Судебная коллегия по административным делам Южного окружного военного суда в составе
председательствующего Тогубицкого В.А, судей: Гришина С.В, Патланя В.А, при секретаре судебного заседания Туалиеве И.Х, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Ростовского-на-Дону гарнизонного военного суда от 4 сентября 2019 г, которым отказано в удовлетворении требований капитана Крючкова Владимира Николаевича о признании незаконными действий Федерального казённого учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Южному военному округу", отделения N 3 (финансово-расчётный пункт) Федерального казённого учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Южному военному округу", а также бухгалтера данного учреждения, связанных с отказом в согласовании проекта приказа о выплате истцу денежной компенсации за наем жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Патланя В.А, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы, объяснения административного истца Крючкова В.Н. в обоснование жалобы, объяснения представителя Федерального казённого учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Южному военному округу" - Гусяковой Ю.Н, возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
установила:
Крючков В.Н. обратился в гарнизонный военный суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконными действия Федерального казённого учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Южному военному округу" и отделения N 3 (финансово-расчётный пункт) Федерального казённого учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Южному военному округу", связанные с отказом в согласовании проекта приказа командира войсковой части N от 15 февраля 2019 г. N 78 о выплате ему денежной компенсации за наем жилого помещения за период с 1 августа по 31 декабря 2018 г, изложенный в пояснительной записке от 13 марта 2019 г. и сообщении от 21 мая 2019 г. исх. N 2/3/66.
Кроме того, административный истец просил суд возложить на Федеральное казённое учреждение "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Южному военному округу" обязанность согласовать указанный проект приказа.
Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование автор жалобы излагает обстоятельства дела, приводит отдельные положения нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, и утверждает, что командование войсковой части N пришло к выводу о том, что и его отказ от предложенного служебного жилого помещения был обоснованным, поэтому с целью восстановления нарушенных жилищных прав истца подготовило проект приказа о выплате денежной компенсации за наем жилого помещения за период с августа по декабрь 2018 года.
Кроме того, Крючков В.Н, ссылаясь на пункт 3 Инструкции о предоставлении военнослужащим-гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений, утверждённой приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280, указывает, что при разрешении спорных правоотношений суд первой инстанции не принял во внимание норму предоставления площади жилого помещения - 18 кв. метров. Также административный истец считает, что его отказ от получения жилого помещения не противоречит положениям законодательства и сам по себе не может являться основанием для прекращения выплаты денежной компенсации за наем жилого помещения.
Рассмотрев материалы дела, обсудив приведённые в апелляционной жалобе доводы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
В соответствии с пунктом 3 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, прибывшим на новое место военной службы военнослужащих-граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития. В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
В пункте 1 ст. 104 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что служебные жилые помещения предоставляются гражданам в виде жилого дома, отдельной квартиры.
Согласно статьям 105 и 106 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения в общежитиях и жилые помещения маневренного фонда предоставляются размером не менее шести квадратных метров жилой площади на одного человека.
Несмотря на неуказание в Жилищном кодексе Российской Федерации размера предоставляемых служебных жилых помещений, пригодных для временного проживания, с учётом назначения жилых помещений специализированного жилищного фонда, объединенных общим признаком - предназначением для временного, до получения жилых помещений по установленным законодательством нормам по договорам социального найма или в собственность, проживания, то и размер предоставляемого жилого помещения специализированного жилищного фонда должен определяться из расчёта не менее 6 квадратных метров жилой площади на одного человека.
Таким образом, жилищные органы вправе предложить военнослужащему до получения им жилого помещения по установленным нормам служебное жилое помещение, пригодное для временного проживания, ниже нормы предоставления, поскольку правовые акты не содержат требований о предоставлении указанных помещений не ниже норм предоставления.
При этом служебное жилое помещение, пригодное для временного проживания, должно соответствовать требованиям части 2 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации. Предоставление служебных жилых помещений, пригодных для временного проживания, жилых помещений маневренного фонда или общежитий является мерой временного размещения военнослужащих до предоставления служебного жилья по установленным нормам. Военнослужащие, обеспеченные служебным жильём не по нормам, должны считаться обеспеченными временно, а потому оставаться в очереди нуждающихся в жилых помещениях до получения жилья по установленным нормам.
