Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе председательствующего судьи Петуховой В.Г.
судей Харина Р.И. и Гусаровой Л.В.
при секретаре Быковой Н.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-920/2019 по административному исковому заявлению ФИО12 к Федеральной службе государственной регистрации кадастра и картографии по Иркутской области о признании незаконным решения о приостановлении регистрации перехода права на жилое помещение, взыскании компенсации морального вреда
по апелляционной жалобе Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Иркутской области
на решение Усть-Кутского городского суда Иркутской области от 30 августа 2019 г.
УСТАНОВИЛА:
в обоснование заявленных требований истец указал, что через многофункциональный центр в г. Усть-Куте Ильиных В.А. и заинтересованное лицо подали договор мены и заявление от 26 апреля 2019 г. Номер изъят о регистрации перехода права собственности на квартиру "1" к истцу, и квартиры "2" к КУМИ УКМО (г. Усть-Кут).
16 мая 2019 г, уведомлением КУВД-001/2019-5215574, Росреестр сообщил о приостановлении регистрации перехода прав. Такое решение исполнительного органа является не законным.
Как неправомерно указано в уведомлении о принятом решении о приостановлении регистрации, по существующей сделке мены между сторонами, регистрация невозможна без передачи земельного участка и еще трех объектов недвижимости, поставленных на кадастровый учет и расположенных на том же земельном участке. Имеется ссылка на п. 5 ч. 1 ст. 26 Федерального Закона 218-ФЗ как основание для приостановления регистрации.
Однако, такое суждение не верно, и в результате незаконного приостановления регистрации, нарушено право собственности на квартиру. К договору мены предоставлены все необходимые документы для идентификации передаваемых объектов, договор подписан сторонами. Других объектов, связанных либо не связанных с квартирами, стороны друг другу по сделке не передавали и таких намерений не имели.
Как ошибочно рассуждает регистратор, дом расположен на земельном участке с кадастровым номером Номер изъят мерою 830 кв.м, а на этом земельном участке расположены объекты капитального строительства: два гаража и навес, которые по мнению регистратора должны быть переданы вместе с земельным участком при переходе права на квартиру от Ильиных В.А.
Приостановление сделки не законно, по следующим обстоятельствам. На земельном участке расположены два капитальных сарая, баня, три капитальных (на ж/б фундаменте) теплицы и сарай постройки временного характера. Все перечисленные объекты и сама квартира расположены на указанном земельном участке, целевое использование которого предусматривает - ведение личного подсобного хозяйства. Такие цели и использование предполагает без дополнительных разрешений на постройку, как жилья, так и вспомогательных строений, в т.ч. капитального характера.
Следовательно, объекты самостоятельные, расположены на земельном участке и неразрывно связаны с земельным участком, который предназначен для их расположения и эксплуатации, передаваться, тем более безвозмездно, тем более по такому не законному требованию не должны. Препятствия ответчика к осуществлению прав истца незаконны.
Передаваемая квартира по договору мены расположена в много квартирном доме, который имеет свой земельный участок, расположенный непосредственно под домом, и не совпадает в полной мере с размером квартиры. Дом составляет площадь около 144 кв.м, площадь "2" составляет 72, 7 кв.м, а предназначение земельного участка к использованию имеет характер и эксплуатации квартиры и ведения личного подсобного хозяйства. Не обоснованно поставлена в зависимость расположение квартиры на земельном участке с мерою 830 кв.м, так как сама квартира расположена только на территории 72.7 кв.м земли, что гораздо меньше 830 кв.м.
Незаконное приостановление регистрации перехода права, дает право административному истцу заявить также о взыскании компенсации морального вреда и судебных расходов, связанных с подачей административного иска и его рассмотрением в суде.
Решением Усть-Кутского городского суда Иркутской области от 30 августа 2019 г, удовлетворены требования административного искового заявления.
