Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего " Ф.И.О. "11
судей: " Ф.И.О. "10, Кудинова А.В.
по докладу судьи " Ф.И.О. "10
при секретаре " Ф.И.О. "5
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Щербакова Е.А. на решение Ленинского районного суда г.Краснодара Краснодарского края от 04 октября 2017 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия, установила:
Щербаков Е.А. обратился к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - Управление) с административным иском, в которым просил:
- признать незаконными действия ответчика по изложенному в письме от "... " "... " требованию о предоставлении " Ф.И.О. "1 заключения о соразмерности использования площади земельного участка с кадастровым номером 23:43:0107001:926, площадью 1076 кв.м, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. " Ф.И.О. "2, Прикубанский внутригородской округ, ул. Кёльнская/ "... "-аллея, 1/8, для эксплуатации расположенного на нем объекта недвижимости - гаража, площадью 12.5 кв.м.;
- признать незаконными действия ответчика по изложенному в письме от "... " "... " требованию о предоставлении " Ф.И.О. "1 заключения о соразмерности использования площади земельного участка с кадастровым номером 23:43:0107001:907, площадью 1322 кв.м, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. " Ф.И.О. "2, Прикубанский внутригородской округ, "... ", для эксплуатации расположенного на нем объекта недвижимости - гаража, площадью 13.6 кв.м.;
- признать незаконным бездействие ответчика, выразившееся в нерассмотрении обращения " Ф.И.О. "1 от "... " б/н о предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 23:43:0107001:926, площадью 1076 кв.м, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. " Ф.И.О. "2, Прикубанский внутригородской округ, ул. Кёльнская/ "... "-аллея, 1/8;
- признать незаконным бездействие ответчика, выразившееся в нерассмотрении обращения " Ф.И.О. "1 от "... " б/н о предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 23:43:0107001:907, площадью 1322 кв.м, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. " Ф.И.О. "2, Прикубанский внутригородской округ, "... ";
- в качестве восстановления нарушенного права истца обязать ответчика предоставить " Ф.И.О. "1 в собственность за плату земельный участок с кадастровым номером 23:43:0107001:926, площадью 1076 кв.м, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. " Ф.И.О. "2, Прикубанский внутригородской округ, ул. Кёльнская/ "... "-аллея, 1/8 и направить истцу в течение двух недель с момента вступления решения в законную силу договор купли-продажи земельного участка, определив выкупную цену земельного участка в соответствии с порядком, действующим на момент обращения истца с заявлением о предоставлении этого земельного участка - на "... ";
- в качестве восстановления нарушенного права истца обязать ответчика предоставить " Ф.И.О. "1 в собственность за плату земельный участок с кадастровым номером 23:43:0107001:907, площадью 1322 кв.м, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. " Ф.И.О. "2, Прикубанский внутригородской округ, "... ", и направить истцу в течение двух недель с момента вступления решения в законную силу договор купли-продажи земельного участка, определив выкупную цену земельного участка в соответствии с порядком, действующим на момент обращения истца с заявлением о предоставлении этого земельного участка - на "... ".
В обоснование заявленных требований истец указал, что представил в Управление все необходимые документы для рассмотрения вопроса о предоставлении ему земельных участков, а Управление требует от него представления дополнительных документов и под этим предлогом не рассматривает его заявление, хотя иных оснований для отказа в принятии положительного решения не приводит.
Решением Ленинского районного суда г. " Ф.И.О. "2 от "... " административные исковые требования " Ф.И.О. "1 оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе, поданной в Краснодарский краевой суд, " Ф.И.О. "1 просит решение Ленинского районного суда г. " Ф.И.О. "2 от "... " отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных исковых требований. В обоснование доводов жалобы указал, что решение суда первой инстанции незаконно, необоснованно, вынесено с нарушением норм материального права, без полного исследования материалов дела.
Проверив материалы дела, выслушав представителя " Ф.И.О. "1 по доверенности " Ф.И.О. "6, представителя МТУ Росимущества в Краснодарском крае и "... " по доверенности " Ф.И.О. "7, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Как следует из материалов дела, " Ф.И.О. "1 является собственником нежилого строения (гаража), общая площадь - 12, 5 кв.м, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0107001:926 по адресу: г. " Ф.И.О. "2, Прикубанский внутригородской округ, ул. Кёльнская/ "... "-аллея, 1/8 (запись регистрации "... " от "... "). Земельный участок, на котором расположен данный гараж, находится в законном пользовании истца на основании: договора аренды земельного участка от "... " "... ", заключенного Управлением (арендодатель) и ООО "Немецкая деревня" (арендатор), договора от "... " N С4/39 уступки прав и обязанностей арендатора по договору аренды земельного участка, заключенного ЗАО "Немецкая деревня" (арендатор) и гр. " Ф.И.О. "8 (новый арендатор), и договора от "... " передачи прав и обязанностей арендатора по договору аренды земельного участка, заключенного гр. " Ф.И.О. "8 (арендатор, цедент) и гр. " Ф.И.О. "1 (цессионарий, новый арендатор).
