Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего
Хмель М.В.
судей
Киселевой Е.А.
Тихоновой Ж.В.
при секретаре
Бардиновой В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело N 2-185/2019 по иску прокурора Ловозерского района Мурманской области, действующего в защиту неопределенного круга лиц, к Администрации муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района Мурманской области о возложении обязанности организовать сбор и вывоз мусора с несанкционированной свалки мусора, находящейся в границах муниципального образования
по апелляционной жалобе администрации муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района Мурманской области на
решение Ловозерского районного суда Мурманской области от 26 августа 2019 года, которым постановлено:
"Исковое заявление прокурора Ловозерского района Мурманской области, выступающего в защиту неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района Мурманской области, о понуждении организовать сбор и вывоз несанкционированной свалки мусора, удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района Мурманской области, ликвидировать несанкционированную свалку мусора, расположенную на земельном участке с географическими координатами: широта 67.940753, долгота 34.560867, по адресу:... на территории возле гаража N 603, в срок до 30 ноября 2019 года".
Заслушав доклад судьи Хмель М.В, возражения относительно жалобы прокурора отдела прокуратуры Мурманской области Бурлакова И.А, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
Прокурор Ловозерского района Мурманской области, действуя в защиту неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района Мурманской области о возложении обязанности организовать сбор и вывоз мусора с несанкционированной свалки мусора, находящейся в границах муниципального образования г.п. Ревда Ловозерского района Мурманской области.
В обосновании иска указал, что прокуратурой Ловозерского района Мурманской области проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства на территории муниципального образования г.п. Ревда Ловозерского района Мурманской области, по результатам которой установлено наличие несанкционированной свалки мусора, в... на участке местности с координатами широта 67.940753, долгота 34.560867.
Сослался на то, что непринятие ответчиком своевременных мер по сбору, вывозу бытовых отходов и мусора, относящихся к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами, ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории поселения и создает опасность причинения вреда окружающей среде.
Прокурор просил суд обязать администрацию муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района Мурманской области в срок до 30 ноября 2019 года организовать сбор и вывоз несанкционированной свалки мусора, расположенной у гаража.., в границах муниципального образования г.п. Ревда Ловозерского района Мурманской области, на участке местности с координатами: широта 67.940753, долгота 34.560867.
В судебном заседании помощник прокурора Ловозерского района Мурманской области Матвеева Е.О. иск поддержала.
Представитель ответчика - и.о. главы администрации муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района Мурманской области * в судебном заседании с иском не согласился.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе и.о. главы администрации муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района Мурманской области *. просит решение отменить.
Приводит довод о том, что сбор твердых бытовых отходов должен осуществлять региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, которым на территории Мурманской области на основании заключенного с Министерством энергетики и жилищно- коммунального хозяйства Мурманской области соглашения является АО "Управление отходами".
Указывает, что в бюджете муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района Мурманской области не предусмотрены денежные средства на ликвидацию несанкционированных свалок.
Утверждает, что администрация муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района Мурманской области является ненадлежащим ответчиком по делу.
Ссылаясь на раздел 6.1 Правил благоустройства и санитарного содержания территории муниципального образования городское поселение Ревда, утвержденных Советом депутатов городского поселения Ревда 25 октября 2017 года N 200-03, предусматривающий ответственность председателя гаражного кооператива и собственников индивидуальных гаражей за санитарное содержание земельного участка, гаражных строений (боксов) гаражного кооператива, полагает, что исковые требования должны быть предъявлены к собственникам гаражей, допустившим образование несанкционированной свалки мусора.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с положениями статей 2, 9, 18, 42, 58 Конституции Российской Федерации признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, в том числе права на благоприятную окружающую среду, является обязанностью государства.
Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности определяются Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе ряда принципов, которыми являются, в том числе, соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, ответственность за нарушение законодательства в области окружающей среды.
Согласно статье 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды", отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления в недра и почву.
Положениями статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что, территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 1 статьи 13.4 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации
В силу подпункта 18 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения городского поселения.
Положения пункта 1 статьи 8 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" также относят к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Как следует из материалов дела, земельный участок в районе гаража.., на участке местности с координатами широта.., долгота.., расположен в границах территории муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района Мурманской области на указанной территории находится несанкционированная мусорная свалка, состоящая из бытовых отходов, что подтверждается справкой, составленной и.о. прокурора Ловозерского района по результатам проведенной проверки, фототаблицей.
