжении договора социального найма, ее освобождении и передаче органу, предоставившему жилые помещения.
То есть, совершение действий, в результате которых сдача предоставленного военнослужащему за счет военного ведомства жилого помещения стала невозможной, также не влечет аннулирование необходимости его учета при решении вопроса о возможности и размере предоставления жилищной субсидии.
Согласно ч. 1 ст. 178 КАС РФ суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.
Исходя из установленных обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, а именно - утраты Гудзинским А.А. по личным мотивам возможности сдачи полученного от военного ведомства жилья; наличия вступивших в законную силу судебных постановлений Новороссийского и Ростовского-на-Дону гарнизонных военных судов, следует признать, что решение жилищного органа об учете приходившейся на истца доли указанного жилого помещения при расчете жилищной субсидии его жилищных прав не нарушает.
Принятие административным истцом мер к выплате денежных средств в размере, эквивалентном стоимости 1/4 доли предоставленного от военного ведомства жилого помещения, в отсутствие его фактической сдачи, в целом, и выплате ему жилищной субсидии исходя из норматива общей площади жилого помещения 19, 95 кв.м в размере 2379606 руб. 8 коп, на правильность данного вывода не влияет.
Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ростовского-на-Дону гарнизонного военного суда от 5 сентября 2019 г. по административному исковому заявлению Гудзинского Александра Анатольевича оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.