В пункте 2 Положения о порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909, установлено, что в случае невозможности обеспечения жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации по желанию военнослужащих им ежемесячно выплачивается денежная компенсация.
То есть, денежная компенсация за наем (поднаем) жилого помещения может выплачиваться военнослужащему в случае невозможности обеспечения его и членов его семьи служебным жилым помещением, жилым помещением маневренного фонда или общежитием.
По делу установлено, что Крючков В.Н. проходит военную службу по контракту в войсковой части N.
Крючков В.Н. составом семьи из трёх человек (он, супруга и сын) включён в список военнослужащих, нуждающихся в обеспечении служебными жилыми помещениями, с 17 ноября 2015 г.
23 апреля 2018 г. Федеральным государственным казённым учреждением "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации Крючкову В.Н. предложено служебное жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", общей площадью 50, 6 кв. метров, от которого он 24 апреля 2018 г. отказался ввиду несоответствия общей площади указанного жилого помещения норме предоставления служебного жилого помещения на три человека.
Приказом командира войсковой части N от 10 сентября 2018 г. N 1464 Крючкову В.Н. прекращена выплата денежной компенсации за наем жилого помещения с 1 августа 2018 г.
Поскольку у жилищного органа имелась возможность обеспечить Крючкова В.Н. служебным жильем, но он отказался от него по личным мотивам, то ему обосновано прекращена выплата денежной компенсации за наем жилого помещения.
Что же касается доводов в жалобе о том, что отказ от получения жилого помещения, не соответствующего нормам предоставления площади жилого помещения (18 кв. метров), не может являться основанием для прекращения выплаты денежной компенсации за наем жилого помещения, то они, с учётом вышеизложенного, основаны на ошибочном толковании норм права.
Из сообщения федерального государственного казённого учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от 16 мая 2019 г. следует, что служебная квартира, от которой Крючков В.Н. отказался, была распределена другому военнослужащему. После этого других служебных жилых помещений истцу не предлагалось.
Значит, после распределения служебной квартиры другому военнослужащему препятствий для постановки вопроса о выплате Крючкову В.Н. денежной компенсации за наем жилого помещения не имелось.
Вместе с тем в пункте 4 Инструкции об организации в Вооружённых Силах Российской Федерации выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений, утверждённой приказом Министра обороны Российской Федерации от 27 мая 2016 г. N 303, определено, что решение о выплате денежной компенсации принимается на основании рапорта военнослужащего.
Судом первой инстанции установлено, что после перераспределения служебной квартиры, от которой истец отказался, другому военнослужащему, Крючков В.Н. с рапортом о выплате данной компенсации в период с августа по декабрь 2018 года к командованию воинской части в установленном порядке не обращался.
Согласно пояснениям истца в суде первой инстанции с рапортом о предоставлении денежной компенсации за наем жилого помещения он обратился к командиру войсковой части N только 1 января 2019 г.
15февраля 2019 г. командиром войсковой части N подготовлен проект приказа N 78 об установлении денежной компенсации за наем жилых помещений за период с августа по декабрь 2018 г.
Однако в согласовании данного проекта приказа финансовым органом отказано в связи с отказом истца от предложенного ему ранее служебного жилого помещения.
Поскольку после перераспределения указанной служебной квартиры другому военнослужащему истец не подал рапорт о желании получать денежную компенсацию и не представил необходимые для этого документы, то оснований для ее выплаты за указанный период не имеется.
Следовательно, гарнизонный военный суд правильно отказал в удовлетворении заявленных требований истца.
Таким образом, апелляционная жалоба административного истца удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 309, 311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ростовского-на-Дону гарнизонного военного суда от 4 сентября 2019 г. по административному исковому заявлению Крючкова Владимира Николаевича оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.
Председательствующий В.А. Тогубицкий
Судьи С.В. Гришин
В.А. Патлань
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.