Судебная коллегия по административным делам
Калужского областного суда в составе:
председательствующего судьи Амеличевой С.А, судей Сычева Ю.В, Жудова Н.В.
при секретаре Колесниченко А.Е, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Амеличевой С.А. дело по апелляционной жалобе министерства природных ресурсов и экологии Калужской области на решение Калужского районного суда Калужской области от 14 августа 2019 года по административному исковому заявлению Ольховской Ларисы Александровны к министерству природных ресурсов и экологии Калужской области об оспаривании заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов и приказа об утверждении заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов, установила:
28 июня 2019 года Ольховская Л.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными заключения N 276 государственной экспертизы проекта освоения лесов и приказа N 600-19 от 07 мая 2019 года об утверждении названного заключения. В обоснование заявленных требований указала на то, что 05 октября 2016 года между ней и административным ответчиком был заключен договор аренды лесного участка N 109 для ведения сельского хозяйства. В связи с изменением лесохозяйственного регламента ГКУ УО "Боровское лесничество" Ольховской Л.А. разработан проект освоения лесов на арендованном лесном участке, который представлен на согласование в министерство природных ресурсов и экологии Калужской области. В проекте приведена характеристика уже существующего объекта лесной инфраструктуры - железобетонной изгороди, возведенной до заключения договора аренды лесного участка. Однако экспертной комиссией 07 мая 2019 года подготовлено отрицательное заключение государственной экспертизы N 276 со ссылкой на то, что проект не соответствует приказу ФАЛХ от 29 февраля 2012 года N 69 "Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки", поскольку указание в проекте на существующую железобетонную изгородь противоречит предыдущему проекту освоения лесов, получившим положительное заключение комиссии, в котором на арендованном участке была запроектирована изгородь (сетка рабица). Заключение экспертной комиссии утверждено приказом и.о. Министра министерства природных ресурсов и экологии Калужской области N 600-19 от 07 мая 2019 года. По мнению административного истца, оспариваемые заключение экспертной комиссии и приказ нельзя признать законными, поскольку на лесных участках, предоставленных для ведения сельского хозяйства, допускается размещение изгородей.
Поскольку проект освоения лесов, получивший положительное экспертное заключения действовал до 2018 года, административный истец при подготовке нового проекта вправе внести в него изменения, указав в нем существующие объекты лесной инфраструктуры.
В судебном заседании представитель Ольховской Л.А. адвокат Балакаев Р.В. административный иск поддержал.
Дело рассмотрено в отсутствие Ольховской Л.А. и представителя министерства природных ресурсов и экологии Калужской области, извещенных о времени и месте судебного заседания.
Решением Калужского районного суда Калужской области от 14 августа 2019 года административное исковое заявление Ольховской Л.А. удовлетворено частично. Признаны незаконными: заключение N 276 государственной экспертизы проекта освоения лесов на лесной участок, предоставленный в аренду Ольховской Л.А. для ведения сельского хозяйства в ГКУ КО "Боровское лесничество" и приказ N 600-19 от 07 мая 2019 года об утверждении названного заключения. На министерство природных ресурсов и экологии Калужской области возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов административного истца при проведении государственной экспертизы проекта освоения лесов для ведения сельского хозяйства на лесной участок, предоставленный в аренду Ольховской Л.А. в ГКУ КО "Боровское лесничество".
В апелляционной жалобе министерства природных ресурсов и экологии Калужской области ставится вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного.
Выслушав представителя административного истца адвоката Балакаева Р.В, просившего оставить решение суда без изменения, проверив доводы апелляционной жалобы, письменных возражений на нее, исследовав письменные материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, между министерством природных ресурсов и экологии Калужской области (Арендодатель) и Ольховской Л.А. (Арендатор) на основании протокола об итогах проведения аукциона от 13 сентября 2016 года N 2 заключен договор аренды лесного участка N 109 от 05 октября 2016 года. Договор зарегистрирован в установленном законом порядке (л.д. 10-16).
