Кассационный военный суд в составе: председательствующего Бабошкина П.И., судей Гусейнова Т.Г. и Лядова В.Л., при секретаре судебного заседания Лисневской М.Г., рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N 2а-54/2019 по кассационной жалобе административного истца на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского окружного военного суда от 29 августа 2019 г., которым отменено решение Одинцовского гарнизонного военного суда от 5 июня 2019 г. об оспаривании "звание" Лимаренко Юрием Геннадьевичем решения Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (далее - Департамента) об отказе в предоставлении жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения и снятии с жилищного учета.
Заслушав доклад судьи Лядова В.Л, изложившего обстоятельства административного дела, содержание судебных постановлений, принятых по делу, доводы кассационной жалобы, Кассационный военный суд
установил:
решением гарнизонного военного суда административное исковое заявление Лимаренко удовлетворено частично. Решение Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ от 22 апреля 2019 г. об отказе в выдаче Лимаренко жилищной субсидии и снятии его с учета нуждающихся признано незаконным.
Суд обязал Департамент жилищного обеспечения Минобороны России отменить указанное решение, восстановить административного истца и членов его семьи в реестре нуждающихся в жилищном обеспечении и повторно рассмотреть вопрос о предоставлении Лимаренко и членам его семьи жилищной субсидии.
Руководителя Департамента жилищного обеспечения Минобороны России суд обязал сообщить об исполнении решения в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу административному истцу и в адрес суда.
В удовлетворении административного иска Лимаренко в части возложения обязанности предоставить жилищную субсидию и о признании незаконным бездействия Департамента жилищного обеспечения Минобороны России, связанного с невыплатой субсидии в период с 13 октября 2015 г. по 22 апреля 2019 г, отказано.
Апелляционным определением решение гарнизонного военного суда отменено и принято новое решение об отказе в требованиях Лимаренко.
В кассационной жалобе, поступившей в Кассационный военный суд 7 ноября 2019 г, Лимаренко просит отменить апелляционное определение и оставить в силе решение гарнизонного военного суда. Он считает, что судом апелляционной инстанции неверно истолкована ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и дает свое толкование, делая вывод о том, что ему несправедливо отказано в предоставлении жилищной субсидии, и он необоснованно снят с жилищного учета. При этом он также ссылается на подп. "д" п. 10 Инструкции о предоставлении военнослужащим-гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 г. N 1280, в которой не предусмотрено в качестве основания для снятия с жилищного учета прохождение службы в ФСБ России.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Рассмотрев материалы административного дела и обсудив доводы кассационной жалобы, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 2-3 ст. 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Вопреки доводам автора кассационной жалобы, оснований не согласиться с выводом, изложенным в обжалованном судебном акте, не имеется. Дело рассмотрено и разрешено в соответствии с подлежащими применению законами и нормативно-правовыми актами, с соблюдением принципов осуществления правосудия на основе состязательности и равноправия сторон, с приведением в апелляционном определении необходимого юридического обоснования.
Согласно материалам дела, на основании приказа начальника... государственного центра подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний Министерства обороны Российской Федерации от 3 августа 2015 г. N 20 Лимаренко уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями. Приказом командира войсковой части N от 26 августа 2015 г. он исключен из списков личного состава воинской части с 30 сентября 2015 г.
13 октября 2015 г. решением 1 отдела федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от Лимаренко с членами его семьи (всего 4 человека), как имеющий выслугу более 10 лет, принят на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, с 26 августа 2015 г.
21 ноября 2016 г. Лимаренко вновь поступил на военную службу, заключив контракт с Федеральной службой безопасности России.
Решением Департамента от 22 апреля 2019 г. N Р-11658/2019 Лимаренко снят с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, а его учетное дело направлено в жилищные органы ФСБ России.
С учетом установленных по делу обстоятельств, суд апелляционной инстанции, делая вывод о необходимости отказа в требованиях Лимаренко в полном объеме, обоснованно сослался на ст. 2 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", согласно которой военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами не только в Вооруженных Силах Российской Федерации, но и в других органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба и для которых, как следует из ст. 3 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", установлен единый правовой статус, единая система правовой и социальной защиты, материального и иных видов обеспечения, в том числе жилыми помещениями.
Поскольку Лимаренко относится к категории военнослужащих, которые в соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" на весь срок военной службы обеспечиваются служебными жилыми помещениями, то заключение им нового контракта не свидетельствует об изменении его правового положения применительно к вопросу обеспечения жилым помещением. В период прохождения военной службы он может претендовать только на обеспечение служебным жилым помещением, поскольку право на получение жилья по социальному найму либо на получение жилищной субсидии на строительство или приобретение жилья возникает у него исключительно при увольнении с военной службы в запас или отставку по отдельным основаниям, установленным законом, или достижения определенной выслуги лет.
Принятие же Лимаренко на учет в качестве нуждающихся в жилье при прохождении им военной службы в войсковой части Министерства обороны РФ и право на обеспечение его жилым помещением для постоянного проживания в избранном месте жительства было обусловлено одним из указанных обстоятельств, поскольку он подлежал увольнению с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями. Поэтому после заключения нового контракта с Федеральной службой безопасности России он обоснованно снят с жилищного учета, поскольку его обеспечение жилым помещением должно осуществляться тем органом исполнительной власти, в котором он проходит военную службу, в порядке и по основаниям предусмотренным ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Нарушений норм материального и процессуального права, которые могли бы повлечь отмену или изменение апелляционного определения из дела не усматривается.
Руководствуясь статьями 327, 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Кассационный военный суд
определил:
Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского окружного военного суда от 29 августа 2019 г. по делу об оспаривании Лимаренко Юрием Геннадьевичем решения Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации об отказе в предоставлении жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения и снятии с жилищного учета оставить без изменения, а кассационную жалобу административного истца - без удовлетворения.
Председательствующий П.И. Бабошкин
Судьи Т.Г. Гусейнов
В.Л. Лядов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.