Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"
Законопроект предполагает внесение изменений и дополнений в две главы части второй Налогового Кодекса Российской Федерации: в главу 23 "Налог на доходы физических лиц" и в главу 24 "Единый социальный налог". Целью законопроекта является изменение концепции налогообложения в сфере негосударственного пенсионного обеспечения.
В настоящее время в части второй Налогового кодекса РФ реализована концепция обложения "на входе", предполагающая обложение взносов в систему добровольного негосударственного пенсионного обеспечения, в противовес обложению негосударственных пенсий (так называемое обложение "на выходе"). Действующая концепция обладает рядом серьезных недостатков, в том числе:
1) население лишается стимулов к самостоятельному накоплению средств для самообеспечения в старости. Обложение подоходным налогом в равной мере текущего потребления и сбережений (отложенного потребления) всегда дестимулирует сбережения, так как отложенное потребление может и не состояться, а текущее не подвержено аналогичным рискам (например, вероятности не дожить);
2) работодатели лишаются стимулов осуществлять взносы в негосударственные пенсионные фонды в пользу своих работников. Необходимость осуществлять взносы за счет чистой прибыли, по экспертным оценкам, приведет к постепенному сворачиванию негосударственного пенсионного обеспечения. Это не только крайне невыгодно, но и не согласуется с общепринятым в мировой практике подходом, позволяющим считать расходы на добровольное пенсионное обеспечение сотрудников обоснованными деловыми расходами. При этом обложение пенсионных взносов единым социальным налогом абсолютно противоречит здравому смыслу;
3) резкое ухудшение условий для осуществления добровольного накопительного пенсионного обеспечения происходит одновременно с попытками введения обязательного государственного пенсионного накопления. Таким образом, искусственно создается крупномасштабная "пенсионная монополия", для деятельности всех конкурентов которой искусственно создаются запретительные условия. Как и в любой монополизированной отрасли, отсутствие конкуренции в пенсионном обеспечении приведет к ухудшению качества оказываемых услуг и к их удорожанию.
С целью возврата к принципам обложения негосударственных пенсионных фондов, действовавшим до введения в действие второй части Налогового кодекса, предлагается:
- отменить обложение единым социальным налогом пенсионных взносов в пользу работников;
- не облагать налогом на доходы физических лиц взносы в негосударственные пенсионные фонды, одновременно обложив налогом негосударственные пенсии.
Законопроект предусматривает:
1) освобождение от уплаты единого социального налога работодателей, осуществляющих взносы в негосударственные пенсионные фонды в пользу работников, в части, не превышающей 12% от расходов на оплату труда;
2) освобождение от уплаты налога на доходы физических лиц с сумм пенсионных взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения;
3) обложение налогом на доходы физических лиц по ставке 35% выплат, осуществляемых в случае досрочного расторжения договоров добровольного пенсионного обеспечения - в качестве меры противодействия использованию "серых" зарплатных схем;
4) обложение негосударственных пенсий налогом на доходы физических лиц.
Реализация законопроекта не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"
Реализация законопроекта не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
В результате внесения изменений и дополнений в главу 23 "Налог на доходы физических лиц" доходы федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации не уменьшатся, так как практически нет случаев, когда объем взносов в негосударственный пенсионный фонд (НПФ) в расчете на 1 работника превышает 2 тысячи рублей в год. Положение об освобождении от налогообложения взносов в НПФ в размере до 2 тысяч рублей в год содержится в статье 213 Налогового Кодекса РФ.
Увеличение доходов бюджетов произойдет за счет обложения налогом негосударственных пенсий. Фактический объем выплат негосударственных пенсий, по официальным данным Инспекции НПФ при Минтруда РФ, составил:
Год | Объем выплат, тыс.руб. |
1998 | 244 000 |
1999 | 340 000 |
2000 | 575 800 |
Средний темп роста выплат за 1998 - 2000 годы составил 54,3%. Если он сохранится и в 2001 - 2002 годах, то объем выплат в 2001 году составит 888459,4 тыс.руб., а в 2002 году- 1 370 892,9 тыс.руб.
С учетом коэффициента собираемости подоходного налога 0,85, объем дополнительных доходов бюджетов от налога на доходы физических лиц в 2002 году составит:
1 370 892,9 тыс.руб. x 0,85 x 0,13 = 151 483,7 тыс.руб.
В результате внесения изменений и дополнений в главу 24 "Единый социальный налог" возможны потери доходов бюджетом Пенсионного фонда Российской Федерации, бюджетом Фонда социального страхования Российской Федерации и бюджетами фондов обязательного медицинского страхования. Однако, указанные бюджеты понесут потери и в случае непринятия законопроекта. Действующий режим налогообложения приведет к сворачиванию деятельности негосударственных пенсионных фондов и к выпадению доходов указанных бюджетов в соответствии с приведенными ниже расчетами.
Объем взносов в негосударственные пенсионные фонды, по официальным данным Инспекции НПФ при Минтруда РФ, в первом квартале 2001 года составил 672 472,0 тыс.руб. Допустим, что объем взносов в реальном выражении будет оставаться неизменным в течение всего 2001 года и будет в каждом квартале равен 672472,0 тыс.руб. Применяя утвержденный Министерством экономического развития и торговли прогнозный индекс-дефлятор в размере 1,16, получим, что объем взносов в 2001 году составит 2 855 628 тыс.рублей.
Если уровень инфляции в 2002 году будет аналогичен уровню инфляции в 2001 году, то объем взносов, неизменный в реальном выражении, составит в 2002 году 3 312 529 тыс.руб.
С учетом коэффициента собираемости единого социального налога 0,964 (аналогично запланированному на 2001 год), объем выпадающих доходов от единого социального налога в 2002 году составит:
3 312 529 тыс.руб. x 0,964 x 0,356 = 1 136 807,0 тыс.руб.
Важно отметить, что данная сумма несколько завышена, так как в расчетах не учтено наличие высокооплачиваемых групп населения, имеющих право на применение пониженной ставки единого социального налога. Среди клиентов негосударственных пенсионных фондов доля таких групп населения выше средней по Российской Федерации.
Выпадение доходов в размере 1,1 млрд.руб. не нанесет существенного ущерба бюджету Пенсионного фонда РФ и бюджетом других социальных фондов, так как в течение последних двух лет в них образуется устойчивый профицит. На 1 января 2001 года в только бюджете Пенсионного фонда РФ образовались свободные остатки в объеме около 100 млрд.руб., а в проект бюджета Пенсионного фонда РФ на 2001 год заложен профицит в объеме около 15 млрд.руб. Общий объем доходов Пенсионного фонда РФ на 2001 год превышает 500 млрд.руб.
Одновременно положительный эффект от сохранения сети добровольного негосударственного пенсионного обеспечения в финансовых терминах выражается следующим образом:
- 275 тыс.человек уже сейчас получают дополнительную негосударственную пенсию, средний размер которой составляет 180 руб. в месяц;
- 3 млн.человек являются участниками НПФ, то есть будут получать дополнительную пенсию в будущем;
- объем пенсионных резервов в настоящий момент превышает 20 млрд.руб.;
- сумма инвестированных негосударственными пенсионными фондами в экономику страны средств составляет 19,5 млрд.руб. по состоянию на 1 января 2001 года.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" требуется внести изменения в следующие законы:
1) Налоговый кодекс Российской Федерации от 05.08.2000 г. N 117-ФЗ ("Собрание законодательства РФ", 07.08.2000, N 32, ст.3340).
2) Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" от 29.12.2000 N 166-ФЗ ("Собрание законодательства РФ", 01.01.2001, N 1 (часть II), ст.18).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.