Кассационный военный суд в составе
председательствующего Бабошкина П.И, судей Гусейнова Т.Г. и Лядова В.Л.
при секретаре судебного заседания Лисневской М.Г.
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N 8а-72/2019 по кассационной жалобе административного истца на решение Воронежского гарнизонного военного суда от 3 июля 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского окружного военного суда от 12 сентября 2019 г. об оспаривании "звание" Спиридоновым Андреем Владимировичем действий руководителя федерального казенного учреждения "Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации", связанных с отказом в возврате налога на доходы физических лиц.
Заслушав доклад судьи Лядова В.Л, изложившего установленные судами первой и апелляционной инстанций обстоятельства административного дела, содержание судебных актов, принятых по делу, доводы кассационной жалобы, объяснения административного истца Спиридонова А.В, просившего об удовлетворении кассационной жалобы, Кассационный военный суд, установил:
решением Воронежского гарнизонного военного суда от 3 июля 2019 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского окружного военного суда от 12 сентября 2019 г, отказано в удовлетворении требований Спиридонова об оспаривании действий руководителя федерального казенного учреждения "Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации", отказавшего в возврате налога на доходы физических лиц за период военной службы с 8 августа 2015 г. по 7 августа 2016 г. в составе воинского контингента для выполнения задач по нормализации обстановки, восстановлению законности и правопорядка в "данные изъяты".
17 октября 2019 г. Спиридонов подал кассационную жалобу, в которой ссылается на заключенное 21 июля 1992 г. "Соглашение о принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в "данные изъяты"", предусматривающее создание и деятельность трехстороннего военного контингента, обеспечивающего контроль над зоной разделения враждующих сторон, по установлению мира и поддержанию правопорядка.
Далее он сообщает, что комплектование органов управления, воинских частей и подразделений осуществляется военнослужащими, проходящими службу в вооруженных силах посылающих государств, без исключения из списков воинской части. Статус и социально-правовая защищенность личного состава, участвующего в указанной операции в "данные изъяты" соответствует статусу Групп военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств (далее - КПСМ), который определен Положением о Коллективных силах по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств, утвержденным Решением Совета глав государств СНГ от 19 января 1996 г, подписанным Российской Федерацией.
Данным положением определено, что в период прохождения службы в составе КСПМ личный состав пользуется статусом, привилегиями и иммунитетом, которые предоставляются персоналу ООН при проведении операций по поддержанию мира в соответствии с Конвенцией о привилегиях и иммунитетах Объединенных наций, Протоколом о статусе Групп военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств.
Автор жалобы также ссылается на ст. 11 Протокола о статусе Групп военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств от 15 мая 1992 г. Персонал Группы по поддержанию мира освобождается от уплаты налогов на зарплату и вознаграждения, получаемые от Группы или Государства-участника.
Статьей 7 НК РФ установлен приоритет правил и норм международных договоров Российской Федерации, содержащих положения, касающиеся налогообложения и сборов, над нормами Кодекса и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и сборах.
В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
Таким образом, делает вывод административный истец, не имеет правового значения факт отсутствия в национальном законодательстве о налогах и сборах положений о дополнительных гарантиях военнослужащих воинского контингента Миротворческих Сил Российской Федерации, поскольку данные гарантии предусмотрены международным правовым актом, подписанным Российской Федерацией.
В заключение Спиридонов просит решение гарнизонного военного суда и апелляционное определение отменить, принять новое решение по делу, которым удовлетворить требования в полном объеме, возвратить излишне удержанную с него сумму налога на доходы физических лиц в размере 149 262 руб.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
В соответствии с ч. 2 ст. 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судами первой и апелляционной инстанции при рассмотрении дела таких нарушений допущено не было.
Вопреки доводам автора кассационной жалобы, оснований не согласиться с выводами, изложенными в обжалованных судебных актах, не имеется. Дело рассмотрено и разрешено в соответствии с подлежащими применению законами и нормативно-правовыми актами, с соблюдением принципов осуществления правосудия на основе состязательности и равноправия сторон.
В протоколе о временном порядке формирования и задействования Групп военных наблюдателей и Коллективных Сил по поддержанию мира в зонах конфликтов между государствами и в государствах-участниках Содружества Независимых Государства, социальные и правовые гарантии персонала не оговорены.
Из материалов дела не следует, что Спиридонов в указанный выше период исполнял обязанности военной службы именно в составе Коллективных сил по поддержанию мира.
В соответствии со ст. 5 Соглашения о социальных и правовых гарантиях персоналу Коллективных сил по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств от 5 октября 2007 г, в подписании которого Республика "данные изъяты" не принимала участия, финансирование расходов на предоставление персоналу КСПМ и членам их семей социальных и правовых гарантий осуществляется направляющими Сторонами на основании решения Сторон в рамках финансовых средств, ежегодно предусматриваемых в национальных бюджетах в установленном порядке на соответствующие цели.
Как установлено по делу, воинская часть, в которой проходил службу Спиридонов, не финансировалась на эти цели. Денежное довольствие выплачивалось военнослужащим в соответствии с Порядком обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил РФ, утвержденным приказом Министра обороны РФ от 30 декабря 2011 г. N 2700.