По условиям договора аренды земельного участка от "... " "... ", арендодатель предоставляет земельный участок в аренду сроком до "... " для жилищного строительства.
Также административный истец является собственником еще одного нежилого строения (гаража), общая площадь - 13, 6 кв.м, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0107001:907 по адресу: г. " Ф.И.О. "2, Прикубанский внутригородской округ, "... " (запись регистрации "... " от "... ").
Земельный участок, на котором расположен указанный объект недвижимости, находится в аренде " Ф.И.О. "1 на основании договора аренды земельного участка от "... " "... ", заключенного Управлением (арендодатель) и ООО "Немецкая деревня" (арендатор), договора от "... " N С3/34 уступки прав и обязанностей арендатора по договору аренды земельного участка, заключенного ЗАО "Немецкая деревня" (арендатор) и гр. " Ф.И.О. "9 (новый арендатор), и договора от "... " передачи прав и обязанностей арендатора по договору аренды земельного участка, заключенного гр. " Ф.И.О. "9 (арендатор, цедент) и гр. " Ф.И.О. "1 (цессионарий, новый арендатор).
В отношении всех указанных выше договоров в установленном порядке произведена государственная регистрация.
По условиям договора аренды земельного участка от "... " "... ", арендодатель предоставил земельный участок в аренду сроком до "... " для жилищного строительства.
"... " истец обратился в Управление с заявлениями о предоставлении в собственность за плату земельных участков по "... " и по ул. Кёльнская/ "... "-аллея, 1/8.
Для рассмотрения вопроса о предоставлении в собственность за плату арендуемых земельных участков по "... ", и ул. Кёльнской/ "... "-аллее, 1/8, в г. " Ф.И.О. "2, истцом были представлены необходимые документы, предусмотренные законодательством.
Однако, не получив в установленные сроки решения по своему заявлению, полагая, что Управление нарушило процедуру рассмотрения данного обращения, в том числе из-за требования заявителю предоставить заключение о соразмерности использования площадей участков для эксплуатации расположенных на этих участках объектов недвижимости, изложенного в идентичных по содержанию письмах Управления от "... " "... " (в отношении земельного участка по адресу: ул. Кёльнской/ "... "-аллее, 1/8, в г. " Ф.И.О. "2) и "... " (в отношении земельного участка по адресу: "... ", в г. " Ф.И.О. "2), " Ф.И.О. "1 обратился в суд с изложенными выше требованиями.
Статьей 1 Земельного кодекса РФ к числу основных принципов земельного законодательства отнесен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому судьбе земельных участков следуют все прочно связанные с ними объекты, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса РФ, если иное не установлено названной статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии с пунктом 2 статьи 39.1, подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса РФ допускается продажа без проведения торгов находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 названного Кодекса.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов урегулирован статьей 39.14 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.14 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости";
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 названного Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости";
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Согласно пункту 7 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 данной статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю.
Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка в порядке, установленном статьи 39.17 Земельного кодекса РФ.
Согласно пункту 5 статьи 39.17 Земельного кодекса РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса РФ, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 названного Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Проекты договоров и решения, указанные в подпункте 1 и 2 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса РФ, выдаются заявителю или направляются ему по адресу, содержащемуся в его заявлении о предоставлении земельного участка (пункт 6 статьи 39.17 Земельного кодекса РФ).
Из изложенных выше положений норм Земельного кодекса РФ следует, что в срок не более чем 30 дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка в собственность уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предоставлении земельного участка, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса РФ, и при отсутствии таких оснований, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю либо принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно и направляет принятое решение заявителю.
Обязанность заключить с собственником расположенных на земельном участке строений договор купли-продажи этого участка, по общему правилу, возникает у уполномоченного органа с момента обращения такого собственника с соответствующим заявлением.
Нормы Земельного кодекса РФ, регулирующие порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, а также предусмотренный подпунктом 1 пункта 2 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ перечень документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, утвержденный приказом Министерства экономического развития РФ от 12.01.2015 года N 1, не предусматривает представления заявителем, претендующим на земельный участок, на котором расположено принадлежащее ему здание, такого документа, как заключение о соразмерности использования площади участка для эксплуатации расположенного на нем объекта недвижимости.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что изложенное в письмах Управления от 07.06.2017 года N 09/7596 и N 09/7597 требование заявителю предоставить данный документ для дальнейшего рассмотрения Управлением вопроса о предоставлении ему испрашиваемых земельных участков, не соответствует норм земельного законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку препятствует в реализации им предоставленных законом прав, в том числе на предоставление ему земельного участка, на котором расположено принадлежащее ему строение.
Выводы районного суда в части нецелевого использования Щербаковым Е.А. испрашиваемых земельных участков, препятствующих удовлетворению заявленных требований, суд апелляционной инстанции также находит неправомерными ввиду следующего.
Материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается тот факт, что земельные участки, на которых расположены принадлежащие Щербакову Е.А. гаражи, расположены в зоне застройки индивидуальными жилыми домами в границах города Краснодара (Ж.1.1.).