В апелляционной жалобе представитель Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Иркутской области - Р.А, выражает несогласие с судебным решением, находит его незаконным и необоснованным, просит решение отменить, и принять новое решение об удовлетворении исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы повторяет доводы, изложенные в возражениях на административное исковое заявление, приводит свое толкование норм материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Указывает, что приостановление государственной регистрации не может нарушать права заявителя, поскольку не является конечным результатом исполнения государственной функции по государственному кадастровому учету и государственной регистрации права.
В судебном заседании представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области Томшина Н.А, доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме.
Административный истец Ильиных В.А. и его представитель Ильиных С.В, возражали по доводам апелляционной жалобы.
Заслушав доклад судьи Харина Р.И, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрев административное дело в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Порядок проведения государственной регистрации установлен ст. 29 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-03 "О государственной регистрации недвижимости" (далее также - Закон о недвижимости), в соответствии с которым, орган регистрации прав проводит правовую экспертизу представленных на государственную регистрацию документов, на предмет установления оснований для отказа в государственной регистрации прав или её приостановления в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу подп. 7 п. 1 ст. 26 N 218-ФЗ, осуществление государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Ильиных В.А. на основании решения Усть-Кутского городского суда Иркутской области от 13 ноября 2013 г. по гражданскому делу Номер изъят является собственником следующего имущества - квартиры "2" общей площадью 72, 7 кв.м. в деревянном одноэтажном доме (данные изъяты) со следующими надворными постройками: Гараж железобетонный, на железобетонном фундаменте площадью 50, 4 кв.м.; Теплица стеклянная на бетонном фундаменте площадью 21, 4 кв.м, Теплица стеклянная на бетонном фундаменте площадью 21, 8 кв.м, Теплица стеклянная на бетонном фундаменте площадью 20, 8 кв.м, Сарай брусовой на деревянном фундаменте площадью 20, 4 кв.м, Сарай дощатый на деревянном фундаменте площадью 3, 9 кв.м, Сарай к/зст на деревянном фундаменте площадью 7, 3 кв.м, Сарай брусовой на деревянном фундаменте площадью 7, 3 кв.м, Сарай из железобетонных блоков на железобетонном фундаменте площадью 20 кв.м, Сарай металлический площадью 20 кв.м, Баня брусовая на деревянном фундаменте площадью 19, 2 кв.м, Забор из сетки металлической на ж/б столбах площадью 86, 9 кв.м, Забор дощатый площадью 52, 7 кв.м, Забор из штакетника площадью 18, 5 кв.м.
Кроме того, истцу 6 марта 1994 г. постановлением главы администрации Усть-Кутского района передан в постоянное бессрочное пользование земельный участок общей площадью 580 кв.м. по адресу - "2" для эксплуатации половины жилого дома и ведения личного подсобного хозяйства. Постановлением мэра района от 12 апреля 2013 г. уточнен адрес земельного участка - "2".
Согласно Свидетельства о государственной регистрации права от 18 августа 2014 г. истцу Ильиных В.А. принадлежит на праве собственности земельный участок из земель населенных пунктов, разрешенное использование - для эксплуатации половины жилого дома и ведения личного подсобного хозяйства, общая площадь участка - 830 кв.м. Адрес: "2".
Также истцом зарегистрированы права собственности на гараж, кадастровый Номер изъят, гараж, кадастровый Номер изъят, навес, кадастровый Номер изъят, принадлежащие на праве собственности Ильиных В.А, что подтверждается соответствующими Выписками из Единого государственного реестра недвижимости.
Как указано в уведомлении о приостановлении государственной регистрации от 16 мая 2019 г. согласно актуальным сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) имеется запись о праве собственности Ильиных В.А. на земельный участок, кадастровый Номер изъят с местоположением: "2", категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации половины жилого дома и ведения личного подсобного хозяйства, общая площадь 830 кв.м. Кроме того, на данном земельном участке расположены объекты капитального строительства: гараж, кадастровый Номер изъят, гараж, кадастровый Номер изъят, навес, кадастровый Номер изъят, принадлежащие на праве собственности Ильиных В.А.