Это не противоречит нормативным установлениям, содержащимся в п. 26 Федерального закона 07.11.2011 N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", согласно которым военнослужащим, проходящим военную службу по контракту за пределами территории Российской Федерации, денежное довольствие выплачивается в иностранной валюте и в рублях в случаях, размерах и порядке, которые определяются нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
В разработанном в соответствии с названным законом приказу Министра обороны от 30 декабря 2011 г. N 2700 "Об утверждении порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации" определено, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в воинских формированиях, дислоцированных за пределами территории Российской Федерации, а также военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения, при вооруженных конфликтах, денежное довольствие выплачивается с учетом повышающих коэффициентов, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2011 г. N 1071 "О выплате денежного довольствия военнослужащим, проходящим военную службу в воинских формированиях, дислоцированных за пределами территории Российской Федерации, а также военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения, при вооруженных конфликтах" (пункт 91). В свою очередь, этим постановлением Правительства Российской Федерации предусмотрен ряд социально-правовых гарантий защиты.
Законом от 21 января 1993 г. N 4328-1 "О дополнительных гарантиях и компенсаций военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" установлены социально-правовые гарантии защиты военнослужащих, в том числе выполняющих задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах.
Пунктом 3 постановления Правительства РФ от 31 марта 1994 г. N 280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащим и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций" определено, что военнослужащие и сотрудники, выполняющие в соответствии с ранее принятыми решениями задачи по установлению мира и поддержанию правопорядка в "данные изъяты" и в Республике "данные изъяты", находятся в зонах вооруженных конфликтов, в связи с чем предписано предоставлять им соответствующие дополнительные гарантии и компенсации.
Спиридонов в период с 8 августа 2015 г. по 7 августа 2016 г. был направлен в служебную командировку в составе воинского контингента для выполнения задач по нормализации обстановки, восстановлению законности и правопорядка в "данные изъяты". Пользуясь вышеназванными льготами, проходил военную службу в составе воинского контингента Миротворческих сил РФ в "данные изъяты", на территории, отнесенной к зоне вооруженного конфликта и выполнял задачи по нормализации обстановки, восстановлению законности и правопорядка. Поэтому на него в полной мере распространялись предусмотренные законодательством гарантии и компенсации, к числу которых, вместе с тем, не относится освобождение от уплаты налогов.
На основании Соглашения о принципах урегулирования вооруженного конфликта в "данные изъяты", подписанного Российской Федерацией и Республикой "данные изъяты" 21 июля 1992 г, на которое не распространяется действие о Коллективных силах по поддержанию мира в Содружестве Независимых государств, персонал Группы по поддержанию мира освобождается от уплаты налогов на зарплату и вознаграждения, получаемого от Группы или Государства-участника.
Согласно ст. 1 распоряжения Правительства РФ от 17 августа 1992 г. N 1503-р "О решении объединенной Контрольной комиссии по урегулированию вооруженного конфликта в "данные изъяты"" предписано согласиться с решениями объединенной Контрольной комиссии по урегулированию вооруженного конфликта в "данные изъяты" об условиях оплаты, льготах, преимуществах и социальных гарантиях для лиц, входящих в состав смешанных сил по установлению мира и поддержанию правопорядка в "данные изъяты", военных наблюдателей, членов объединенной Контрольной комиссии и экспертных групп (протокол заседания объединенной Контрольной комиссии от 29 июля 1992 г. N 3).
Эти условия оплаты, льгот, преимуществ и социальные гарантии определено установить лишь для лиц, занятых руководством и обеспечением смешанных сил в зоне вооруженного конфликта в "данные изъяты". Финансирование деятельности российской армии определено осуществлять за счет средств республиканского бюджета Российской Федерации.
При этом судами также учтен тот факт, что между Правительством РФ и Правительством Республики "данные изъяты" заключено отдельное Соглашение во избежание двойного налогообложения доходов и имущества и предотвращение уклонения от уплаты налогов. Согласно этому межгосударственному соглашению вознаграждение, выплачиваемое органом власти, созданным в Договаривающемся Государстве любому физическому лицу за службу, осуществляемую для этого органа власти, облагается только в этом Договаривающемся Государстве.
В соответствии же с п. 11 Протокола о статусе Групп военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира в Содружестве Независимых государств, доходы, получаемые военнослужащими Группы по поддержанию мира от государства-участника не будут облагаться налогами только в принимающем государстве, вне зависимости от того, что они могли подлежать налогообложению в соответствии с законодательством принимающего государства и его международными договорами.
Проанализировав указанные обстоятельства и сопоставив их с предписаниями правовых норм, суды первой и апелляционной инстанции правильно признали, что Спиридонов, проходивший военную службу в Группе по поддержанию мира, являлся налоговым резидентом Российской Федерации и удержанный с него налог возвращению не подлежит.
При таких данных оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных актов, в том числе для его безусловной отмены, из материалов дела не усматривается.
Руководствуясь ст. 327, 329, 330 КАС РФ, Кассационный военный суд
определил:
Решение Воронежского гарнизонного военного суда от 3 июля 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского окружного военного суда от 12 сентября 2019 г. по административному исковому заявлению Спиридонова Андрея Владимировича оставить без изменения, а кассационную жалобу административного истца - без удовлетворения.
Председательствующий П.И. Бабошкин
Судьи Т.Г. Гусейнов
В.Л. Лядов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.