Кассационный военный суд в составе: председательствующего Бабошкина П.И., судей Гусейнова Т.Г. и Лядова В.Л., при секретаре судебного заседания Лисневской М.Г., рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N 2а-476/2018 по кассационной жалобе представителя федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации Беркутовой Ирины Владимировны на апелляционное определение Ленинградского окружного военного суда от 25 апреля 2019 г., которым отменено решение Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда от 25 декабря 2018 г. по делу об оспаривании "звание" Васюковым Андреем Валерьевичем решения федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - Западное региональное управление жилищного обеспечения или Управление) о снятии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Лядова В.Л, изложившего обстоятельства административного дела, содержание судебных постановлений, принятых по делу, доводы кассационной жалобы, Кассационный военный суд, установил:
Решением гарнизонного военного суда отказано в удовлетворении административного искового заявления Васюкова.
Апелляционным определением окружного военного суда решение гарнизонного военного суда отменено и принято новое решение об удовлетворении требований Васюкова, в соответствии с которым решение Западного регионального управления жилищного обеспечения от 22 октября 2018 г. N 03-18/36 о снятии Васюкова с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма признано незаконным.
Суд обязал жилищный орган отменить это решение, восстановить Васюкова на жилищном учете до включения его в накопительно-ипотечную систему жилищного обеспечения военнослужащих.
С федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Западному военному округу" в пользу Васюкова взысканы судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины, в сумме 450 руб.
В кассационной жалобе, поступившей в Кассационный военный суд 7 ноября 2019 г, представитель Западного регионального управления жилищного обеспечения Беркутова И.В. просит отменить апелляционное определение и оставить в силе решение гарнизонного военного суда. Она считает, что судом апелляционной инстанции не учтено, что согласно абз. 2 п. 15 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" на военнослужащих, являющихся участниками накопительно-ипотечной системы, не распространяется действие абз. 12 п. 1, 3, 14, 16-19 названной статьи, ввиду чего снятие Васюкова с учета являлось обязанностью Управления.
Принимая решение, суд апелляционной инстанции необоснованно руководствовался правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации по нескольким делам, которые, по ее мнению, не имеют значения для дела, и вышел за пределы требований военнослужащего, просившего обеспечить его жильем в рамках ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", а не Федерального закона от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих", в связи с чем безосновательно определилвосстановить Васюкова на жилищном учете до включения его в накопительно-ипотечную систему жилищного обеспечения военнослужащих.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Рассмотрев материалы административного дела и обсудив доводы кассационной жалобы, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 2-3 ст. 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Вопреки доводам автора кассационной жалобы, оснований не согласиться с выводами, изложенными в обжалованном судебном акте, не имеется. Дело рассмотрено и разрешено в соответствии с подлежащими применению законами и нормативно-правовыми актами, с соблюдением принципов осуществления правосудия на основе состязательности и равноправия сторон, с приведением в судебном постановлении необходимого юридического обоснования.
Согласно материалам дела, решением Западного регионального управления жилищного обеспечения от 10 ноября 2015 г. в связи с предстоящим увольнением с военной службы по состоянию здоровья при общей продолжительности военной службы более 10 лет Васюков, заключивший первый контракт 1 декабря 2006 г, вместе со своей супругой с 7 сентября 2015 г. принят на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, по избранному месту жительства, - в г. Твери. В декабре 2015 г. форма жилищного обеспечения изменена по его просьбе на предоставление жилищной субсидии (л.д. 31).
При этом именной накопительный счет участника накопительно-ипотечной системы Васюкову, вопреки подп. 3 п. 13 Правил формирования и ведения реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Министерством обороны Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2005 года N 89, не открыт.
Заключением военно-врачебной комиссии от 12 апреля 2016 г. Васюков признан не годным к военной службе.
Решением от 22 октября 2018 г. жилищный орган снял Васюкова с жилищного учета, сославшись на свои ошибочные действия при принятии его на этот учет, поскольку административный истец должен вне зависимости от желания являться участником накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих и не имеет права на получение жилищной субсидии.
С учетом данных обстоятельств суд апелляционной инстанции, принимая решение об удовлетворении требований административного истца, вопреки мнению автора кассационной жалобы, сделал правильный вывод о том, что наличие формального повода, предусмотренного п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, не могло служить достаточным основанием для снятия Васюкова с жилищного учета.
Суд кассационной инстанции признает правильным вывод суда о том, что оспоренное решение жилищного органа при отсутствии решения о включении Васюкова в реестр участников НИС с 1 ноября 2009 г. и формирования именного накопительного счета, что не обусловлено волеизъявлением военнослужащего, а является обязанностью должностных лиц и органов, создает угрозу увольнения административного истца с военной службы без соблюдения закрепленной законом наиболее значимой социальной гарантии в жилищной сфере. Обоснованны при этом ссылки в апелляционном определении на постановление от 14 января 2016 г. N 1-П и определение Конституционного Суда Российской Федерации от 7 декабря 2017 г. N 2794-О из которых следует, что правовое регулирование, при котором утрачивает меру социальной защиты добросовестный гражданин, доверившийся ошибочному решению уполномоченного государством органа, не соответствует принципу справедливого равновесия между требованиями общего интереса и необходимостью защиты права этого лица.
В связи с изложенным установленный решением апелляционного суда способ восстановления прав административного истца путем восстановления его на учете до включения в накопительно-ипотечную систему жилищного обеспечения военнослужащих является справедливым, направленным на возможность реализации Васюковым своих жилищных прав при надлежащем соблюдении баланса между публичными и частными интересами.
При таких данных не может послужить поводом к отмене оспариваемого судебного постановления и довод о том, что суд вышел за пределы требований Васюкова, который в заявленном требовании просил восстановить его как на жилищном на учете, так и в списке на получение субсидии, то есть предполагал и допускал возможность альтернативных способов реализации своих жилищных прав.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые могли бы повлечь отмену или изменение апелляционного определения из дела не усматривается.
Руководствуясь статьями 327, 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Кассационный военный суд
определил:
Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам от 25 апреля 2019 г. по административному делу об оспаривании Васюковым Андреем Валерьевичем решения федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о снятии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, оставить без изменения, а кассационную жалобу административного истца - без удовлетворения.
Председательствующий П.И. Бабошкин
Судьи Т.Г. Гусейнов
В.Л. Лядов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.