Кроме того, согласно Свидетельства о государственной регистрации права от 4 марта 2014 г. за Ильиных В.А. зарегистрировано право собственности на квартиру, общей площадью 72, 7 кв.м, этаж 1, расположенную по адресу: "2".
В рамках выполнения подпрограммы "Переселение граждан, проживающих на территории Иркутской области, из аварийного жилищного фонда, признанного непригодным для проживания" на 2014-2017 г. Государственной программы Иркутской области "Доступное жилье" на 2014-2020 г, между административным истцом Ильиных В.А. и КУМИ УКМО (гп) 8 октября 2018 г. заключен договор мены жилых помещений. В соответствии с условиями договора каждая из Сторон обязуется передать в собственность другой Стороны жилое помещение в обмен на другое. При этом каждая из Сторон признается продавцом жилого помещения, которое она обязуется передать, и покупателем жилого помещения, которое она обязуется принять в обмен.Предметом договора мены является обязанность Гражданина передать в собственность Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения): квартиру, расположенную по адресу: "2", общей площадью 72, 7 кв.м, состоящую из 4-х жилых комнат, принадлежащую Гражданину на праве собственности на основании решения Усть-Кутского городского суда Иркутской области от 13 ноября 2013 г, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 4 марта 2014 г. сделана запись регистрации Номер изъят, а также обязанность Комитета передать в собственность Гражданину: квартиру, расположенную по адресу: "1" общей площадью 72, 7 кв.м, состоящую из 4-х жилых комнат, принадлежащую Усть-Кутскому муниципальному образованию (городскому поселению) на праве собственности, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 29 сентября 2018 г. сделана запись регистрации Номер изъят.
Жилое помещение, передаваемое Гражданину Комитетом, пригодно для постоянного проживания. Санитарное и техническое состояние жилого помещения передаваемого Гражданином Комитету не является существенным условием договора мены. Рыночная стоимость квартиры, подлежащей передаче Комитетом в собственность Гражданину в соответствии с договором мены, составляет не менее стоимости, определенной в п. 4 настоящего договора. Стороны считают обмен равноценным и каких-либо расчетов, связанных с осуществляемой между ними меной жилыми помещениями, производиться не будет. Передача и приемка квартир во исполнение договора мены осуществляется Сторонами по передаточному акту, который подписывается Сторонами. Обязательства по приемке и передаче квартир считаются исполненными сторонами после подписания передаточного акта.
Сторонами подписано также дополнительное соглашение N 1 к указанному договору мены, передаточные акты.
Судебная коллегия находит обоснованным суждение суда о том, что сторонами в рамках выполнения подпрограммы "Переселение граждан, проживающих на территории Иркутской области, из аварийного жилищного фонда, признанного непригодным для проживания" на 2014-2017 г. Государственной программы Иркутской области "Доступное жилье" на 2014-2020 г. заключен договор мены только на жилые помещения, принадлежащие истцу Ильиных В.А. и Усть-Кутскому муниципальному образованию (городскому поселению).
26 апреля 2019 г. Ильных В.А. и представитель УКМО (гп) сдали документы для государственной регистрации прав без одновременного государственного кадастрового учета, что подтверждается соответствующей описью, заявлениями сторон договора мены.
Уведомлением от 16 мая 2019 г. КУВД-001/2019-5215574 административный ответчик уведомил истца Ильиных В.А. и представителя УКМО (гп) о приостановлении государственной регистрации прав без одновременного государственного кадастрового учета в связи с не предоставлением документов, необходимых для осуществления государственной регистрации прав. Управлением Росреестра по Иркутской области установлено, что на регистрацию представлен указанный выше договор мены жилых помещений от 08 октября 2018 года.
При проведении правовой экспертизы Управлением Росреестра по Иркутской области установлено, что истцу Ильиных В.А. принадлежит на праве собственности земельный участок, кадастровый Номер изъят с местоположением: "2", категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации половины жилого дома и ведения личного подсобного хозяйства, общая площадь 830 кв. м. Кроме того, на данном земельном участке расположены объекты капитального строительства: гараж, кадастровый Номер изъят, гараж, кадастровый Номер изъят, навес, кадастровый Номер изъят, принадлежащие на праве собственности Ильиных В.А.