В соответствии с градостроительным регламентом для данной территориальной зоны, определенным утвержденными решением Городской Думы Краснодара от 30.01.2007 года N 19 п.6 Правилами землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар, к основному виду разрешенного использования земельных участков, расположенных в указанной зоне, кроме размещения индивидуальных жилых домов, относится, также, размещение гаражей.
Кроме того, размещение на испрашиваемых земельных участках гаражей не исключает размещению на этих же участках индивидуальных жилых домов.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу о том, что нахождение на земельных участках гаражей препятствует предоставлению собственнику этих гаражей этих участков в собственность за плату.
Доводы представителя Управления в этой части подлежат отклонению ввиду их необоснованности.
В соответствии со статьей 310 Кодекса административного судопроизводства РФ нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права является основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
Учитывая изложенное, принимая во внимание допущенные судам первой инстанции нарушения норм материального права, а также исходя из имеющихся в деле доказательств, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необходимости отменены решение Ленинского районного суда г. Краснодара от 04 октября 2017 года.
Согласно пункту 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства РФ суд апелляционной инстанции полномочен отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
Такое полномочие может быть реализовано судом апелляционной инстанции на основании имеющихся в материалах административного дела доказательств.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ одним из следующих решений суда по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, является решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Пунктом 1 части 3 данной статьи определено, что в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться указание на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или в части со ссылками на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), и на существо оспоренных решения, действия (бездействия). В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Требование Управление представить не предусмотренные земельным законодательством документы для рассмотрения вопроса о предоставлении заявителю земельных участков не основано на законе и нарушает права и законные интересы Щербакова Е.А.
При этом бездействие Управления, выразившееся в нерассмотрении заявления Щербакова Е.А. о предоставлении ему земельных участков в собственность за плату, также не соответствует регулируемому земельным законодательством порядку предоставления земельных участков и нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку препятствует ему в возможности реализации предоставленных ему законом прав.
Из материалов дела следует, что кроме оспариваемых требований о предоставлении заключений о соразмерности площадей у Управления нет других претензий относительно пакета документов, предоставленных " Ф.И.О. "1 для рассмотрения его заявлений о предоставлении ему в собственность за плату земельных участков в г. " Ф.И.О. "2 по улице Кёльнская/ "... "-аллея, 1/8 и по "... ".
Оснований для отказа в предоставлении участков, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса РФ в материалах дела также не усматривается.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что заявленные истцом требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь приведенными нормами, а также нормами статей 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Краснодара от 04 октября 2017 года - отменить.
Принять по делу новое решение.
Исковые требования " Ф.И.О. "1 к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и "... " - удовлетворить.
Признать незаконными действия ответчика по изложенному в письме от "... " "... " требованию о предоставлении " Ф.И.О. "1 заключения о соразмерности использования площади земельного участка с кадастровым номером 23:43:0107001:926, площадью 1076 кв.м, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. " Ф.И.О. "2, Прикубанский внутригородской округ, ул. Кёльнская/ "... "-аллея, 1/8, для эксплуатации расположенного на нем объекта недвижимости - гаража, площадью 12.5 кв.м.
Признать незаконными действия ответчика по изложенному в письме от "... " "... " требованию о предоставлении " Ф.И.О. "1 заключения о соразмерности использования площади земельного участка с кадастровым номером 23:43:0107001:907, площадью 1322 кв.м, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. " Ф.И.О. "2, Прикубанский внутригородской округ, "... ", для эксплуатации расположенного на нем объекта недвижимости - гаража, площадью 13, 6 кв.м.
Признать незаконным бездействие ответчика, выразившееся в нерассмотрении обращения " Ф.И.О. "1 от "... " б/н о предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 23:43:0107001:926, площадью 1076 кв.м, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. " Ф.И.О. "2, Прикубанский внутригородской округ, ул. Кёльнская/ "... "-аллея, 1/8.
Признать незаконным бездействие ответчика, выразившееся в нерассмотрении обращения " Ф.И.О. "1 от "... " б/н о предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 23:43:0107001:907, площадью 1322 кв.м, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. " Ф.И.О. "2, Прикубанский внутригородской округ, "... ".
Обязать ответчика предоставить " Ф.И.О. "1 в собственность за плату земельный участок с кадастровым номером 23:43:0107001:926, площадью 1076 кв.м, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. " Ф.И.О. "2, Прикубанский внутригородской округ, ул. Кёльнская/ "... "-аллея, 1/8 и направить истцу в течение двух недель с момента вступления решения в законную силу договор купли-продажи земельного участка, определив выкупную цену земельного участка в соответствии с порядком, действующим на момент обращения истца с заявлением о предоставлении этого земельного участка - на "... ";
Обязать ответчика предоставить " Ф.И.О. "1 в собственность за плату земельный участок с кадастровым номером 23:43:0107001:907, площадью 1322 кв.м, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. " Ф.И.О. "2, Прикубанский внутригородской округ, "... ", и направить истцу в течение двух недель с момента вступления решения в законную силу договор купли-продажи земельного участка, определив выкупную цену земельного участка в соответствии с порядком, действующим на момент обращения истца с заявлением о предоставлении этого земельного участка на "... ".
Председательствующий -
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.