Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в главу V Закона
Российской Федерации "О коллективных договорах и соглашениях"
В настоящее время в Законе Российской Федерации "О коллективных договорах и соглашениях" и в Кодексе РСФСР об административных правонарушениях предусмотрены разные меры ответственности за уклонение от участия в коллективных переговорах, отказ от заключения коллективного договора (соглашения), невыполнение или нарушение коллективного договора (соглашения), а также разный порядок наложения штрафов.
Так, например, в соответствии со статьей 26 Закона Российской Федерации "О коллективных договорах и соглашениях" установлено, что лица, представляющие работодателя, виновные в нарушении или невыполнении обязательств по коллективному договору (соглашению), подвергаются штрафу в размере до 50 минимальных заработных плат, налагаемому в судебном порядке.
Вместе с тем, статьей 41.3 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях установлено, что невыполнение или нарушение обязательств по коллективному договору (соглашению) влечет наложение штрафа на всех лиц, виновных в невыполнении обязательств (а не только на лиц, представляющих работодателя) в размере до 100 минимальных заработных плат.
Кроме того, статьей 210 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях право привлечения виновных лиц к ответственности за нарушение законодательства о труде и в том числе о коллективных договорах и соглашениях возложено на Государственную инспекцию труда. В этой связи судьи, ссылаясь на статью 202 этого Кодекса, в соответствии с которой дела данной категории суду неподведомственны, отказывают заявителям в принятии дел к рассмотрению в судах либо оставляют исковые заявления без движения.
Аналогичные несоответствия имеют место между другими статьями Закона Российской Федерации "О коллективных договорах и соглашениях" (25, 27 и 28) и Кодекса РСФСР об административных правонарушениях (41.1, 41.2, 41.4).
Следует также отметить, что статьями 143, 145 и 145-1 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за нарушения трудового законодательства (нарушение правил охраны труда, необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до 3 лет, невыплата свыше 2 месяцев заработной платы).
Кроме того, Кодексом законов о труде Российской Федерации предусмотрена дисциплинарная ответственность за нарушение трудового законодательства.
В связи с изложенным в законопроекте предлагается новая редакция статьи 25 Закона Российской Федерации "О коллективных договорах и соглашениях" "Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона", которая позволит устранить определенную несогласованность по этому вопросу, имея в виду, что за нарушения закона виновные привлекаются к разным видам ответственности (уголовной, административной, дисциплинарной), установленной законодательством Российской Федерации.
Одновременно предлагается исключить статьи 26, 27 и 28 из действующего Закона Российской Федерации "О коллективных договорах и соглашениях".
Проект федерального закона не предусматривает расходов из бюджетов разных уровней.
Принятие законопроекта не потребует внесения изменений и дополнений в другие законодательные акты, регулирующие социально-трудовые отношения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.