Судебная коллегия по административным делам Южного окружного военного суда в составе:
председательствующего Костина В.А, судей Санникова А.Б, Цыбульника В.Е, при секретаре судебного заседания Иванец М.С, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Владикавказского гарнизонного военного суда от 18 сентября 2019 г, которым отказано в удовлетворении заявленных требований капитана Савлевич Ирины Александровны о признании незаконными действий начальника отделения (территориальное, г. Владикавказ) Федерального государственного казенного учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - отделение управления жилищного обеспечения) и начальника Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Республике Северная Осетия - Алания" (далее - управление финансового обеспечения), связанных с порядком выплаты истцу денежной компенсации за наем жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Цыбульника В.Е, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Савлевич И.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконными:
- действия начальника отделения управления жилищного обеспечения, связанные с включением ее в список военнослужащих, отказавшихся от предложенного служебного жилого помещения, обязать исключить ее из этого списка;
- действия начальника управления финансового обеспечения, связанные с прекращением выплаты ей денежной компенсации за наем жилого помещения с 1 апреля 2019 г, возложить обязанность по выплате оспариваемой компенсации с указанной даты по день принятия судом решения.
Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствием обстоятельствам дела выводов, изложенных в решении суда, нарушением норм материального и процессуального права, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование указывается, что при разрешении спорных правоотношений суд руководствовался не нормой предоставления площади жилого помещения - 18 кв. м, применяемой при предоставлении служебного жилого помещения, а нормой - 6 кв. м, которая подлежит применению только при предоставлении комнат в общежитиях или жилых помещений маневренного фонда. При этом своего согласия на предоставление служебного жилого помещения ниже нормы, установленной в пункте 3 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280 (далее - Инструкция), она не давала.
Поскольку предложенное ей в феврале 2019 г. служебное жилое помещение не являлось комнатой в общежитии и не относилось к помещению маневренного фонда, истец считает, что оно не соответствовало вышеуказанной норме предоставления, а ее отказ от получения такого жилья не может являться основанием для прекращения выплаты денежной компенсации за наем жилого помещения.
Также автор жалобы ссылается на то, что посещаемое ее ребенком образовательное учреждение находится на значительном удалении от места дислокации воинской части, в связи с чем исполнение обязанностей военной службы и родительских обязанностей, в случае проживания ее семьи в предложенной служебной квартире, расположенной на территории закрытого военного городка, взаимоисключают друг друга.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В соответствии с пунктом 3 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, прибывшим на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития. В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Согласно статьям 105 и 106 ЖК Российской Федерации жилые помещения в общежитиях и жилые помещения маневренного фонда предоставляются размером не менее шести квадратных метров жилой площади на одного человека.
Несмотря на неуказание в ЖК Российской Федерации размера предоставляемых служебных жилых помещений, пригодных для временного проживания, с учетом назначения жилых помещений специализированного жилищного фонда, объединенных общим признаком - предназначением для временного, до получения жилых помещений по установленным законодательством нормам по договорам социального найма или в собственность, проживания, то и размер предоставляемого жилого помещения специализированного жилищного фонда должен определяться из расчета не менее шести квадратных метров жилой площади на одного человека.
Поэтому жилищные органы вправе предложить военнослужащему до получения им жилого помещения по установленным нормам служебное жилое помещение, пригодное для временного проживания, ниже нормы предоставления, поскольку правовые акты не содержат требований о предоставлении указанных помещений не ниже норм предоставления. При этом служебное жилое помещение, пригодное для временного проживания, должно соответствовать требованиям части 2 статьи 15 ЖК Российской Федерации.
Предоставление служебных жилых помещений, пригодных для временного проживания, жилых помещений маневренного фонда или общежитий является мерой временного размещения военнослужащих до предоставления служебного жилья по установленным нормам. Военнослужащие, обеспеченные служебным жильем не по нормам, должны считаться обеспеченными временно, а потому оставаться в очереди нуждающихся в жилых помещениях до получения жилья по установленным нормам.
В пункте 2 Положения о порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г.
N 909, установлено, что в случае невозможности обеспечения жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации по желанию военнослужащих им ежемесячно выплачивается денежная компенсация.
То есть, денежная компенсация за наем (поднаем) жилого помещения может выплачиваться военнослужащему в случае невозможности обеспечения его и членов его семьи служебным жилым помещением, жилым помещением маневренного фонда или общежитием.
По делу установлено, что Савлевич И.А. проходит военную службу по контракту в войсковой части N.
Решением начальника отделения управления жилищного обеспечения от 11 февраля 2015 г. N 74 Савлевич И.А. составом семьи из трех человек (она, супруг и сын) с 4 февраля того же года включена в список военнослужащих, нуждающихся в обеспечении служебными жилыми помещениями. По месту прохождения военной службы Савлевич И.А. осуществляет наем жилого помещения.
25 января 2019 г. начальником отделения управления жилищного обеспечения Савлевич И.А. предложено служебное жилое помещение по адресу: "адрес", общей площадью 43, 3 кв. м, от которого она 13 февраля 2019 г. отказалась по причине того, что условия прохождения военной службы и расположение данного жилья не позволяют ей отвозить ребенка в школу.
25 июня 2019 г. Савлевич И.А. обратилась к начальнику отделения управления жилищного обеспечения с заявлением, в котором дополнила причины отказа от предложенного ей служебного жилого помещения, указав в качестве таковых несоответствие общей площади указанного жилого помещения норме предоставления служебного жилого помещения на состав семьи из трех человек.
Из сообщения начальника отделения управления жилищного обеспечения от 17 сентября 2019 г. N 11/3636 следует, что предложенная Савлевич И.А. служебная квартира является изолированной, технически исправна и пригодна для проживания. Данное жилое помещение до настоящего времени другому военнослужащему не распределено.
Поскольку у жилищного органа имелась возможность обеспечить Савлевич И.А. служебным жильем, но она отказалась от него по личным мотивам, гарнизонный военный суд пришел к правильному выводу о том, что истец правомерно включена в списки военнослужащих, отказавшихся от предложенных служебных жилых помещений, и ей обосновано прекращена выплата денежной компенсации за наем жилого помещения.
Кроме того, по сообщению начальника отделения управления жилищного обеспечения от 26 ноября 2019 г. N 11/4673 Савлевич И.А. было предложено служебное жилое помещение общей площадью 43, 3 кв.м. для временного проживания, до получения служебного жилого помещения по установленным нормам. При этом она продолжает оставаться в очереди нуждающихся в служебных жилых помещениях.
Что же касается доводов жалобы о том, что отказ от служебного жилья, не соответствующего нормам предоставления площади жилого помещения (18 кв. м. на каждого члена семьи), не может являться основанием для прекращения выплаты денежной компенсации за наем жилого помещения, то они, с учетом вышеизложенного, основаны на ошибочном толковании норм права.
Вопреки мнению подателя жалобы, предоставление военнослужащим и членам их семей служебных жилых помещений ниже нормы, указанной в пункте 3 Инструкции, жилых помещений маневренного фонда или общежитий, лишь с их согласия, не означает, что отказ от такого жилья не может рассматриваться как основание для прекращения выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений.
Следовательно, гарнизонный военный суд пришел к обоснованному выводу о необходимости отказа в удовлетворении требований о признании незаконными действий названных должностных лиц, связанных с включением Савлевич И.А. в список военнослужащих, отказавшихся от предложенного служебного жилого помещения, и прекращением выплаты оспариваемой денежной компенсации.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 и 311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Владикавказского гарнизонного военного суда от 18 сентября 2019 г. по административному исковому заявлению Савлевич Ирины Александровны оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.