В соответствии с условиями договора Арендодатель обязан передать Арендатору по акту приема-передачи, форма которого предусмотрена приложением N 5 к договору в течение 5 рабочих дней со дня заключения договора лесной участок площадью 2, 1 га, находящийся в квартале 134, выделах 18-20 Боровского участкового лесничества ГКУ КО "Боровское лесничество" в Боровском районе Калужской области для ведения сельского хозяйства, сроком на 49 лет (пункты 1, 2, 4, 22 договора). Как следует из приложения N 2 к договору, названный лесной участок отнесен к категории защитных лесов и имеет целевое назначение - зеленые зоны (л.д. 18-20).
Согласно акту приема-передачи лесного участка от 10 октября 2016 года на земельном участке, переданном в аренду Ольховской Л.А. на основании договора аренды лесного участка N 109 от 05 октября 2016 года, существовал объект лесной инфраструктуры - изгородь (железобетонная), протяженностью 0, 43 км (л.д.21-22).
Приказом министерства природных ресурсов и экологии Калужской области от 15 июня 2018 года N 441-18 утверждено подготовленное Ольховской Л.А. положительное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов на указанный предоставленный в аренду лесной участок, где в разделе "Создание лесной инфраструктуры" запроектировано возведение изгороди (сетка рабица). Срок действия проекта ограничен сроком действия лесохозяйственного регламента Боровского лесничества, действующего до 2018 года включительно (л.д. 128- 152).
В связи с разработкой нового лесохозяйственного регламента Боровского лесничества Ольховской Л.А. в 2019 году подготовлен новый проект, в котором в разделе "Создание лесной инфраструктуры" отражены существующие объекты, в том числе изгородь (железобетонная), протяженностью 0, 43 км (л.д. 23-90).
Оспариваемым приказом Министра природных ресурсов и экологии "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N утверждено отрицательное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов N на вышеуказанный лесной участок (л.д. 91-92, 93).
В соответствии с частью 1 статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации (положения которого приводятся в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемых решений), лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 данного Кодекса.
Частью 1 статьи 89 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минприроды России от 26 сентября 2016 года N 496 утвержден Порядок государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, пунктом 10 которого предусмотрено, что положительное заключение Экспертизы оформляется в случае соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, регулирующего лесные отношения, соответствия мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации. Отрицательное заключение Экспертизы оформляется в случае несоответствия проекта освоения лесов вышеуказанным требованиям и должно содержать указание на конкретные положения, противоречащие законодательству Российской Федерации, а также положения, не соответствующие целям и видам освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, а также содержать указание о необходимости соответствующей доработки.
По настоящему делу экспертной комиссией дано отрицательное заключение со ссылкой на приказ Рослесхоза от 29 февраля 2012 года N 69 "Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки" с указанием на то, что лесной участок используется с нарушением условий договора аренды и предыдущего проекта освоения лесов, по которому на участке запроектирована изгородь (сетка рабица), в то время как в предоставленном проекте отражена существующая железобетонная изгородь.
В соответствии с частью 5 статьи 105 Лесного кодекса Российской Федерации, устанавливавшей правовой режим лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, в зеленых зонах запрещено ведение сельского хозяйства, за исключением сенокошения и пчеловодства, а также возведение изгородей в целях сенокошения и пчеловодства.
Между тем как следует из материалов дела, железобетонная изгородь существовала на момент заключения с Ольховской Л.А. договора аренды лесного участка N 109 от 05 октября 2016 года. При таких обстоятельствах судья районного суда пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований полагать, что Ольховской Л.А. допущены нарушения, выразившиеся в возведении указанной изгороди на лесном участке.
Отражение Ольховской Л.А. в проекте освоения лесов железобетонной изгороди как существующего объекта с указанием сведений о его характеристике и пространственном расположении в Разделе "Создание лесной инфраструктуры" соответствует требованиям пункта 7 Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки, утвержденного Приказом Рослесхоза от 29 февраля 2012 года N 69.
Иные основания выдачи отрицательного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов N 276, в том числе приведенные в апелляционной жалобе, в заключении не указаны.
С учетом изложенного решение районного суда о признании незаконными заключения N 276 государственной экспертизы проекта освоения лесов, приказа N 600-19 от 07 мая 2019 года об утверждении названного заключения и возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов административного истца является правильным.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Калужского районного суда Калужской области от 14 августа 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу министерства природных ресурсов и экологии Калужской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.