Управлением Росреестра по Иркутской области сделан вывод, что в силу абз. 5 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ, устанавливающего принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому, все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, государственная регистрация перехода права собственности на заявленный к регистрации объект недвижимости, может быть произведена только одновременно с государственной регистрацией перехода права собственности на земельный участок, кадастровый Номер изъят с местоположением: "2" и объекты недвижимости, расположенные на данном земельном участке: гараж, кадастровый Номер изъят, гараж, кадастровый Номер изъят, навес, кадастровый Номер изъят.
Поскольку документы на государственную регистрацию в отношении земельного участка кадастровый Номер изъят, с местоположением: "2" и объектов недвижимости, расположенных на данном земельном участке: гараж, кадастровый Номер изъят, гараж, кадастровый Номер изъят, навес, кадастровый Номер изъят не представлены, следовательно, провести государственную регистрацию перехода права собственности на помещение, не представляется возможным.
Непредставление документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, что в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 26 Закона является основанием для приостановления государственной регистрации.
Осуществление действий по государственной регистрации перехода права собственности на объект недвижимого имущества приостанавливается до 16 августа 2019 г.
Судебная коллегия полагает обоснованным заключение суда о том, что указанный вывод сделан административным ответчиком с нарушением прав собственника указанных спорных объектов недвижимости, т.к. договор мены между сторонами был заключен в рамках специальной программы, которая определяет права и обязанности сторон.
19 июня 2019 г. административный ответчик вынес дополнительное уведомление к указанному выше - КУВД-001/2019-5240828, в котором дополнительно указал сторонам на возможность отчуждения доли земельного участка.
Конституцией РФ установлено, что никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (ч. 3 ст. 35 Конституции РФ).
Согласно положениям Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится в том числе отчуждение недвижимого имущества в связи с принудительным отчуждением земельного участка для государственных или муниципальных нужд (изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд) (пп. 3.2 п. 2 ст. 235 ГК РФ).
Под государственными или муниципальными нуждами понимаются потребности публично-правового образования, удовлетворение которых направлено на достижение интересов общества (общественно полезных целей), осуществить которые невозможно без изъятия имущества, находящегося в частной собственности.
Соответственно, принудительное изъятие не может производиться только или преимущественно в целях получения выгоды другими частными субъектами, деятельность которых лишь опосредованно служит интересам общества (Обзор судебной практики Верховного Суда РФ N 1 (2016) (утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 13 апреля 2016 г.).
Основания изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд определены ст. 49 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ).
В рассматриваемом споре изъятие принадлежащего истцу земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости в установленном законом порядке не производилось, ссылка административного ответчика на абз. 5 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ не обоснована.
Иных оснований, для приостановления государственной регистрации прав без одновременного государственного кадастрового учета административным ответчиком не указано.
В связи с вышеизложенным суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что исковые требования истца Ильиных В.А. в части признания незаконными решение Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Иркутской области о приостановлении регистрации перехода права на квартиру "1" подлежат удовлетворению.
Учитывая изложенное, а также исходя из того, что приведенные в апелляционной жалобе доводы не содержат выводов, ставящих под сомнение законность оспариваемого решения суда, оснований для его отмены не имеется, обжалуемое решение является законным и обоснованным, принято при верном установлении юридически значимых обстоятельств и правильном применении норм материального и процессуального права.
Доводы апелляционной жалобы фактически направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, являвшихся предметом судебного исследования и получивших в соответствии с требованиями процессуального закона надлежащую правовую оценку в оспариваемом судебном решении, с которой коллегия согласна.
Руководствуясь ст. 308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Усть-Кутского городского суда Иркутской области от 30 августа 2019 г, по настоящему административному делу, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий В.Г. Петухова
Судьи: Р.И. Харин
Л.В. Гусарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.