Установив, что на день рассмотрения дела ответчиком не предпринимаются меры к сбору и вывозу мусора с вышеуказанной территории, что влечет нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду, суд первой инстанции удовлетворил иск, предоставив ответчику разумный срок для исполнения решения суда.
При этом суд обоснованно исходил из того, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения городского поселения, как в соответствии с положениями пункта 18 части 1 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", так и в силу положений пункта 19 части 1 статьи 5 Устава муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района Мурманской области, утвержденного решением Совета депутатов городского поселения Ревда Ловозерского района N27 от 21 декабря 2005 года.
Судебная коллегия с указанными выводами суда соглашается, так как находит их основанными на тех нормах материального права, которые подлежали применению к сложившимся отношениям сторон, и соответствующими установленным судом обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы о том, что сбор твердых бытовых отходов должен осуществлять региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, которым в соответствии с соглашением "Об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Мурманской области" от 10 января 2018 года является АО "Управление отходами" не могут повлечь отмену принятого решения в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 24.6 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Судом установлено, что согласно генеральной схемы санитарной очистки территории муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района на 2018-2033 годы, утвержденной решением Совета депутатов городского поселения Ревда Ловозерского района от 27 марта 2018 года под N 219-03, территория, на которой расположена несанкционированная свалка, находится вне зоны мест (площадок) накопления твердых бытовых отходов, обустроенных органом местного самоуправления в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В соответствии с п. 18 "Правил обращения с твердыми коммунальными отходами", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156, собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.
С учетом изложенного, суд пришел к верному выводу о возложении обязанности по ликвидации мест несанкционированной свалки на собственника земельного участка, которым в данном случае является муниципальное образование городское поселение Ревда Ловозерского района Мурманской области.
Доказательств заключения договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором, а также доказательств, подтверждающих принадлежность данных отходов иному собственнику или принадлежности указанной территории на каком-либо праве иному лицу, ответчиком не представлено.
Ссылка представителя ответчика на раздел 6.1 Правил благоустройства и санитарного содержания территории муниципального образования городское поселение Ревда, предусматривающий ответственность председателя гаражного кооператива и собственников индивидуальных гаражей за санитарное содержание земельного участка, гаражных строений (боксов) гаражного кооператива, не может повлечь отмену принято судом решения, поскольку указанная норма не содержит указаний на освобождение органа местного самоуправления от предусмотренной федеральным законодательством обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Кроме того, доказательств свидетельствующих о том, что несанкционированная свалка возникла в результате неисполнения собственниками гаражей своих обязанностей, равно как и доказательств принятия каких-либо мер по выявлению и пресечению незаконных действий по складированию отходов вне специально оборудованных мест, либо невозможности принятия таких мер, представителем ответчика в нарушение статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
При этом наличие несанкционированной свалки уже свидетельствует о том, что органами местного самоуправления не принимаются достаточные меры, необходимые для соответствующего санитарного содержания территорий и поддержания чистоты и порядка.
С учетом приведенных выше норм права и установленных судом обстоятельств оснований для возложения вышеуказанной обязанности на иных лиц не усматривается, а потому доводы представителя ответчика о том, что администрация муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района Мурманской области является ненадлежащим ответчиком по делу, являются несостоятельными.
Довод представителя ответчика относительно отсутствия средств в бюджете на реализацию мероприятий по организации ликвидации несанкционированных свалок правомерно отклонен судом как несостоятельный исходя из того, что действующее законодательство не связывает реализацию органами местного самоуправления полномочий по обращению с отходами производства и потребления с их финансовыми возможностями.
С учетом изложенного доводы апелляционной жалобы истца не могут служить основанием к отмене или изменению решения, поскольку сводятся к переоценке установленных по делу обстоятельств, оснований для которой не имеется, основаны на неправильном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Выводы суда, изложенные в решении, достаточно мотивированы, соответствуют обстоятельствам дела, установленным на основании надлежащей оценки представленных доказательств, и требованиям закона.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения, судом не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
решение Ловозерского районного суда Мурманской области от 26 августа 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района Мурманской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.